Осиновик Оксана
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Путешествие в мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проекта
Тип проекта : познавательный, исследовательский, творческий, игровой
Срок реализации проекта : краткосрочный август-сентябрь 2019 г
Участники проекта : дети 4 -5 лет, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по экологическому воспитанию дошкольников „Путешествие в мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
А для чего нам насекомые?
В нашей обыденной жизни, насекомые просто незаменимы. Около тридцати процентов культур, которые мы используем в производстве продуктов питания, опыляются пчёлами, причём по большей части дикими. Но опыление — лишь малая толика тех полезных дел, которые совершают насекомые.
Они участвуют в круговороте веществ в природе, очищая нашу землю от останков умерших растений и животных,. Благодаря их неустанной работе почва обогащается и высвобождаются, так необходимые для роста и жизни зелёных растений, питательные вещества.
Так кто же они - друзья или враги?
Никто не спорит, что некоторые виды насекомых уничтожают урожаи и являются переносчиками болезней. Но вредными, с точки зрения людей, считается не более 1-го процента всех живущих в мире насекомых, и то от многих из них мы страдаем по причине вмешательства в живую природу.
И всё же, несмотря на все недостатки, насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. По словам одного энтомолога: “насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак”.
Цель проекта :
Формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта :
Формировать у детей элементарные представления о насекомых :(муравей, бабочка, пчела, жук,божья коровка, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения.
Формировать представление об окружающей нас природе
Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы.
Развивать познавательный интерес к насекомым.
Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.
Предполагаемый результат:
У детей появится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
Формирование умения уверенно различать, и называть насекомых, и их характерные признаки.
Знание о пользе или вреде, которую они приносят людям и растениям.
Формирование бережного отношения к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
Формирование стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Сформируется представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных.
Сотрудничество с семьё й:
Консультации «Детям о насекомых», «Первая помощь при укусах насекомых»
Наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за насекомыми
Изготовление фотоальбома о насекомых.
Продукты проекта :
Презентация для детей «Наши соседи насекомые».
Презентация для детей «Посещение выставки о насекомых».
Выставка детских работ «Милые букашечки».
Аппликация «Божья коровка»
Конструирование из бумаги «Пчелка»
Рисование «Бабочки на цветах»
Лепка «Жук»
Ожидаемый результат по проекту :
Для детей:
— Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов
— Развитие музыкально-творческих способностей.
Для родителей:
— Совместное чтение художественной литературы о насекомых
—К проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Проект состоит из трё х этапов:
I. Подготовительный:
Разработка проекта
Подбор литературных произведений о насекомых
Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности про насекомых
Изготовление презентации «Путешествие в мир насекомых»
Изготовление презентации «Наши соседи насекомые»
Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме
Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности
Подбор музыкальных произведений по теме
Составление плана основного этапа
Определение целей и задач проектной деятельности
Разработка занятий и бесед о насекомых.
II этап – основной (реализация проекта) :
Познавательные беседы по теме с использованием презентации.
Проведение занятий по развитию речи "Эти удивительные насекомые"
Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела насекомых в лупу.
Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка,
К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище», В. Бианки «Приключения муравьишки»,К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке»,
В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»). Г. Скребицкий «Счастливый жучок».
Чтение и разучивание стихотворений, песенок, загадок по теме проекта
Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;
Танцевальная импровизация «На лугу» под музыку Майкапара «Росинки»;И. Баха «Шутка»
Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
Раскраски: «Мухи», «Божьи коровки», «Кузнечики»
Дидактические игры «Собери цветок» «Угости насекомое», «На лугу», «Как сказать правильно».
Подвижные игры: -«Медведь и пчелы», «День и ночь» (дневные и ночные бабочки). «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»,«Горячо –холодно,«Паук»,
«Поймай комара»
Пальчиковая гимнастика: «Насекомые», «Пчела», «Божья коровка», «Бабочка»
Драматизация отрывка из сказки: «Муха Цокотуха»
Совместный творческий коллаж:«Удивительный мир насекомых»
Развивающие игры:речь с движением «Насекомые над лугом», «Жук»
Консультации для родителей «Детям о насекомых», «Первая помощь при укусах насекомых»
Сюжетно-ролевые игры: «Зоомагазин»
Экскурсия в библиотеку
Творческо-продуктивная деятельность (рисование,аппликация, лепка)
III этап -заключительный:
Оформление выставки детских работ по теме
Создание презентации проекта
Приложение
Выпуск презентаций
Считалочка, потешки, загадки о насекомых, пальчиковая гимнастика
Дидактические игры
Конспекты совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с насекомыми.