Мария Корякина
Проект «Раннее приобщение детей к игре в шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Раннее приобщение детей к игре в шахматы».
Автор проекта : Корякина Мария Васильевна, доп. педагог.
Научный руководитель: Троева-Лугинова Лена Дмитриевна, доцент кафедры начального и дошкольного образования ИРО и ПК РС (Я).
Участники проекта : дети младшей группы д/с №20 «Надежда» г. Якутска.
Цель проекта : создание условий для интеллектуального развития детей посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- выявление интеллектуально одаренных детей ;
Публикация «Проект „Раннее приобщение детей к игре в шахматы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
-разностороннее развивать ребенка, способствовать его умственному развитию;
-привлечение родителей к образовательному процессу.
Сроки реализации проекта :
проект рассчитан на 4 года (с сентября 2013 по май 2017 г.)
Кадровое обеспечение: дополнительный педагог - 1 ставка,
для психологического сопровождения - 0,5 ставки психолога.
Постановка проблемы. Одна из важных проблем образования - развитие новых подходов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Раннее обучение шахматной игре дисциплинирует, развивает логическое мышление, математические способности. Планируем начать работу с младшей группы, ведь то, что сможем заложить в сознании детей с самых ранних лет остается у них на всю жизнь.
Актуальность проекта. Актуальность обучения игре в шахматы – формирование инновационного общества, умеющего думать, решать задачи. И именно шахматы превосходная школа последовательного логического мышления. Обучение детей с раннего возраста воспитывает у них мировоззрение, мироощущение, знание законов логики, место человека в реальном мире. Повышает самосознание и воспитывает самоуверенность в своих силах.
Новизна представляемого инновационного опыта. Создание системы деятельности, направленной на расширение спектра дополнительного образования, доступного для широких групп воспитанников, потребность родителей и детей в новых образовательных услугах, качественное удовлетворение индивидуальных образовательных запросов воспитанников. Развитие профессиональной активности педагогов. Имея опыт, обучения игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста, пришли к выводу, что детей нужно и можно обучать с младшей группы, посредством воспитания интереса в игровой форме.
Идея проекта. В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта, компьютерными играми и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весовым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Наша РС (Я) поддерживает развитие детского спорта и каждые 4-года проводит Международные спортивные игры «Дети Азии». Мы должны готовить будущих спортсменов со стен дошкольных учреждений, для этого необходимо создать все условия для развития каждого ребенка.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
-Создание материально-технической базы: кабинет, оснащенный материалами по обучению.
-Изучение методической литературы.
-Психологическая готовность сотрудников детского сада и родителей воспитанников к раннему обучению детей к игре в шахматы.
-Проведение обучающих занятий для педагогов с целью пропаганды шахматной игры и повышения их профессиональной подготовленности к экспериментальной площадке.
-Создание консультативной службы родителям и педагогам по вопросам обучения теории для начинающих шахматистов.
-Анкетирование родителей с последующим анализом пожеланий и требований.
2 этап - реализация проекта.
-Разработка методических пособий: дидактические игры, загадки, пособие для начинающих шахматистов.
-Развитие эмоционально-эстетического вкуса посредством музыкального сопровождения: постановка танцев шахматных фигур, песен «Шахматная страна» совместно с хореографом и музыкальным руководителем.
-Разработка и составление заданий шахматной олимпиады к республиканскому фестивалю «Интеллектуальное будущее Якутии».
Презентация проекта.
-Вечер досуга «Шахматы - верный путь к успеху», приглашение знаменитых шахматистов РС (Я).
-Организация выставки рисунков «Мир шахмат – глазами детей».
-Совместный концерт детей с родителями и работниками д/с. -Организация экскурсии в Якутский Республиканский Шашечно-Шахматный Центр.
Совместная продуктивная деятельность.
-Работа творческой мастерской. Создание флага, эмблемы и гимна турниров.
-Фантазийные сказки, придуманные героинями шахматного королевства : куклами «Пешкой» и «Королевой», изготовленные в детском саду.
Работа с родителями.
-Анкетирование родителей.
-Беседы, консультации, родительские собрания.
-Приглашение родителей на «Дни открытых дверей», посещения занятий по обучению детей шахматной игре.
-Традиционные ежегодные турниры среди родителей, посвященные дню Защитника Отечества.
3 этап – заключительный.
-Анализ обобщения опыта: процент обученных детей, качества полученных знаний, результативность детей, желание детей к обучению, удовлетворенность родителей дополнительному образованию детей к игре в шахматы.
-Организация детско-взрослых клубов с родителями, педагогами ДОУ в подготовке детей к различным соревнованиям и турнирам. Развитие творческого диалога в социуме микрорайона поселка Геологов.
Ожидаемые результаты.
-Умение сыграть шахматную партию от начала до конца, воспитывать интерес к совершенствованию игре в шахматы.
-Участие в окружных, городских, республиканских соревнованиях.
-Занимать достойные места в турнирах, соревнованиях.
-Участие в республиканском фестивале интеллектуальных игр «Интеллектуальное будущее Якутии».
-Шахматное образование всех педагогов детского сада.
-Проведение турниров, чемпионатов городского и республиканского уровня.
-Разработка методических пособий для педагогов дополнительного дошкольного образования.
Практическая значимость проекта.
Заключается в разработке программы по обучению игре в шахматы с младшего дошкольного возраста на 4 года обучения, методических пособий и рекомендаций родителям и педагогам ДОУ.
Механизмы реализации проекта.
-Утверждение проекта Министерством образования РС (Я).
-Кадровое обеспечение Управлением образования города Якутска.
-Обучение детей с младшей группы.
Показатели эффективности реализации проекта.
-Обучение с охватом всех детей в группе.
-Выявление одаренных детей, с последующим углубленным обучением шахматной игре.
-Привлечение одаренных детей к участию на различных конкурсах на уровне округа, города, республики.
-Участие детей, родителей и педагогов на соревнованиях разного уровня.
-Повышение уровня квалификации педагогического состава.
-Сравнительные показатели мониторинга на начало и конец года.
Нормативно-правовое обеспечение.
- Закон РФ «Об образовании»; Устав ДОУ; Закон РС (Я) «О правах ребенка»;
- Концепция развития дополнительного образования детей в РС (Я).
- Резолюция от 2 ноября 2012 года «Развитие шахматного образования в РС (Я)».
Краткая характеристика программы обучения к игре в шахматы.
Цели и задачи проведения занятий в ДОУ.
-Привить детям устойчивый интерес к шахматам и умение играть в шахматы. -Заложить в душе ребенка положительное отношение к шахматной игре, как средству фантазии и саморазвития, желание совершенствовать свою игру.
-Воспитание у родителей и детей общий интерес посредствам игры в шахматы.
Формы и методы работы.
-Обучение игре в шахматы начинать с младшей группы в неделю по 2 занятия.
-Индивидуальная работа с одаренными детьми.
-По разработанной авторской программе Корякиной М. В.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей : загадки, стихи, дидактические игры и картинки. Демонстрационная магнитная доска с фигурами в каждой возрастной группе отдельно. Предполагается, что знакомство с шахматами, регулярные занятия в течение 4-х лет будут способствовать развитию у дошкольников целого ряда таких положительных качеств, как: воспитание дисциплины, выдержки, спокойствия. Развитие памяти, логики, наблюдательности и внимания. Приучение к спортивной дисциплине. Программа составлена с учетом начала занятий с сентября месяца.
Содержание работы за 4 года обучения.
1) В младшей группе. Знакомство детей с шахматными фигурами и доской. Постепенно приучать видеть всю доску, а также отдельное поле (клеточку, квадрат). Дидактическая игра «Найди место».
2) В средней группе. Знакомство детей с ходами фигур и пешек. Объяснение и показ ходов на демонстрационной магнитной доске. Дидактические игры «Найди место», «Чудесный мешочек».
3) В старшей группе. Освоение основных правил игры в шахматы. Умение решать простые шахматные задачи. Дидактические игры.
4) В подготовительной группе. Умение сражаться на 64-клеточной доске, участвовать на соревнованиях. По итогам внутри садовских соревнований, участие детей на окружных, городских и республиканских соревнованиях.
Конечным результатом за 4 года обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Воспитанники, окончившие обучение по программе в детском саду, смогут совершенствовать свои знания и навыки, занимаясь в будущем в шахматном центре г. Якутска.
Социальное партнерство в рамках реализации проекта с д/с №29 «Мичээр» с. Чапаево Хангаласского улуса.
Цель: Установить сотрудничество и совершенствовать работу по обучению детей игре в шахматы.
План мероприятий детских садов «Надежда» и «Мичээр» по 3-м направлениям.
1) План работы с педагогами.
Круглый стол между педагогами; Шахматное образование всех педагогов; Командный турнир по шахматам работниками 2-х садов с родителями; Взаимопосещение занятий тренерами по шахматам.
2) План работы с детьми.
Личный турнир по шахматам между воспитанниками детских садов; Спортивное развлечение между командами «Надежда» и «Мичээр»; Совместная выставка детских работ «Шахматная фантазия».
3) План работы с родителями.
Привлекать родителей к образовательному процессу; Встречи с интересными людьми, приглашение знаменитых шахматистов РС (Я); Привлекать родителей к изготовлению шахматных дворцов, поделок и атрибутов; Проводить разные турниры.