Ирина Корюненко
Проект «Птицы рядом с нами» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 общеразвивающего вида»
Республика Коми, г Ухта
Проект
Тема проекта : «Птицы рядом с нами»
Тип проекта : познавательно-исследовательский, практико-информационный.
Публикация «Проект „Птицы рядом с нами“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
Вид проекта : краткосрочный, групповой.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие; речевое; художественно-эстетическое.
Актуальность проекта : Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель проекта : формировать системы экологических знаний и представлений; осознанно правильное отношение к объектам живой природы (птицам); участие детей в посильной для них деятельности по уходу и заботе о птицах.
Задачи проекта :
Для детей:
Образовательные:
- расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах нашего края, их образе жизнедеятельности;
- формировать умение детей различать зимующих и перелетных птиц по внешнему виду, по повадкам, по среде обитания, по особенностям жизнедеятельности;
- расширять представления детей о взаимосвязи между живой и неживой природой, о роли человека в жизни птиц, о значении подкормки птиц;
Развивающие:
- Развивать умения: отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами, их значением.
- придумывать небольшие истории про птиц; составление рассказов из личного опыта.
- формировать умение детей посредством изобразительной деятельности
изображать птиц, передавая характерные особенности.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам;
желание помогать им в холодное зимнее время и в весенний период.
Для родителей:
- заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, ее организацией, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам.
- расширять представления родителей о видах кормушек, скворечников и способах их изготовления из разного материала;
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
- привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка через участие в совместной деятельности по изготовлению лэпбука по теме проекта.
Для педагогов:
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей по теме проекта;
- сбор информации и литературы о зимующих птицах, подобрать фотографии, презентации, фильмы, слайды по теме.
- создание памяток для родителей: «Какие бывают кормушки», «Как правильно кормить птиц зимой».
Паспорт проектной работы.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Методы и формы работы:
- наблюдения за птицами;
- беседы на тему;
- творческое рассказывание;
- дидактические и подвижные игры;
- рассматривание иллюстративного материала;
- чтение художественной литературы: рассказов, стихотворений, пословиц и поговорок, просмотр мультфильмов.
Этапы работы над проектом
I. аналитический этап
1. Выявление первоначальных знаний детей по теме проекта;
постановка цели и задач.
2. Информация для родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор наглядных материалов: фото - сюжетов, тематических картин и иллюстраций (привлечь родителей)
4. Подбор художественной и научной литературы по теме проекта,
ресурс интернета.
5. Организация предметно – развивающей среды в группе;
6. Организация дидактических и подвижных игр.
7. Организация выставки детских работ по теме «Птицы».
8. Консультативная работа с родителями по заданной теме (обсудить план с родителями о проведении и содержании возможных совместных мероприятий проекта)
9. Создание памяток для родителей: «Какие бывают кормушки», «Как правильно кормить птиц зимой».
10. Ознакомление специалистов ДОУ с темой проекта.
II. Основной этап
Дети: Организованная образовательная деятельность.
Коммуникативная деятельность:
• Беседы - рассуждения: «Пришла зима», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Какую пользу приносят птицы», «Как правильно подобрать корм для птиц»
• «Зимующие и перелетные птицы», «Птичья столовая», «Зимующие птицы нашего города».
• разгадывание загадок; обсуждение пословиц про птиц.
• развитие речи: Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли».
• составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц; истории на тему: «Как я спас птичку».
• Викторина «Птице крылья – а человеку разум» (см. приложение)
Чтение художественной литературы:
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»; Л. Воронкова «Птичьи кормушки»; В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»; А. Яшин «Покормите птиц»;
С. Михалков «Птичья столовая»; Г. Скребицкий «Берегите птиц»;
В. Бианки «Синичкин календарь».
• Просмотр мультимедийных материалов: «Оранжевое горлышко», «Чем важны птицы»; видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы».
Экспериментально – опытническая деятельность:
• Изготовление кормушки (показ деятельности - плотником)
• Исследование птичьего пера.
Проблемная ситуация: Почему мы так говорим? - «Как с гуся вода»
Проведение опыта: на перышко капнуть масло и опустить в воду.
( вывод: перо не потонуло и даже не намокло, т. к. оно пропитано жиром,
а жир отталкивает воду).
Познавательно-исследовательская деятельность:
«Сравнение питания синицы и воробья», «Подбери крылышко по цвету»,
«Чей голос?»;
«Покорми птицу» (на столе – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины, еловые и сосновые шишки, печенье и т. д.)
Задание: Убрать лишнее, что птицы есть не будут.
- какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками?
- какая птица любит сало?
- какая птица зимой питается ягодами рябины?
- какая птица питается семенами еловых и сосновых шишек?
• Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?».
• Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушкам.
Наблюдение за поведением птиц у кормушек.
Наблюдение и сравнение следов птиц на снегу.
Дидактические игры:
«Прилетели птицы»
Задание: (называют птиц, но как только услышите другое слово – хлопайте в ладоши)
1) Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, мухи и стрижи.
2) Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
3) Прилетели птицы : голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки.
4) Прилетели птицы : голуби, куницы, поползни, дятлы.
5) Прилетели птицы : голуби, синицы, галки, стрижи, сороки, воробьи, чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы…
«Четвёртый лишний», «Угадай по описанию», «Кто что ест», «Чей хвост»,
«Кто прилетит к кормушке», домино «Птицы»
Педагоги (специалисты) :
• Организация предметно - развивающей среды по теме проекта.
• Конструирование: «Домик для птиц»; из бумаги «Журавлик» (оригами);
• Рисование: «Снегири на ветке», «Шустрая синица»; раскрашивание силуэтов птиц.
• Лепка: «Птицы прилетели на кормушку сели»,
• Аппликация: «Ворона на снегу», «Голубь» (черно-белый).
• Физическое развитие:
Подвижные игры: пятнашки «Улетайте птицы»,
«Голубь», «Перелет птиц», «Лягушка и цапли», «Скачет шустрая синица», «Ну – ка, птички, полетели», «Гуси – лебеди», «Совушка - сова», «Птички и кошка».
Эстафеты: «Чья команда быстрее заполнит кормушки кормом».
Динамическая пауза «Скок, поскок молодой дроздок»,
Дыхательная гимнастика: «Регулировщик», «Самолет».
• Музыка: прослушивание музыкальных этюдов; слушание записи «Голоса птиц»;
муз. дид. игра «Птицы и птенчики», «В сыром бору тропина…».
Родители:
• Помощь в организации развивающей среды:
сбор информации и литературы о птицах.
• Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пословиц по теме.
• Просмотр с детьми в интернете: фото птиц, повадки.
• Экскурсия в парк, наблюдение за птицами.
• Анкетирование по теме проекта (см. приложение)
• Консультации: «Покормите птиц зимой»; «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
• Участие в акции «Птичья столовая»
III. Заключительный этап
• Выставка творческих и коллективных работ детей.
• Изготовление лэпбука «Сорока обыкновенная» (совместная деятельность)
Предполагаемый результат:
Дети:
• сформировалась система элементарных экологических знаний о птицах (зимующие – перелетные; чем питаются, строение, внешний вид);
• оказание им помощи в холодный период;
• повысился интерес к живой природе, дети научились выстраивать причинно-следственные связи;
• уровень познавательной активности детей значительно возрос, у детей появилось огромное желание заботится о птицах.
Родители:
• Повышение интереса к образовательному процессу;
• Приобретение знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
• Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
• Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий.