Ковалевская Катя
Проект «Разноцветная планета. Природные ресурсы»
Проект : Разноцветная планета : «Природные ресурсы».
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Разработала воспитатель: Ковалевская Екатерина Павловна.
«МБОУ» Свенская СОШ №1 Д. С. «Алиса» г. Брянск
Пояснительная записка
Проект «Разноцветная планета» является источником первоначальных знаний детей о географии, познавательного интереса к природе.
Публикация «Проект „Разноцветная планета, Природные ресурсы“» размещена в разделах
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Дети обладают природной страстью к познанию мира, к открытиям, любят путешествовать. Поэтому именно создание условий для познавательного интереса, помогает нам в увлекательных «путешествиях» знакомить детей с растительным и животным миром.
В течение трех месяцев я проводили занятия, эксперименты, наблюдения и организовывала совместную деятельность детей с взрослыми. Дети подготовительной к школе группы легко усваивают материал. Играя, дети учатся раскрывать тайны: морей, океанов, стран, лесов, озер. Многообразие красок встречается повсюду и дети с этим живут. В своем исследовании я захотела рассказать детям, что в красках существует много интересного, без чего мы не сможем жить. Что каждый цвет, имеет свою роль в нашей жизни. В совместной деятельности дети создают: рисуют, поделки из бумаги, пластилина, фантазируют, учатся излагать свои мысли. Получив необходимую информацию, дети самостоятельно и с помощью родителей выполняют домашние задания. Составляют сообщения, выполняют рисунки.
Проект помог мне повести детей в мир захватывающих приключений и путешествий, научить исследовать и любить окружающий мир.
Паспорт проекта
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный (декабрь 2018 года – февраль 2019 года)
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.
Проблема
Проблема развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста, состоит в том, что дети мало интересуются тем, что происходит вокруг них. Тема экологии очень важна, в образовательном процессе отводится много времени для ее изучения.
Дети очень много проводят времени в телефонах, компьютерах и нет желания, чем- то интересоваться. Дети очень мало гуляют, а если и гуляют, то не очень им интересно рассматривать: деревья, почки, траву, цветочки, наблюдать за снегом, водой определяя их свойства, проводить эксперименты, наблюдения. Какие у нас природные ресурсы, чем богата наша планета. Детей, которые этим интересуются очень мало и в основном это старший дошкольный возраст, подготовительная группа.
Каждый возраст дошкольников требует: свою насыщенность, красочность, новизну, что бы ребенку было интересно, познавать новый материал.
Проект представляет собой интеграцию различных видов областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие). В качестве основной деятельности проекта выступает продуктивная.
Актуальность
Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования - потеря интереса, притягательности процесса познания, снижения положительной мотивации к процессу приобретения знаний. Из года в год увеличивается число дошкольников не желающих идти в школу. Учитывая, что данный возраст является наиболее благоприятным для формирования познавательно- поисковой и творческой деятельности.
Цель: формирование у дошкольников активно- творческого отношения к окружающему миру. Выявление познавательного интереса.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей понятие о природных ресурсах, о планете Земли;
- расширять и обогащать знания о реках, океанах, лесах, разнообразии природного и животного мира, о многообразии стран мира;
- учить проявлять инициативу в поисковых ситуациях.
Развивающие:
- развивать кругозор дошкольников.
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- развивать психические и познавательные процессы пространственное воображение, память, внимание;
- развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение и любовь к планете Земля, желание беречь и изучать ее;
- способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
Для родителей
Повысить компетентность родителей по вопросам формирования познавательно- поисковой и творческой деятельности детей, а также привлечь их к активному участию в жизни группы.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
Повышение познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков детей.
Усвоение детьми информации и систематизации занятий об окружающем мире, расширения их кругозора.
Повышение компетентности родителей в вопросах развития своих детей и активное участи в жизни группы.
Пополнение предметно - развивающей среды группы.
Этапы проекта
I этап Организационно- дидактический и прогностический (декабрь)
Содержание Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
Определение целей и задач проекта.
Составление перспективного планирования.
Подготовка материальной базы.
Методическое обеспечение.
Изучение литературы по проблеме. Определяет цели и задачи проекта, содержание деятельности.
Составляет перспективное планирование.
Организует развивающую среду. Участвуют в разработке проекта.
Знакомятся с соответствующей литературой (энциклопедии, атлас, географической картой и глобусом) Знакомятся с целью, задачами проекта.
Получают информацию о способах реализации проекта.
Участвуют в создании развивающей среды и материальной базы.
IIэтап Практический. Познавательно- развивающий (январь)
Содержание Деятельность педагогов Деятельность детей Деятельность родителей
Реализация проекта.
Отслеживание текущих и промежуточных результатов.
Совместные досуги с детьми.
Экскурсии в природу, наблюдения.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Участие в создании коллективных творческих работ.
Участие в выставках и конкурсах.
Знакомятся с детской литературой по заданной теме. По желанию или предложению воспитателя участвуют во всех мероприятиях по реализации проекта.
III этап Обобщающий, итоговый (февраль)
Содержание Деятельность педагогов Деятельность детей Деятельность родителей
Соотнесение результатов с постановленными целями.
Подведение итогов, и ознакомление с ними родителей.
Выявление причин недостатков и успеха.
Помогают воспитателю в оформлении результатов продуктивной деятельности (коллективные и индивидуальные работы). Участвуют в подведении итогов проекта.
Формы работы с детьми.
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по теме «Разноцветная планета».
Дата НОД Содержание работы Совместная деятельность во II половине дня
декабрь
Что такое планета
Земля?
Природные ресурсы.
Беседа: «Где мы живем?»
Беседа с мультимедийным показом.
Рисунки: «Наша планета».
Обсуждение просмотренного показа «Природные ресурсы».
январь
Беседа: «Важные цвета, где они живут?»
Экспериментирование: «Свойства воды»
Беседа: «Разноцветная» - земля;
синие - моря, океаны, реки;
желтый - пустыни; зеленый - леса, джунгли, тундра;
Красный- лава, вулкан, закат, рассвет.
белый - снега, лед.
«Знакомство со свойствами льда. Айсберги»
«Пингвины».
Совместный просмотр картинок.
Обводка Антарктиды, и ее обитателей.
февраль
Дидактические игры: «Вокруг света».
Жизнь на планете Земля «Космическое путешествие».
Путешествие по карте,
«Животные мира»
Солнечная система. Космос (орбиты, планеты, спутник Земли - луна, звезды,
Наша планета разноцветная.
Коллективное обсуждение.
Просмотр картинок, обитателей.
Нанесение на карту названий океанов, рек, морей.
Результаты проекта.
Заключительным этапом работы над проектом стало создание мини музея «Природные ресурсы», который будет пополняться.
Выполняя этот проект, я действительно расширили знания детей о нашей планете, о ее богатствах.
Надеюсь, что наша проектная работа будет полезна для дальнейшего изучения детьми.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Вывод:
В ходе реализации проекта я пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность, экспериментирование, наблюдение объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну, свой город, свою семью.
У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Родители повысили свою компетентность в вопросах развития своих детей и приняли активное участие в жизни группы.