Екатерина Барабаш
Проект «Психологическое сопровождение детей 5–7 лет с нарушениями в эмоционально — личностной и поведенческой сферах»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип: Социальный.
Целевая группа: Дети старшего дошкольного возраста, их родители. Педагоги групп.
Участники: Педагоги группы, педагог - психолог, родители, дети.
Масштаб: Долгосрочный.
Срок реализации: 1.10.2018 – 30.04.2019
Основания для разработки. Проблема: Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе? Безусловно, надо, ведь эмоциональная отзывчивость во все времена была и будет отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми. Страшный дефицит нашего времени – дефицит доброты! Данное явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме – психологическому здоровью детей. Ни для кого не секрет, что когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный психически здоровый ребенок. Но, к сожалению, в наш прогрессивный век все меньше и меньше времени у нас взрослых остается на общение с детьми, а ребенок остается, не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. В итоге с каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особо внимания со стороны педагогов. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
Публикация «Проект „Психологическое сопровождение детей 5–7 лет с нарушениями в эмоционально — личностной и поведенческой сферах“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.
Для практического психолога поведение ребенка, развитие его эмоциональнойсферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Поэтому взрослые (родители и педагоги) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, гнева и других переживаний.
Цель: Создание оптимальных условий для гармоничного развития детей с отклонениями в поведенческой и эмоционально – личностной сферах.
Задачи: 1. Устранение дефицита знаний, умений и навыков, необходимых родителям и педагогам для создания оптимального взаимодействия с детьми с отклонениями в эмоционально – личностной и поведенческой сферах.
2. Коррекция и профилактика депривационных типов поведения детей.
3. Создать центры психологической разгрузки в группах.
Реализация проекта
I. Аналитико – диагностический:
1. Изучение литературы по заданной теме
2. Создание диагностического пакета и дианостика детей и родителей :
• Тест Амена, Дорка, Теммла;
• Методика Сирса;
• Рисуночный тест «Кактус»;
• Рисуночный тест
«Несуществующее животное»;
• Методика «Корректурная проба»;
• «Теппинг – тест»;
• Анкета «Критерии тревожности»;
• Анкета «Критерии агрессивности»;
• Анкета «Критерии гиперактивности»
3. Диагностика детей с отклонениями в эмоционально – личностной и поведенческой сферах
II. Организационный:
1. Дополнить картотеку игр и упражнений
• «Игры с детьми с синдромом дефицита внимания»
• «Игры с тревожными детьми»
• «Игры с агрессивными детьми»
III. Этап реализации
1. Коррекционные занятия с детьми «группы риска» по программе Малаховой А. Н. «Программа игротерапии для дошкольников. Небесное путешествие».
2. Работа с педагогами:
• «Оптимизация образовательного процесса в ДОУ с использованием материалов психологического уголка в группе»;
• «Детская агрессивность, как индикатор психологического здоровья дошкольников»;
• «Особенности работы с тревожными и гиперактивными детьми».
3. Работа с родителями
• Консультация - практикум: «Не тревожься, малыш я с тобой!»
• Консультация - практикум: «Юпитер ты бушуешь?»
• Консультация - практикум: «Моё милое дитя»
• Консультация для родителей группы «Полезные подсказки для взрослых».
• Страничка психолога : «Ребёнок со страхами».
IV. Итогово – обобщающий:
1. Диагностика:
• Тест Амена, Дорка, Теммла;
• Методика Сирса;
• Рисуночный тест «Кактус»;
• Рисуночный тест
«Несуществующее животное»;
• Методика «Корректурная проба»;
• «Теппинг – тест»;
• Анкета «Критерии тревожности»;
• Анкета «Критерии агрессивности»;
• Анкета «Критерии гиперактивности».
Ожидаемые результаты:
• Родитель компетентен в вопросе эмоционально – личностной и поведенческой сфере.
• В развивающей предметно пространственной среде группы созданы все условия для дальнейшего развития проекта.
• В группе снижен уровень тревожных, гиперактивных, агрессивных детей
• Родитель активный участник образовательного процесса.
• Эмоционально положительный настрой родителя к воспитателям и специалистам ДОО.
Ресурсная база проекта :
1. Программно – методические ресурсы:
1. И. Н. Наревская Профилактика нарушений в поведении дошкольников : Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ.
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г. М. Бреслав. - М. : Просвещение, 1990. - 180 с.
3. Сакович Н. А. Ребенок с эмоциональными нарушениями / Н. А. Сакович // Пачатковае навучанне. - 2008. - № 7. - С. 37-41.
2. Материально – технические ресурсы:
- интернет - ресурсы картотеки, альбомы, консультативный материал,.).
Возможные риски:
1. Родители не активно участвуют в педагогическом процессе.
2. Частые заболевания детей.
Способы преодоления рисков:
1. Открытость педагогического процесса, включение родителей в педагогический процесс.
2. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды за счёт воспитателей и участие родителей в пополнении РППС.
3. Витаминизация, профилактика ОРВИ.
Результат:
В результате показатель детей с с. д. в. на апрель месяц снизился с 17,2% до 9,1%, а на июнь до 7,3%. У тревожных детей на апрель месяц снизился 16,2% до 6,1%, а на июнь до 1%. И у агрессивных детей на апрель месяц снизился с 12,1% до 7,1%, а на июнь до 5,2%. Родитель компетентен в вопросе эмоционально – личностной и поведенческой сфере. В развивающей предметно пространственной среде группы созданы все условия для детей. В группе снижен уровень тревожных, гиперактивных, агрессивных детей. Родитель активный участник образовательного процесса. Эмоционально положительный настрой родителя к воспитателям и специалистам ДОО.