Оксана Едовина
Проект «Рассуждай, выбирай, рассказывай»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 22 «Кораблик» МО «Котлас»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по речевому развитию детей шести-семи
Автор проекта: Едовина Оксана Викторовна, воспитатель подготовительной группы
Проблемное обоснование проекта:
Практика обучения старших дошкольников, имеющих недостатки в развитии речи показывает, что особенно замедленно и с большими трудностями овладевают дети такой формой высказывания, как рассуждение, которое требует продуманности, последовательности выражения мысли, аргументированности, своего отношения к высказываемому.
Публикация «Проект „Рассуждай, выбирай, рассказывай“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Чтобы овладеть рассуждением, ребенку необходимо научиться раскрывать причинно-следственные связи, отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение, называемое планированием речи, формируется постепенно, в определенной последовательности. Для развития планирующий функции речи у детей, отрабатываются различные виды высказываний по ходу деятельности, по ее завершению, диалоги, предваряющие деятельность, которые постепенно становятся все более развернутыми. Такие виды высказывания, как рассуждение и доказательство, имеют большое значение, как для продуктивной деятельности ребенка, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Именно поэтому необходимо учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и умственные операции в различной форме:
- самостоятельно формулировать и задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в коллективных; в работе парами;
- сравнивать, обобщать и делать выводы, доказывать и рассуждать.
В начале обучения детям предлагают повторять вслед за педагогом или за другим ребенком формулировки заданий, обобщающих выводов и т. д. Позже необходимо постоянно привлекать внимание детей к собственной речи в процессе формулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений и т. д. Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путем организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий, в процессе которой дети также обучаются построению связных высказываний.
Особе место в системе работы над развитием функции планирования речи занимает составление плана развернутого высказывания. Работа над планированием – это не только средство для развития речи (внешней и внутренней, но и способ организации образовательной деятельности. План любого сообщения или деятельности предполагает трёхсоставную структуру:
• с чего начать,
• о чём рассказать,
• как завершить?
В основе планирования рассказов лежит разнообразная деятельность детей: игры, занятия, труд, самообслуживание.
Вызвать интерес детей к составлению развернутых рассказов можно через разнообразные способы планирования, использование сигнальных планов разного вида. Именно апробация разных приемов программирования речевого высказывания является главным содержанием проекта «Технология программирования речевого высказывания у старших дошкольников», результатом апробации станет отбор наиболее эффективных приемов и повышение уровня развития связной речи детей.
Цель проекта
: формирование у старших дошкольников навыков программирования речевого высказывания.
Задачи:
1) апробировать приемы программирования связного высказывания, определив наиболее эффективные в работе с детьми с нарушениями речи,
2) формировать у детей умения и навыки программирования речевого высказывания,
3) развивать связную диалогическую и монологическую речь,
4) развивать внимание, память, логическое,
5) воспитывать интерес детей к речевой деятельности, самостоятельность и инициативу в выборе средств обучения,
6) заинтересовать родителей вопросом планирования высказываний и привлечь к активному участию в развитии связной речи детей.
Принципы обучения планированию речевого высказывания:
1. Постепенное усложнение речевого материала (от отдельных фраз к развернутому высказыванию) и приемов обучения (от вопросов к моделям и самостоятельному планированию во внешнем и внутреннем плане).
2. Постоянная активизация фразовой речи детей.
3. Индивидуализация обучения детей, имеющих нарушения в развитии связной речи.
4. Учет интересов и запросов детей при выборе технологии планирования речевого высказывания.
Срок реализации проекта: декабрь 2019г. – май 2020г.
План реализации проекта:
Этап Мероприятия Сроки проведения Участники
Подготовительный * Отбор и анализ литературы по вопросу программирования связного высказывания у старших дошкольников.
* Разработка перспективного плана проведения игр, упражнений, совместной деятельности с детьми.
* Подготовка наглядного материала:
- картин, схем, таблиц Декабрь 2019г. Воспитатели
Ст. воспитатель
Продуктивный - Беседы-рассуждения по схеме:
• мысль (тезис)
• доказательство (с использованием модальных слов: «во-первых», «во-вторых», с использованием подчинительных союзов «так как», «потому что», «если, то»
• вывод (с использованием слов «, следовательно,», «значит»)
Темы бесед-рассуждений «Докажи, что наступила зима». «Докажи, что наводнение опасно» и др. (из наблюдений, экспериментов, речевых игр, проблемно-речевых ситуаций, чтения худ. литературы)
Умственные игры-задачи:
- небылицы в картинках,
- лишний предмет,
- опровержение (все цветы красные, все дикие животные – хищные,
- предмет и его развитие,
- хорошо-плохо,
Бывает-не бывает (рыба летает, стол прыгает)
Л. Г. Шадрина Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет, стр. 39 -61
Декабрь
Воспитатели Родители
Планирование связного высказывания по схеме:
начало – розовый цвет,
середина – желтый цвет,
конец – синий цвет.
Обучение планированию связного высказывания с использованием плана-пути:
- путь-следы (следы, сюжетные следы)
- путь-лабиринт (веревочка, линии, фигурки, фишки, цифры,
- путь-макет,
- путь-схема Январь
Обучение планированию связного высказывания с использованием
- плана-пространства,
- плана-плоскости
- плана-разграничения Февраль
Организация работы «Библиотеки сюжетных картинок для детей и родителей» Март
Обучение планированию связного высказывания с использованием
- плана-игры
- плана-театра,
- плана-преображения
- плана - размышление Апрель
Заключительный * Обобщение опыта организации и реализации проекта «Технологии формирования умений и навыков программирования речевого высказывания у старших дошкольников на ГПО воспитателей ДОУ «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» Май 2020г. Воспитатель
Едовина О. В.
Условия реализации проекта:
• Оборудование: библиотека сюжетных картинок, модели для планирования речевых высказываний.
• Информационно-методическое обеспечение:
1. Акулова О. В., Вербенец А. М., Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Образовательная область «Речевое развитие». Методический комплект программы «Детство»: учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
2. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : ВЛАДОС, 2004. — 288
3. Г. А. Ванюхина Методическое пособие по развитию речи. Секреты-советы связных высказываний. Сборник – 3, Новоуральск, 2005 – 68с.
4. Г. А. Ванюхина Методическое пособие по развитию речи. Секреты-советы связных высказываний. Сборник – 4, Новоуральск, 2005 – 72 с.
5. Л. Г. Шадрина, Н. В. Семенова Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет. Методические рекомендации – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.
Бюджет проекта:
Наименование расходов Сумма (руб.) Источник финансирования
* Бумага
* Цветная бумага для стикеров
* Краска для цветного ксерокса - Привлечение средств участников проекта
Участники проекта:
Ф. И. О. должность Функции, выполняемые в проекте
Едовина О. В.
воспитатель подготовительной группы * Осуществляет отбор и анализ литературы по планированию связного высказывания детьми 6-7 лет.
* Создает ситуации, побуждающие детей к речи-рассуждению, обучает детей рассуждать по схеме: мысль-доказательство-вывод.
*Апробирует разные приемы планирования связного высказывания, выявляет наиболее эффективные.
* Проводит индивидуальную работу с детьми с нарушениями речи, обучая планированию рассказа.
* Организует работу Библиотеки сюжетных картинок.
* Оформляет игровое поле, готовит жетоны.
* Проводит практическое занятие с родителями «Составляем рассказ по картинкам.
* Координирует работу библиотеки: возврат детьми конвертов, выдачу жетонов, их прикрепление на игровое поле.
* Проводит индивидуальные беседы с родителями, разъясняя правила пользования библиотекой, привлекая пассивных родителей активнее пользоваться библиотекой.
* Беседует с детьми о составленных рассказах.
* Вместе с детьми создаёт книгу детских рассказов.
* Проводит анкетирование родителей «Роль библиотеки в развитии связной речи детей».
* Анализирует количество жетонов на игровом поле, выявляет активных пользователей библиотеки, организует их награждение.
*Оформляет дипломы и грамоты активным пользователям библиотеки, организует награждение детей.
* Обобщает опыт формирования умений и навыков в программировании речевого высказывания у старших дошкольников.
Ерофеевская Н. В.
воспитатель подготовительной группы * Проводит речевые игры и упражнения на развитие речи-рассуждения.
* Организует совместную деятельность по развитию связной речи.
Плотникова Л. Н. ,
старший воспитатель * Оказывают методическую и консультативную помощь при разработке проекта и апробировании приемов работы с детьми
Родители детей
подготовительной группы *Участвуют в практическом занятии «Составляем рассказ по картинкам».
* Помогают детям в выборе конвертов с картинками.
* Организуют дома работу с детьми по составлению рассказа, заполняют лист-вкладыш (ф. и. ребёнка, № конверта, название рассказа, количество предложений)
* Участвуют в анкетировании.
* Участвуют в индивидуальных беседах с воспитателем.
* Записывают рассказы детей для книги детских рассказов.
* Проводят в семье игры-упражнения, способствующие развитию речи-рассуждения и планированию связного высказывания.
Результат проекта:
• Обобщенный опыт работы по организации проектной деятельности
• Мини-конспекты совместной деятельности с детьми, дидактические разработки
• Буклет с информацией о разнообразных приемах обучения детей планированию речевого высказывания
Критерии эффективности:
Цель проекта можно считать достигнутой, если:
• педагоги выявили наиболее эффективные приемы планирования связного высказывания,
• дети умеют планировать свой рассказа, умеют рассуждать,
• отмечается улучшение качества связной речи при составлении рассказов,
• дети проявляют интерес к речевой деятельности, самостоятельность,
• родители активно участвуют в развитии связной речи детей.
Перечень рабочей и отчетной документации:
• Конспект совместной деятельности с детьми
• Протокол педагогического совета «Итоги работы за учебный год».
• Презентация и текст выступления «Технология формирования умений и навыков в программировании речевого высказывания у старших дошкольников»
Презентация проекта:
- перед педагогами МДОУ – в рамках проведение итогового мероприятия по самообразованию,
- на городском профессиональном объединении воспитателей МО «Котлас»