Алсу Вагапова
Проект «Разбуди в ребенке волшебника»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ориентация педагогического процесса на развитие творческих способностей становится в современных условиях, в период гуманизации дошкольного образования, особенно значимой.
Трудно переоценить значение лепки для развития творческой личности дошкольника. Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразней материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности.
ГИПОТЕЗА
Публикация «Проект „Разбуди в ребенке волшебника“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
1. Проблемно-ориентированный анализ умений и способностей детей выявил следующие проблемы:
- дети используют в изобразительной деятельности определенные штампы
и стереотипы;
- ограничивается возможность самовыражения детей в цвете;
- не предоставляется возможность работать с разнообразным материалом;
- пассивность, отсутствие самостоятельности в выборе содержания и
способов деятельности;
2. Успешная реализация проекта становится возможной при выполнении следующих условий:
- интеграция игровой и продуктивной деятельности (лепки) детей;
- использование новых нетрадиционных художественных техник лепки и экспериментирования с лепным материалом;
- сотворчество и сотрудничество детей и взрослых;
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Развитие у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей в процессе лепки.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
для детей:
1. Знакомить детей с произведениями разных видов и жанров изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, декоративно-прикладное искусство, архитектура, скульптура и др., с их содержанием, средствами выразительности для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.
2. Развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу формирования творческой личности.
3. Формировать умение варьировать накопленный опыт, решать задачи различными способами лепки, новыми выразительными средствами для создания художественного образа.
для педагогов:
1. Создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами (тесто, пластилин, глина, бумага, инструментами (стеки, печатки, формы, бросовый и природный материал, техниками.
2. Обеспечить переход от репродуктивного мышления к творческому; подвести детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.
3. Преобразовать образовательный процесс через интеграцию игровой и продуктивной деятельности детей, использование нетрадиционных художественных техник лепки и экспериментирование с лепным материалом.
для родителей:
1. Расширять знания родителей об особенностях развития творческих способностей детей в процессе лепки.
2. Способствовать установлению партнерских, доверительных отношений педагогов и родителей в вопросах художественного воспитания детей.
3. Привлечь родителей к образовательному процессу и совместному с детьми творчеству.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
для детей:
1. Освоение выразительных возможностей разнообразных художественных материалов, умение ими пользоваться в свободной творческой деятельности.
2. Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.
3. Умение находить новые, нестандартные решения творческих задач, творческое саморазвитие детей в самостоятельной деятельности.
для педагога:
1. Повышение уровня педагогической компетентности, личностный и профессиональный рост.
2. Повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
3. Повышение профессионализма в вопросах работы с семьями воспитанников.
для родителей:
1. Повышение уровня знаний и практических умений родителей в вопросах развития художественного творчества детей.
2. Установление партнерских отношений с педагогами и детьми.
3. Совместный поиск оптимальных форм организации творческой деятельности детей и взрослых, обмен опытом семейного художественного воспитания.
ТИП ПРОЕКТА
Творческий, долгосрочный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Дети 4 - 7 лет, педагоги, родители
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
2010 – 2012 гг.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
1. Изостудия «Радуга»
2. Художественно-творческие центры в группах
3. Изделия народного декоративно-прикладного искусства, керамики, скульптуры малых форм; репродукции картин.
4. Художественный материал для лепки (пластилин, глина, соленое и заварное тесто, природный и бросовый материал, инструменты для оформления лепных изделий).
5. Дидактические игры по темам (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический и сказочно-былинный жанры, архитектура, цвет, форма, воображение, познавательные.)
6. Наглядно-методические пособия для детей, родителей, педагогов по видам и жанрам искусства (художественное слово, загадки, игры, методические рекомендации для педагогов и родителей, конспекты занятий, иллюстрированные детскими рисунками.
7. Алгоритмы создания лепных образов.
8. Методическая литература:
- Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. М. ,2000.
- Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. М., 2006.
- Грибовская А. А. Ознакомление дошкольников со скульптурой. М., 2004.
- Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2006.
- Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду. М., 1986.
- О'Рейли С. Лепка. СПб., 1997.
- Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.
- Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М. ,1998.
- Алексахин Н. Н. Волшебная глина. М., 1998.
- Брыкина Е. К., Зайцева В. В. Методика развития детского изобразительного творчества в опорных схемах и таблицах. М., 2010.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1. Самообразование 3. Работа с детьми
2. Методическое сопровождение 4. Сотрудничество с родителями
№ мероприятия цель результат
1 Диагностика художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Выявление уровня развития творческих способностей детей. 40% - низкий уровень;
54%- средний уровень;
6% - высокий уровень.
2 Изучение анализ психолого-педагогической литературы, сбор информации по данной теме. Повышение компетентности педагога по данной проблеме. Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта.
3 Перспективное планирование по лепке в средней, старшей, подготовительной группах. Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по развитию творческих способностей детей. Разделение системы занятий на тематические блоки позволило последовательно и углубленно работать над лепными образами. Темы занятий, близкие детям, повысили интерес детей к изобразительной деятельности.
4 Создание картотеки игр и игровых упражнений по лепке. Создать интерес к творческой деятельности, способствовать использованию игры на всех этапах занятия и в самостоятельной деятельности детей. - повышение интереса, увлеченности деятельностью;
- самостоятель
ность при выборе художественного материала, композиции и средств художественно-образной выразительности, способа лепного изображения;
- преодоление трудностей с увлечением.
5 Изготовление наглядно-методических пособий по темам: «Портрет», «Натюрморт», «Пейзаж», «Архитектура», «Анималистика», «Сказочно-былинный жанр». Знакомить детей в игровой форме с жанрами и видами искусства. Приобретение детьми и взрослыми навыков художественного восприятия различных видов и жанров искусства.
Работа с детьми
6 Цикл занятий по теме: «Тестопластика» Развитие эмоциональной выразительности художественного образа, творческого воображения, умения использовать объем, движение, пластику, цвет для передачи своего отношения к образу. Развитие общей умелости, применение известных способов лепки в новых условиях, экспериментирование с материалом, улучшение качественных характеристик образов.
7 Цикл занятий по теме: «Пластилинография». Дать возможность поиска своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения при лепке рельефных картин. Развитие мелкой моторики пальцев, нахождение оригинальных способов и приемов лепки, новых для ребенка. Развитие композиционных умений.
Сотрудничество с родителями
8 - консультации и практикумы;
- семинар-практикум на тему: «Лепим, фантазируем, играем» Расширить знания родителей об особенностях развития творческих способностей детей в лепке. Оказать практическую помощь по реализации творческих задач в совместной с детьми художественной деятельности. Установление доброжелательных отношений с родителями, учет их мнения и рекомендаций, активное участие в совместной творческой деятельности, повышение родительской компетентности.
9 Выставки, вернисажи, презентации. Вызвать у детей и родителей эмоциональный отклик на детские работы, способствовать высказыванию суждений. Укрепление доверительных отношений с родителями и детьми. Учет их мнений и рекомендаций.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА И
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
1. Уровень развития творческих способностей детей.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности используется система показателей художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (методика Казаковой Т. Г., Лыкова И. А.)
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
1. Разработаны перспективные и календарные планы по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста.
2. Разработано методическое обеспечение реализации проекта (игротека, система дидактических игр, циклы занятий по тестопластике и пластилинографии, конспекты родительских собраний, тексты консультаций и практикумов для родителей, план проведения семинара практикума по проблеме).
3. Проведена диагностика уровня художественно-творческого развития детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Отмечена положительная динамика.
Уровень художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (в %)
год уровни
низкий средний высокий
2009 - 2010 40 54 6
2010 - 2011 25 59 16
2011 - 2012 18 44 38
Количество детей с высоким уровнем художественно-творческого развития увеличилось на 32%, а с низким уменьшилось на 22%.
4. Проведена диагностика уровня компетентности родителей по этой проблеме. Отмечена положительная динамика.
Уровень компетентности родителей в вопросах художественно- творческого развития детей (в %)
год уровни
низкий средний высокий
2010 - 2011 30 49 24
2011 - 2012 8 33 59
В результате проводимой работы по данной проблеме установились доверительные доброжелательные отношения с родителями воспитанников. Количество родителей с высоким уровнем компетентности выросло на 35%, а с низким – снизилось на 22%. Показателем творческой работы коллектива является то, что в течение 2 последних лет наблюдается 85% посещаемость родителями всех мероприятий, проводимых в детском саду.
5. Активное участие детей в творческих конкурсах разного уровня.