ЕЛЕНА КУЛЯБИНА
Проект «Расскажи руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :
«Расскажи руками»
Разработали:
учитель – логопед: Кулябина Е. А.
воспитатель: Солоха Е. С.
ст. Тбилисская
2018
Содержание
1. Введение…3
2. Рабочий план реализации проекта….…. ….….4
2.1. Подготовительный….…. …4
2.2. Основной: перспективный план работы в течение трех лет…. ….6
2.3. Заключительный…. …18
3. Ожидаемые результаты проекта…. …. 18
Список литературы….19
1. Введение
Обоснование необходимости проекта
Публикация «Проект „Расскажи руками“» размещена в разделах
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Дети не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороной языка составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Поиск новых, передовых технологий формирования совершенной речи детей, повышение эффективности ее результатов стимулировало разработку данного проекта.
Использование фонетической ритмики поможет достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Актуальность данной проблемы подвели нас к необходимости разработать проект : “Расскажи руками ”.
Цель проекта - создание условий для развития речи детей с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ с помощью упражнений фонетической ритмики.
Тема проекта – использование упражнений фонетической ритмики в работе с детьми логопедической группы.
Задачи проекта :
- Повысить уровень знаний педагогов ДОУ об использовании упражнений фонетической ритмики в развитии речи детей, и внедрить их в НОД и в различные режимные моменты.
- Создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием упражнений фонетической ритмики в играх и специальных упражнениях.
Паспорт проекта :
По продолжительности – долгосрочный
По доминирующему методу – творческий
По характеру охвата – фронтальный и индивидуальный
Участники проекта – дети, учитель-логопед, воспитатели
2. Рабочий план реализации проекта
2.1. Подготовительный этап
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Уже не один десяток лет эта система с успехом используется педагогами специальных школ и детских садов для детей с недостатками слуха и речи. Живой интерес к методике проявляют и воспитатели обычных детских садов, и учителя подготовительных и начальных классов.
Работая с детьми, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики, одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций. При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции. Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения – значительно более «древние» свойства человеческой психики нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь для своевременного развития речи. Учёными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причём именно в дошкольном возрасте, пока идёт процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребёнка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – и использующая механизм их функционального единства. Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка. Многократное повторение упражнений делает движения более чёткими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. На каждом НОД педагог должен чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряжённые и расслабляющие, резкие и плавные и т. д. Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребёнка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и двигательная активность детей, улучшается настроение. Знакомить детей со звуками следует в определённой последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным ( гласные звуки: [а,о,у,э,и,ы]; согласные звуки: [м,н,ф,в,п,б,т,д,к,г,х,с,з,ц,ш,ж,ч,щ,л,р,й] и йотированные гласные). Не следует фиксировать внимание ребёнка на неудачах, и наоборот, нельзя оставлять без внимания даже малейшие успехи. Хвалите детей, восхищайтесь ими, радуйтесь все вместе. Важно научить детей радоваться не только своим достижениям, но и успехам товарищей. Активно использовать несловесные формы поощрения и поддержки – улыбку, мимоходное прикосновение, поглаживание ребёнка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие руки и др. Предлагаемый практический материал может быть использован при индивидуальной и групповой НОД. Это поможет и старшим дошкольникам при подготовке обучению грамоте, и, конечно, детям, имеющим речевые недостатки, на коррекционно-речевых НОД. Данные игровые упражнения могут выглядеть как НОД на логопедии, а могут с успехом использоваться (например, отдельные стихотворные тексты в сопровождении движений) в качестве весёлых динамических пауз при другой НОД в работе воспитателя.
2.2. Основной этап.
Перспективный годовой план по проведению фонетической ритмики
«Речедвигательные упражнения,
направленные на вызывание, автоматизацию и
дифференциацию звуков речи
(с графическими изображениями)»
Средняя – старшая группа
Звук Исходное положение Движения Схема движения
А
Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые. Спина прямая, ноги вместе. При произнесении [А__] руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят.
О Руки впереди внизу округло соединены. При произнесении [О__] руки разводятся через стороны, поднимаются вверх и округло соединяются над головой. Подбородок немного приподнимается. Во время движения поясница прогибается; работают мышцы спины вдоль позвоночника; напрягаются мышцы бёдер.
У Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки. Прыжком вверх выпускаются указательные пальцы. При произнесении [У__] кисти выводятся вперёд, но указательные пальцы направлены вверх. Корпус прямой, подбородок приподнимается.
Э
Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локтевые суставы до конца не выпрямляются.
При произнесении [Э__] руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного опускаются вниз. Подбородок в начале воспроизведения приподнимается, а в конце - опускается. [Э] произносится в диапазоне нарастания звучания, а затем – в диапазоне затухания.
И Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди слабо собраны в кулаки, указательные пальцы направлены вверх. При произнесении [И__] руки вывести вверх. Одновременно приподняться на носки.
Ы Руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и повёрнуты к себе. При произнесении [Ы] воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опускается.
М Руки впереди подняты ладошками вверх, пальцы округлые.
кисти поднимаются и поворачиваются тыльной стороной к щекам, локти приподняты.
Н Руки согнуты в локтях, локти направлены вниз; кисти на уровне груди, ладошками прижаты к себе; подбородок опущен.
При произнесении [Н] движение осуществляется от груди с переходом на движение, соответствующее последующему гласному звуку.
Л Руки согнуты в локтях, локти внизу, слегка выдвинуты вперёд. Кисти рук на уровне щёк сильно повёрнуты к себе, большие пальцы направлены вперёд, подбородок приподнят. Руки на уровне груди. Произнося [Л], воспроизводить полукруглое движение кистью и предплечьем от себя.
Р Руки согнуты в локтях, локти разведены, кисти сжаты в кулаки на уровне диафрагмы. При произнесении [Р__] интенсивно вращать один кулак вокруг другого от себя, одновременно немного наклоняя туловище вперёд. Колени во время произнесения звука ровные и напряжённые.
Й
Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые. Спина прямая, ноги вместе. воспроизвести движение указательными пальцами от уголков рта вперёд и к себе
С
Кисти перед грудью ладошками от себя, пальцы разомкнуты. Произнося [С___], воспроизводить движение кистями от себя, слегка поднимая их вверх, и, под давлением плечевого пояса, кисти параллельно полу опускаются вниз. Локти разведены. Вслед за руками опускается голова; бёдра и колени напряжены.
З Руки согнуты в локтях, локти направлены вниз. Плечо прижато к бокам. Кисти сильно сжаты в кулаки на уровне груди. Произнося [З___], интенсивно вибрировать кулаками и предплечьем. Плечо остаётся прижатым к бокам. Во время воспроизведения вибрации подбородок опускается вниз, колени подгибаются.
Ц Руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы сильно сжаты в кулаки.
Кулаки поднять вверх, резко разжать, произнести [Т]. Без интервала в движении и произнесении перейти на движение и произнесение [С___]. Сокращая время движения и произнесения до минимума, получаем [Ц].
Ш
Руки согнуты в локтях, локти «смотрят» вниз; кисти на уровне груди ладошками от себя, пальцы разомкнуты. Произнося [Ш___], воспроизвести S – образное, волнообразное движение руками, головой, туловищем и ногами. В конце воспроизведения плечи прижать к бокам, кончики пальцев резко остановить не выше уровня рта (для образования «чашечки» из кончика языка); прыгнуть вверх; подбородок приподнять.
Ж
Руки согнуты в локтях на уровне груди, сильно сжаты в кулаки. Произнося [Ж___], воспроизвести S – образное, волнообразное движение кулаками, головой, туловищем и ногами. В конце воспроизведения кулаки повернуть к себе и остановить их под подбородком, одновременно прыгнув вверх и прижав плечи к бокам.
Щ
Руки согнуты в локтях, локти «смотрят» вниз, кисти на уровне груди ладошками от себя, пальцы разомкнуты, напряжены. Воспроизводить перед собой круговое движение, произнося [Ш]; без интервала в движении и произнесении перейти на движение и произнесение быстрого [И]; прыгнуть вверх (получается [ЩИ]). Сокращая время движения и произнесения до минимума, воспроизводить короткое полукруглое движение ладошками, переходящее на движение указательными пальцами, которые перед грудью чуть приподнимаются. На автоматизацию и дифференциацию звука [Щ] воспроизводить короткие полукруглые движения указательными пальцами сверху вниз.
Ч
Руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы сильно сжаты в кулаки.
Кулаки поднять вверх, резко разжать, произнести [Т]. Без интервала в движении и произнесении перейти на движение и произнесение звука [Ш]. Сокращая время движения и произнесения до минимума, получаем звук [Ч]. При этом воспроизводить движение большими пальцами от себя вперёд на уровне талии (остальные пальцы собраны).
П Руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы собраны в кулаки.
попеременно не резко опускать то один, то другой кулак. Дыхание произвольное.
Т Руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы сильно сжаты в кулаки. попеременно поднимать вверх и «выбрасывать» вниз кисть то одной, то другой руки, разжимая кулак и слегка наклонив туловище. Одновременно с силой топать соответствующей ногой.
К Руки согнуты в локтях, локти подняты, кисти рук сжаты в кулаки на уровне ключиц. Перед воспроизведением сгруппироваться: кулаки прижать к груди, локти вывести вперёд, опустить голову и подогнуть колени. При произнесении [К] или [КА] одновременно резко запрокинуть голову; локти отодвинуть назад (не опуская их и не разводя кулаки); прыгнуть назад
Б
Руки согнуты в локтях, локти опущены. Кисти на уровне груди ладошками к себе. слабо встряхивать кистями от себя, одновременно наклонить туловище вперёд (чтобы не надулись щёки). На итоговое [БА] (для озвончения) выпрямить корпус, руки поднять вверх и, наклонив туловище, «выбросить» вниз.
Д Руки согнуты в локтях, локти опущены, кисти на уровне груди ладошками от себя, пальцы разомкнуты. воспроизводить утвердительные движения руками и головой.
Г
Руки согнуты в локтях, локти прижаты к бокам; кисти на уровне плеч; прямые пальцы соединены, снизу подпираются большим пальцем. «Клювики» направлены вниз; колени подогнуты.
одновременно резко запрокинуть голову, разъединить пальцы, прыгнуть назад.
Ф Руки согнуты в локтях, кисти на уровне ушей сильно повёрнуты от себя, пальцы резко разомкнуты, лопатки соединены; поясница прогнута.
При произнесении [Ф___] подбородок опускается вниз, кисти разводятся в стороны, локтевые суставы до конца не выпрямляются; напрягаются мышцы вдоль позвоночника.
В Руки подняты и вытянуты по линии плеча; ладони направлены вниз, пальцы разомкнуты; поясница прогнута.
Произнося [В___], воспроизводить покачивающие движения руками и туловищем, подбородок опустить вниз, сохраняя при этом напряжение кисти, предплечья, плеча и мышц бёдер.
Х
Руки согнуты в локтях, локти подняты; лопатки соединены и напряжены; поясница прогнута; ладони повёрнуты от себя на уровне шеи, пальцы разомкнуты.
При произнесении [Х___] долго и плавно руки выводятся вперёд, подбородок опускается, локти остаются на уровне плеча; бёдра и колени напряжены.
Подготовительная группа.
неделя Тема НОД Новые знания Чистоговорки для упражнений
1 Звук и буква А Упр-я на звук А
Звук и буква У Упр-я на звук У
2 Звук и буква А Упр-я на звук А
Звук и буква У Упр-я на звук У
3 Звук и буква И Упр-я на звук И
4 Звук и буква П Упр-я на звук П По-по-по – песню пой.
Пы-пы-пы – вытри пыль.
Пу-пу-пу – летит пух.
Уп-уп-уп – готовлю суп.
5 Звук и буква Т Упр-я на звук Т Та-та-та – поймай кота.
Ту-ту-ту – поет петух.
То-то-то – поем батон.
Ят-ят-ят – птички летят.
6 Звук и буква О Упр-я на звук О
7 Звук и буква К Упр-я на звук К Ко-ко-ко – рот далеко.
Ка-ка-ка – дай молока.
Ку-ку-ку – лежи на боку.
Ок-ок-ок – беги со всех ног.
8 Звук и буква Э Упр-я на звук Э
9 Звук и буква М Упр-я на звук М Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Му-му-му – в руки букву я возьму.
10 Звук и буква Х Упр-я на звук Х Ха-ха-ха – поймал петуха.
Хо-хо-хо – идет Пахом.
Хи-хи-хи – поел ухи.
Ух-ух-ух – летит пух.
11 Звук и буква Ы Упр-я на звук Ы
12 Звук и буква С Упр-я на звук С СА-СА-СА! СА-СА-СА! На столе оса (в клетке спит лиса).
СУ-СУ-СУ! СУ-СУ-СУ! Боимся мы осу (смотрим на лису).
СЫ-СЫ-СЫ! СЫ-СЫ-СЫ! Жало у осы (хвост пушистый у лисы).
13 Звук и буква Н Упр-я на звук Н Но-но-но – у нас темно.
На-на-на – стоит стена.
Ны-ны-ны – идут слоны.
Он-он-он – возьми бидон.
14 Звук и буква З Упр-я на звук З ЗА-ЗА-ЗА! ЗА-ЗА-ЗА На лугу стоит коза
15 Звук и буква Б Упр-я на звук Б БА-БА-БА! БА-БА-БА! У верблюда два горба
БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! Самбо – это вид борьбы
БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! В лес с корзиной по грибы
16 Звук и буква Ш Упр-я на звук Ш ША-ША-ША! ША-ША-ША! С ложки свесилась. лапша
ША-ША-ША! ША-ША-ША! Спеленали. малыша
ША-ША-ША! ША-ША-ША! Нет в кармане ни. гроша
ША-ША-ША! ША-ША-ША! Точим нос. карандаша
17 Звук и буква Ж Упр-я на звук Ж ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА! В нашем торте три коржа
ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА! Низкий дом в два этажа
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ! ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ! Спят машины в гараже
ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! В прорубь прыгают моржи
ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! Змеи добрые – ужи
ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! Затупились все ножи
ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ! Я от холода дрожу
ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ! Волк не страшен лишь ежу
18 Звук и буква Е Упр-я на звук Е
19 Звук и буква Д Упр-я на звук Д ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА В доме кончилась вода
20 Звук и буква В Упр-я на звук В Ву-ву-ву – лови сову.
Во-во-во – воет волк.
Вы-вы-вы – бегут львы.
21 Звук и буква Г Упр-я на звук Г ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Форма радуги – дуга
ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! У козла на лбу рога
ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Есть у речки берега
ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! В ступе – бабушка Яга
ГИ-ГИ-ГИ! ГИ-ГИ-ГИ! Чертят циркулем круги
22 Звук и буква Й Упр-я на звук Й ОЙ-ой-ой! – сказал ОЙ-ОЙ. –
Я, мой друг, совсем больной!
– Ты пойди-ка погуляй!
Все пройдет! – сказал АЙ-АЙ.
23 Звук и буква Я Упр-я на звук Я
24 Звук и буква Ф Упр-я на звук Ф Аф-аф-аф – купили шарф.
Уф-уф-уф – сядь на пуф.
Оф-оф-оф – поймали сов.
25 Звук и буква Л Упр-я на звук Л ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Отвесная скала (маму ждут дела).
ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Обойдем скалу (мусор на полу).
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! (сели слева от скалы).
ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! В лодке есть весло (всадник сел в седло).
26 Звук и буква Р Упр-я на звук Р Ра-Ра-Ра! На дворе у нас гора!
Ру-Ру-Ру! Собирайте детвору!
Ры-Ры-Ры! Покатаемся с горы!
Ра-Ра-Ра! Очень рада детвора!
27 Звук и буква Ц Упр-я на звук Ц ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Есть у палки два. конца
ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Есть у ножниц два. кольца
ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Птица вывела. птенца
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ! ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ! Солим в бочках. огурцы
28 Звук и буква Ч Упр-я на звук Ч ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА! Птицы нет черней. грача
ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА! Строим дом из. кирпича
ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! Отопрут замки. ключи
ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! Полотно соткут. ткачи
ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! В трубы дуют. трубачи
ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Болит зуб – иди к. врачу
ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Свет потух – возьми. свечу
ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Футболист бьет по. мячу
29 Звук и буква Ю Упр-я на звук Ю
30 Звук и буква Щ Упр-я на звук Щ ЩА-ЩА-ЩА! ЩА-ЩА-ЩА! Стебель вьется у. плюща
ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ! В дождь наденем мы. плащи
2.3. Заключительный этап.
День открытых дверей. Цель: приглашение родителей для просмотра НОД с показом упражнений по фонетической ритмике.
Подготовка презентации по фонетической ритмике для показа на методическом объединении.
3. Ожидаемые результаты проекта :
1. У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
2. Улучшается фонематический слух;
3. Нормализуется речевое дыхание;
4. Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
5. Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
6. Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создаётся база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков.
Список литературы:
1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М., 1996
2. Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. - М. : ТЦ Сфера, 2007.
3. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. - 2-е изд. - М. :Айрис-Пресс, 2005.