Лариса Шохина
Проект «Расширение музыкального кругозора дошкольников посредством знакомства с творчеством композиторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Расширение музыкального кругозора дошкольников посредством
знакомства с творчеством композиторов»
• Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Музыкальное восприятие – частный вид эстетического восприятия, которое обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, но в то же время имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой музыкального искусства. Это способность слышать, переживать музыкальное произведение как художественно-образное отражение действительности.
Публикация «Проект „Расширение музыкального кругозора дошкольников посредством знакомства с творчеством композиторов“» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Цель работы в области «Познание»-Сформировать начала музыкальной культуры дошкольников, способствовать формированию общей духовной культуры.
Задачи:
• 1. Расширять музыкальный кругозор детей посредством знакомства с зарубежными и отечественными композиторами- классиками;
• 2 Развивать слуховое внимание, музыкальное мышление, музыкальную память детей;
• 3. побуждать к оценке музыки (способствовать овладению детьми необходимого словарного запаса для характеристики музыкальных произведений, формировать умение правильно излагать свои мысли, используя музыкальные термины);.
• 4. Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности);
• 5. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве
Методическое обеспечение:
• «Музыкальные шедевры» - О. П. Радынова 3-7 лет
• «Музыкальная фантазия»- занятия по О. П. Радыновой
• «Музыкальная азбука для малышей» занятия по О. П. Радыновой
• «Каталог сказок» по О. П. Радыновой
• «Учимся музыке- гармонии мира» И. В. Муллабаева
• «В гостях у композиторов. Занимательное путешествие» Е. Б. Хмелевская
Расширяем музыкальный кругозор младших дошкольников :
• Детей младшего дошкольного возраста я знакомлю с программной и не программной «Детской музыкой», написанной композиторами специально для них. Это различные детские альбомы фортепианных пьес: П. Чайковского, Э. Грига, Р. Шумана, А. Гречанинова, С. Майкапара, С. Прокофьева, Г. Свиридова и др.
• Моя задача, как музыкального руководителя-помочь детям понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает словами и звуками.
Расширяем музыкальный кругозор старших дошкольников :
• В этом возрасте к восприятию мною добавляются фрагменты классических произведений разного времени, написанных отечественными и зарубежными композиторами : А. Вивальди, Г. Генделя, И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, Делиба
•. Дошкольники знакомятся с циклами, объединенные общей темой:
• -: П. Чайковский «Времена года», «Волшебные сказки» («Нянина сказка», «Баба Яга», «Марш» (из балета Щелкунчик)
• Балеты: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»
• -М. Мусоргский «Картинки с выставки» («Балет невылупившихся птенцов», «Гном», «Избушка на курьих ножках»
• -Ж. Сен- Санс «Карнавал животных», «Аквариум», «Лебедь»
• Моя задача – научить дошкольников различать не только
• эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации
•, сравнивая их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными. Зная о средствах музыкальной выразительности, дети должны понять, что подбор определенных средств музыкальной выразительности и формирует характер всего произведения или его отдельных частей.
Готовимся к восприятию:
• Чтобы музыкальное произведение поразило творческое воображение детей и настроило на нужную эмоциональную волну, я тщательно продумываю предварительную беседу: подбираю эпитеты, сравнения, метафоры.
• Для этой цели активно использую ИКТ. Это портреты композиторов, жанровые картинки, иллюстрации к музыкальным произведениям, знакомство с музыкальными инструментами, композиторская музыка в мультфильмах.
Развиваем слуховое внимание, мышление, память ребенка:
• Открыть детям волшебство звука, узнавая о его а так же развить слуховое внимание, музыкальное мышление, музыкальную память мне, как музыкальному руководителю, помогают музыкально- дидактические игры
•. Активно использую каталог И. В. Муллабаевой «Учимся музыке- гармонии мира», а так же прилагающееся к ней методическое пособие «Нотбука», где дети в игровой форме путешествуют по стране Музыке, высказываясь о ее характере, закрепляя представление о ней.
Побуждаем к оценке музыки :
• Чтобы оценить музыку не только эмоционально, но и словесно, для характеристики музыкальных произведений детям нужно иметь необходимый словарный запас. Для его расширения я пользуюсь словарем, характеризующим эмоционально образное содержание музыки «Словарь эмоций», где слова сходного эмоционально-образного содержания объединены в одну группу.
• Для разнообразия речи музыкальными терминами, я использую видео занятия «Музыкальная азбука для малышей», «Каталог сказок» по О. Радыновой.
Развиваем творческое воображение :
Нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве закрепляется не только на занятиях, но и в повседневной жизни детского сада.
• Сентябрь: «Слушаем и рисуем музыку»
(Дети с интересом рисуют прослушанные
музыкальные произведения, стараясь показать
цветом его настроение.)
• Октябрь: «Игры - инсценировки», «Игры- образы», «Игры настроения» под классическую музыку. (На осенних праздниках можно было наблюдать, как дети разных возрастов под знакомую классическую музыку справлялись с играми- инсценировками, играми- настроениями, играми- образами)
• Ноябрь:-«Слушаем музыку и инсценируем». (Сказка «Мешок яблок» по мотивам сказки В. Сутеева в подготовительной группе)
• Декабрь: «Слушаем музыку и инсценируем» (Сказка «Снеговик- почтовик» по мотивам сказки В. Сутеева в старшей группе)
• Январь: - выступление учеников Музыкальной школы
• -«Музыкальные викторины» посвященные вальсовой музыке
• Февраль: -«Музыкальные викторины» посвященные песенным жанрам
• Март -досуг «Угадай мелодию»
• Апрель -беседы-концерты: «Сказка в музыке» по произведениям А. Лядова, Н. Римского- Корсакова, М. Глинки
• Май -беседы – концерты о музыке, посвященные сравнению музыки различных исторических эпох
• В проекте :
• -«Игры фантазирования»;
• - «Музыкальные игры – сопереживания», «Игры- размышления»
• -«Музыкальное цвето-моделирование», «Музыкальное рисование»
Вывод:
Важнейшая функция искусства-помощь в познании мира через эмоциональное восприятие, расширение кругозора, пробуждение творческих сил дошкольника, формирование его духовного облика.