Лариса Щеголева
Проект для детей 5–6 лет «Птицы — наши друзья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №42» (учебный корпус №4)
Разработала:
Щеголева Лариса Анатольевна
воспитатель высшей категории
Тула. 2021 г.
Информационная карта проекта
Проект : «Птицы – наши друзья!»
Автор проекта : Щеголева Лариса Анатольевна.
Продолжительность проекта : среднесрочный, октябрь - январь
Вид проекта : познавательно – исследовательский проект, творческий
Публикация «Проект для детей 5–6 лет „Птицы — наши друзья!“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Участники проекта : воспитатели, дети, родители
Возраст детей :5- 6 лет
Место проведения: МБОУ «Центр образования №42» (учебный корпус №4)
Методы работы: интегрированные занятия, игры-ситуации, беседы, выставки рисунков и поделок, экскурсии, викторины, презентации, консультации.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Актуальность проекта :
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В ходе воспитательно-образовательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы - наши друзья»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Проблема: недостаточное знание детей о перелетных и зимующих птицах.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
- расширение знаний о перелетных и зимующих птицах;
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков, двигательной активности;
- заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им.
Цель: расширение знаний детей о перелетных и зимующих птицах, их образе жизни, и отличительных особенностях.
Задачи:
- провести наблюдения за птицами нашего края осенью и зимой;
- развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;
- выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе снами;
- вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;
- научить детей правильно подкармливать птиц;
- воспитывать заботливое и бережное отношение к пернатым друзьям.
Необходимые условия реализации проекта :
- интерес детей и родителей;
- материальное обеспечение проекта;
- методические разработки;
- интеграция со специалистами детского сада.
Этапы реализации проекта «Птицы – наши друзья!»
1. Подготовительный этап (октябрь).
- Обсуждение цели, задач с родителями. - Создание необходимых условий для реализации проекта. - Перспективное планирование. - Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
Работа с родителями:
- сбор материала о перелетных и зимующих птицах для детей старшей группы;
- привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах);
- «Домашняя мастерская слова» (стихи, рассказы, сказки о природе).
- участие в изготовлении кормушек для птиц, в акции «Покормите птиц зимой»;
- оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.
2. Основной этап (ноябрь - январь).
ООПР Проведение бесед с детьми: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»
ООПР Исследовательская деятельность (рассматривание птиц на прогулке)
ООФР, ООПР Проведение подвижных, дидактических игр: «Пчелки и ласточка», «Воробышки и автомобиль», «Гуси-лебеди», «Перелет птиц», «Кто как кричит», «Какой, какая, какие», «Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Кто, где зимует?», «Составь картинку из частей».
ООРР Чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц и поговорок; загадывание загадок по теме «Птицы» НОД «Птицы – наши друзья»
Просмотр мультфильмов «Оранжевое горлышко», «Весенняя сказка», «Уроки тетушки Совы»
ООХЭР Рисование «Ласточка», «Лебеди»; Лепка «Птичка», коллективная аппликация «Снегири на ветках», «Домик для скворца».
Трудовая деятельность: подготовка корма для «птичьей столовой»
Наблюдение за птицами на участке детского сада в осеннее и зимнее время года.
Совместная работа детей с родителями : чтение произведений о птицах, изготовление скворечников.
Просмотр презентаций: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»
Акция «Покормите птиц зимой!»
Пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Веселое путешествие», «Птенчики в гнезде».
Работа с родителями:
- консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»;
- домашнее задание: «Зимующие птицы», подборка книг, журналов о птицах, оформление рисунков и поделок «Птицы».
Заключительный этап.
- подведение итогов реализации проекта;
- проведение итогового мероприятия КВН «Птицы наши друзья»;
- презентация «Птицы наши друзья»;
- организация фотовыставки «Птичья столовая»; - оформление выставки рисунков и поделок; - создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни перелетных птиц;
- заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им;
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
- активное участие родителей в реализации проекта.
Рефлексия деятельности.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научились:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять.
Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богуславец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понамаревой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
6. И. М. Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.
7. М. В. Трофимова. И учёба и игра…
8. Н. В. Новоторцева. Развитие речи детей.
9. О. В. Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.
10. О. В. Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.
11. Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края.
12. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 13. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г. 14. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г. 15. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г. 16. Иванова А. И. «Живая экология» М., 2006 г. 17. Кондратьева Н. Н. «Мы» : Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г. 18. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г. 19. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки» М., 2002 г.