Ольга Иванова
Проект «Рабочая Салда»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Радуга» структурное подразделение д/с «Солнышко»
Проект : «Рабочая Салда»
Составитель: Воспитатель
Иванова О. В.
Нижняя Салда
2018г.
«Любовь ребенка к людям
труда — источник человеческой нравственности»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность проекта.
Свердловская область имеет амбициозную цель стать локомотивом новой индустриализации России. У нее для этого есть природные богатства, мощный производственный, научный, экономический потенциал.
Публикация «Проект „Рабочая Салда“» размещена в разделах
Проект «Рабочая Салда», направлен на то, что Свердловская область, Урал, жили, живут и будут жить благодаря тому, что труд рабочего человека уважаем и востребован. Без квалифицированного, достойно оплачиваемого труда рабочих и специалистов у страны нет перспектив развития. Исходя из этого, реализация проекта будет способствовать повышению в обществе уважения к рабочему человеку, а детский сад в свою очередь дает возможность дошкольникам познакомиться с градообразующим предприятием ООО НСМЗ, с его историей, людьми, работающими на предприятии, с рабочими профессиями.
Приобщение детей ко всему, чем живёт общество - важнейшая задача всех поколений.
В проекте чё тко прослеживается взаимосвязь познавательного развития дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность: коллекционирование, опытно-экспериментальную работу, “путешествий” по карте и времени, словотворчества в продуктивной и игровой деятельности. Разработаны варианты развивающего содержания и способы организации.
Проект способствует развитию кругозора воспитанников, формированию познавательной активности, уважительного отношения к людям труда.
Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников - ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых - это для ребенка очень важный стимул.
Для эффективного профессионального и личностного самоопределения, работу в этом направлении мы начинаем в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте происходит активное формирование личности. В результате можно сделать вывод, что самоопределение развивается вместе с развитием самого человека, а также то, что самоопределяться может даже маленький ребенок, еще не выговаривающий слово «самоопределение».
Профессионально важные человеческие качества надо не только «выявить», но и во многом «заложить» в ребенка организацией его деятельности.
Цель проекта :
Повышение в общественном мнении престижа рабочих профессий и социального статуса человека труда, привлечение молодежи в производственную сферу.
Задачи:
1. Способствовать познавательному развитию дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность: коллекционирование, опытно-экспериментальную работу, словотворчество в продуктивной и игровой деятельности.
2. Развивать кругозор воспитанников, формировать познавательную активность, уважительное отношение к людям труда.
3. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
4. Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества, развивать интерес к профессиям родителей.
5. Развивать самостоятельную деятельность детей – познавательную, исследовательскую, продуктивную в процессе познания окружающего мира.
6. Учитывая краеведческую направленность, обращать внимание на профессии ближайшего окружения, распространенные в городе.
7. Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах раннего самоопределения ребенка дошкольного возраста.
8. Способствовать развитию интереса у родительской общественности к профессиональному самоопределению дошкольников.
9. Создать условия для достижения профессионализма, высокой квалификации и нравственности в воспитании каждого ребенка.
Особенности проекта и условия реализации.
Реализация проекта 2017-2018 год.
Этапы реализации проекта
Этапы Задачи Ожидаемый результат
I. Подготовительный этап
Познакомится, с основными понятиями, с целями, задачами проекта «Рабочая Салда»
Проанализировать публикации по данной теме, представленные вгазетах, сети Интернет.
.
Работа с родителями :
обсуждение, организации виртуальных экскурсий на рабочие места родителей, организация фото и видеосъемки совместных мероприятий.
Работа с социумом :
Организация экскурсий в музей истории завода, приглашение на занятия в группу людей интересных профессий завода.
Консультация для воспитателей
«Особенности ознакомления детей дошкольного возраста
с трудом взрослых»
Подобрать литературно-художественный материал о трудовых профессиях.
Подобрать фото и документальные материалы о трудовых профессиях Урала.
Планирование совместной работы с детьми, родителями, специалистами библиотеки, специалистами музея ООО НСМЗ Составление плана работы по проекту
Подобраны формы и методы работы : определены темы занятий и бесед, проблемные ситуации, игровые формы обучения, развивающие задания, экскурсии, художественное слово и другие.
II этап
Реализация
- Созданиеуголока в группе, в котором подобраны книги, альбомы, рисунки по профессиям родителей.
- Консультация для родителей
«Учите детей трудиться»
- Беседы с детьми о людях работающих на заводе
- Стихи о заводских профессиях
- Загадки о заводских профессиях
- НОД «Путешествие
на родной завод»
- Оформление фотогазеты «Труд наших родителей»
- Совместные выставки продуктивной деятельности «Мои родители работают на заводе»,
- Сюжетно-ролевая игра «Металлурги»
- Совместная работа с детьми, родителями, специалистами библиотеки, специалистами музея ООО НСМЗ
- Спортивно-интеллектуальное соревнование
«Мы – металлурги!» Обогащается развивающая предметно-пространственная среда: уголки сюжетно-ролевых игр («автомастерская», «строители», «швейная мастерская» и т. д., дидактические игры по ознакомлению с профессиями «Кем быть», «Профессии», серии картинок и иллюстраций «В мире профессий».
III этап
Результативность проекта
Формирование уважительного отношения к трудящемуся человеку, повышение престижа рабочих профессий среди молодёжи.
создание мотивации для получения профессионального образования по востребованным рабочим специальностям у дошкольников.
В перспективе на конец 2018 учебного года:
• все дети знают, где работают их родители.
• дети хотели бы в будущем работать на заводе.
• дети называют профессию родителей.
• детиорганизовывают игры, имитирующие трудовой процесс, смотрят фильмы о цехах завода.
• Воспитанники подготовительной группы проведут виртуальную экскурсию по заводу для детей старших групп.
• Будут организованы встречи с людьми других профессий, работающих на заводе :крановщики, сварщики, инженеры и т. д.
Заключение:
«Воспитание – не только должно развивать разум человека и дать ему объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой» К. Д. Ушинский
Дошкольный детству принадлежит особый период в воспитании ценностного отношения к труду людей и его результатам, формированию положительного отношения к трудовой деятельности, желанию трудиться.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Главным в жизни человека является труд. Это основа жизни, деятельности и развития каждого человека. В самой природе человека желание трудиться является условием его существования. Таким же необходимым труд является и в обществе.
Если у человека потребность к труду не воспитана, если нет умения и желания трудиться, то он не реализует себя как личность.
С самого раннего детства родители задумываются о будущем своего ребенка, внимательно следят за предпочтениями и склонностями, стараются направить на профессию.
Важно как можно раньше создавать для детей условия, в которых бы формировались и укреплялись трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели, чувство нового, желание проявить свои способности. С этого и начинается путь в профессию.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в плане реализации проекта, соответствует следующим принципам ФГОС ДО:
Принципы ФГОС ДО Материалы и оборудование
Насыщенность среды наличие иллюстративных материалов по разным профессиям,
подборка художественной литературысюжетно-ролевые игры специальной тематики
дидактические игры
Полифукциональность материалов Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
Вариативность среды Наличие материалов в группе, стимулирующих интерес к разным профессиям: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игровой материал.
Доступность среды Свободный доступ детей к оборудованию, пособиям.
Безопасность среды Созданы условия для безопасности при работе с различным оборудованием.
Реализация работы по проекту, перспективное планирование.
Знакомство с заводскими профессиями
Формы работы Цель Интеграция образовательных областей Ответственный
Беседы:
1.«Основные специальности в металлургической промышленности»
- дать представление о заводских профессиях Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое
Воспитатель
2.«Профессия металлург - огненная профессия»
- дать представление о профессии Металлург Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое Воспитатель
3. «История развития профессии металлург»
- познакомить с историей профессии Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое Воспитатель
4. «Качества, необходимые для профессии металлург» - закрепить знания о профессиональных качествах металлургов Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое Воспитатель
Стихи о профессиях - знакомить детей с различными заводскими профессиями Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое Воспитатель
Загадки о профессиях - закрепить знания детей о заводских профессиях Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое Воспитатель
НОД «Путешествие на родной завод» - расширять знания детей об особенностях труда людей, работающих на заводе, расширять словарный запас детей Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое
Воспитатель
- Просмотр виртуальных экскурсий «Наш завод» - расширять знания детей об особенностях труда заводских профессий, расширять словарный запас детей Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое
Воспитатель
Сюжетно-ролевая игра «Металлурги» - Способствовать обогащению ролевых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения между детьми как партнёрами по игре Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое
Воспитатель
Спортивно-интеллектуальное соревнование
«Мы – металлурги!»
- формировать интерес к металлургическим профессиям. Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое Воспитатель
- Д/и «Кому что нужно для работы» - учить классифицировать инструменты, нужные для различных видов строительных работ Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое
Воспитатель
- Встреча с интересным человеком - познакомить с трудовыми обязанностями рабочего завода Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое
Приложение 1
Сценарий проведения мероприятия по профориентации
спортивно-интеллектуальное соревнование
«Мы – металлурги!»
Цель занятия: формирование интересов к металлургическим профессиям.
Задачи:
Воспитательные — воспитывать гражданина своей страны; воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни через развитие физических качеств организма; воспитывать чувство гордости и уважения к людям металлургических профессий; стимулировать желание получить в будущем интересную и нужную профессию.
Развивающие — формировать положительное отношение к труду; совершенствовать физические навыки и умения, эмоционально-волевые качества в условиях соревнования; развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес, представления о себе в будущем.
Обучающие- формирование представлений о труде на металлургическом комбинате; ознакомление со спецификой профессий работников комбината.
Оборудование и наглядные пособия: эмблемы металлургической промышленности; атрибуты для выполнения спортивных построений (султанчики, ленты); атрибуты для выполнения спортивных заданий (2 короба, малые мячи, 2 лопатки); короб-вагон (тележка) деревянные кирпичики «слитки меди»; карточки-картинки с изображением процесса выплавки меди; спортивный инвентарь «дуги» 2 штуки; 2 шпагатной ленты; прищепки 15 штук; аудио запись песни «Виват металлурги!» слова и музыка В. Сидорова, музыкальные композиции спортивной тематики.
Ход занятия.
Зал красиво украшен эмблемами металлургического комбината. Дети стоят в построении «колонна».
Ребё нок: В отрасли металлургии специальностей не счесть
Сотни по стране заводов, тысячи рабочих мест
И металлом эти люди всю промышленность снабжают
Труд любого металлурга ценят все и уважают!
Ведущая: Не боги горшки обжигают, а простые человеческие руки. Труд не из лёгких, тяжёлый, с горячим металлом он связан. И потому закалка, сноровка работникам металлургии очень важны. А значит спорт и труд — рядом идут. И наше спортивно-интеллектуальное мероприятие начинается.
Ведущая: Виват — металлургам!
Под спортивную музыку «Виват-металлурги!» дети начинают выполнять упражнения в перестроениях с атрибутами (султанчики цветом российского флага). По окончании упражнений делятся на две команды.
Поприветствуем родителей детей участвующих в соревнованиях!
А сейчас приветствие команд:
-Мы команда «Медь»!
Ни шагу назад,
Ни шагу на месте,
А только вперёд
И только все вместе.
-Мы команда «Сталь»! Наш девиз не унывать!
Всё пройти и всё узнать!
Ведущая: Наше интеллектуально-спортивное состязание начинается! (звук фанфар).
За правильные ответы и выполнение заданий команды будут получать слитки меди (кирпичи). Команда, получившая большое количество слитков за время игры становится победителем.
Первое состязание «Поэтическое». Участники команд, по 1 представителю, рассказывают поочерёдно стихотворение на тему «металлургия». По окончании стихотворений бегут к «изложнице» со «слитками меди», участник первый взявший слиток побеждает.
Ведущий: А сейчас конкурс «Вопрос-ответ». Командам поочерёдно задаются вопросы, на которые они отвечают. Вопрос к команде «Сталь» : Из какого полезного ископаемого изготавливают медные слитки?
Дети: Из медной руды.
Вопрос к команде «Медь» : Что такое полезные ископаемые?
Дети: Горные породы, минералы, которые человек добывает и использует в хозяйстве.
(За правильные ответы команды получают «слитки»).
Ведущая: Вот сейчас мы с вами и отправимся на поиски и добывание полезных ископаемых.
Конкурс «Добыча полезных ископаемых». Командам выдаются лопатки. На противоположной стороне от команд находятся ёмкости с малыми мячами. Участники команд, поочерёдно передавая лопатку, друг другу несут мячи, набрав, их на лопатку и высыпают в короб-вагон. Команда, у которой мячей «полезных ископаемых» больше, получает «слиток».
Ведущая: Какие полезные ископаемые вы добывали, расскажите нам в следующем конкурсе.
«Назови полезные ископаемые». Команды поочерёдно, по одному участнику от команды, подходят к ведущему и называют полезное ископаемое, команда, выступившая последней, получает «слиток».
Ведущая: Следующий этап-доставка полезных ископаемых на комбинаты, перерабатывающие заводы. Все участники каждой команды перемещают вагон-короб до обозначенной метке.
Ведущая: Ребята, а для чего нужна медная руда?
Дети: Для выплавки меди.
Ведущая: И следующее спортивно-интеллектуальное состязание называется
«Найди картинку». Взрослые участники команд 2 человека находятся на противоположной стороне от участников детей. Их задача прикреплять картинки к шпагату прищепками. Между ними на поверхности пола разложены картинки с изображением процесса выплавки меди, а также с изображением различных видов деятельности человека. Ребёнок-участник команды бежит, затем пролезает под дугу, выбирает картинку с изображением процесса выплавки меди и прикрепляет её совместно с взрослыми к шпагату. Как только один участник вернулся, бежит следующий.
(Команда, прикрепившая большее количество правильно подобранных картинок получает «слиток»).
Ведущая: Все профессии важны, все профессии нужны! Но только рабочие медеплавильного цеха комбината, могут видеть расплавленный огненный металл, превращающийся в жидкий огонь, искры которого стремительно несутся ввысь. Так давайте, изобразим искорки металла!
Танцевально — музыкальная композиция с лентами «Искорки металла».
Ведущая: Выплавка меди произведена. Медь готова! Для чего нужна медь человеку, для чего человек так долго и упорно трудился? Об этом нам поведают участники соревнований в следующем конкурсе
«Применение меди». Участники команд встают друг перед другом в построении шеренга, и начинают перебрасывать мяч друг другу, называя на каждый бросок применение меди (изготовление труб, изготовление посуды и. т. д.). Команда, ответившая последняя, получает «слиток».
Ведущая: А сейчас, подведение итогов наших соревнований! Подсчёт «слитков».
Все участники команд проявили ловкость, умелость, физическую сноровку, стремление к победе и поэтому в наших соревнованиях победила дружба!
Участникам команд вручаются медали.
Дети под звуки марша выходят из зала.