Екатерина Филатова
Проект «Птицы зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
“ Природа – это единственная книга,
каждая страница, которой полна глубокого содержания”
И. В. Гете
Вид проекта : информационно - творческий.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Место проведения: МБДОУ
Сроки реализации: 2 недели.
Этапы реализации проекта :
I – подготовительный
II – практический
III – заключительный.
Актуальность
Публикация «Проект „Птицы зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
В современных условиях проблема нравственного, трудового и экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир и заботиться о нем.
Тема проекта «Птицы зимой» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становиться значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становиться практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Постановка проблемы
Недостаточные представления детей о зимующих птицах.
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах зимующих птицах, о том, как они питаются в зимнее время.
Цель проекта
Воспитывать бережное, заботливое, ответственное отношение к зимующим птицам, формировать экологические знания о них.
Задачи проекта
• Расширять представления детей о жизни зимующих птиц.
• Расширять представления о роли человека в жизни зимующих птиц.
• Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
• Рассказать о кормах, используемых для подкормки птиц.
• Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Ожидаемый результат
В результате реализации проекта «Птицы зимой» у детей пополнятся знания о зимующих птицах, об их жизнедеятельности в зимний период, дошкольники смогут составлять описательные рассказы о зимующих птицах, используя опорную схему. Ребята научатся вести наблюдения за зимующими птицами в природе, производить анализ увиденного. Овладеют умениями различать птиц по внешнему виду, оперениям, повадкам. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку. Приобщать к совместной деятельности родителей.
Мероприятия для реализации проекта
1 этап Подготовительный
Постановка целей проекта, определение знаний, актуальности проекта; подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, фотографий; организация развивающей среды. Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
2 этап Практический
Беседа «Что ты знаешь о птицах?»
Беседа «Как птицы готовятся к зиме, чем питаются» -
Беседа «Птичья столовая»
Беседа «Что бывает зимой». Беседа «Какие птицы с нами зимуют?»
Учить называть части тела птиц, закрепить, как ухаживать за птицами зимой.
Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому.
Задачи: Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой. учить детей поддерживать беседу.
Наблюдение:
- за воробьями.
- за зимующими птицами
- «Следы птиц на снегу»
- за голубями
Задачи: Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.
- углубление знаний о жизни птиц зимой, закрепить какие птицы называются зимующими, формировать умение и желание помогать им.
- научить различать птичьи следы (в сопоставлении с рисунками)
Трудовая деятельность: подкармливание птиц, чистка кормушек.
Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.
Рисование «Как мы кормили птиц»
Задачи: Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения.
Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы»
Задачи: Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.
Подвижные игры: «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»
«Зимующие и перелетные птицы
"Воробушки и автомобиль" :
Задачи: Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке. Закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие-перелетные»,
развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.
Дидактическая игра «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь»
«Четвёртый лишний». «Чей хвостик?»; «Угадай, как кого зовут?»; «Чьи следы на снегу?».
«Назови ласково»
«Угадай птицу по описанию"
Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им.
Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются).
Учить узнавать и отличать зимующих птиц от перелетных. Воспитывать умение размышлять, делать выводы, рассуждать.
Упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко).
3 этап – заключительный
- Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»
- Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».
- Оформление коллективной газеты «Зимующие птицы»
- Оформление выставки детского рисунка «Как мы кормили птиц»
- Презентация
В ходе проекта достигнуты определенные результаты
1. Дошкольники узнали, как птицы готовятся к зиме, чем они питаются.
2. Сформировалось у детей обобщенное представление о зимующих птицах, внешнем виде, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
3. Обогатился словарный запас детей по теме.
4. Научились составлять небольшие описательные рассказы о зимующих птицах с помощью алгоритма.
5. Проявилось постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой.
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Работа с родителями
Рекомендации для домашнего чтения:
- «Зимние гости» Ю. Никонова,
- «Берегите птиц» Т. Евдошенко,
- «Поет зима аукает» С. А. Есенин,
- «Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский;
- «Птичий год: зима» В. Бианки;
- Заучивание стихотворений:
«Воробей» Н. Рубцов;
«Зяблик» С. Михалков;
«Снегири» Л. Татьяничева;
Отгадывание загадок про зимующих птиц.
Рассматривание изображений птиц на картинках, фотографиях, иллюстрациях в книгах и журналах;
Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
- Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах)
- Конкурс - «Мастерим кормушки для птиц».
Оценка результатов
1. Знают ли о повадках зимующих птиц наиболее распространенных в нашей местности?
2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм?
3. Умеют ли выделить отличительные признаки птиц, которые прилетают к нам зимовать?
4. Относят ли птиц к живым существам и по каким признакам?
5. Знают ли перелетных и зимующих птиц?
Выводы:
1. По результатам диагностики было видно, что знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы зимой» у детей развивалась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес у детей.
Список используемой литературы:
1. В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; творч. центр «Сфера» 2008г.
2. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»; М. -2007г.
3. Е. Г. Зверева, О. Н. Монтазери, М. А. Игошина «Окружающий мир»; «Ювента» 2006г.
4. Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года»; «Ранок», Харьков 2008г.
5. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; «Мозаика-Синтез», Москва 2014г.
6. Интернет-ресурсы.