Елена Балдина
Проект прогулочной группы «Пиратский остров» для детей 5–15 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Белозерихинский СДК.
Выполнила Балдина Е. В.
2018 год.
Содержание
1. Паспорт поекта___3
2. Анатация___4
3. Актуальность проекта___5
4. Цель и задачи___7
5. Методы ___8
6. План мероприятий ___10
7. Оценка результативности___11
8. Перспективы проекта ___15
9. Общие требования безопасности___ 16
Публикация «Проект прогулочной группы „Пиратский остров“ для детей 5–15 лет» размещена в разделах
10. Список литературы___18
Паспорт поекта
№ Содержательный блок паспорта Описание блока
1 Название проекта. «Пиратский остров»
2 Авторы проекта. Балдина Е. В.
3 Название и адрес учреждения МБУК ЦДсМОКДУ
Белозерихинский СДК.
с. Белозериха, Лысковского района, ул. Молодёжная 3/1
4 Сроки реализации проекта 10 дней
5 Возрастная группа, на которую направлен проект. 6-14 лет
6 Актуальность проекта Реформирование сферы организованного каникулярного времени детей.
7 Ожидаемые результаты Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей. Привлечение детей входящих в группу риска.
8 Источники финансирования Родители.
3
Анатация проекта
С наступлением летних каникул перед большинством родителей встаёт вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Одной из форм организации летнего отдыха детей являются прогулочные группы. Летняя прогулочная группа – это форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с детьми младшего школьного возраста и школьного в дневное время. Посещая прогулочную группу, ребёнок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, общается со сверстниками, занят интересными делами.
Следует помнить, что прогулочная группа – это не продолжение школьного образовательного процесса. Это совсем иной кусочек жизни ребёнка. Это – его отдых, наполненный ярким впечатлениями и только хорошим настроением.
Проект прогулочной группы «Пиратский остров» направлен на реализацию социально-педагогической программы.
Прогулочная группа 10-ти дневного пребывания включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в период летних каникул в условиях прогулочной группы. Дети принимают активное участие в проведении бесед, дискуссий, игровых программ и других форм работы.
4
Актуальность проекта.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Выявление педагогических условий формирования воспитательной среды детских оздоровительных образовательных учреждений в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, изменение характера социально-экологических отношений в обществе, произошедшее в последнее десятилетие, привело к изменению социальных приоритетов в образовательной политике общества и граждан, что вызывает настоятельную потребность поиска новых путей развития систем образования, воспитания, досуга и отдыха детей. В этом ряду достаточно рельефно просматривается необходимость определения принципиально новых подходов, а следовательно, и самой методики работы, в системе организации свободного времени детей в период школьных каникул.
Во-вторых, кризис прежней организации детского досуга и отдыха, охвативший в последнее время практически всю систему летнего отдыха детей, распространяется на всю инфраструктуру ресурсного обеспечения деятельности лагерей, содержание и формы оздоровительно-образовательной работы. Наметилась устойчивая тенденция к росту потребности в качественном изменении условий физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного развития личности каждого ребенка.
В-третьих, анализ запросов детей, подростков и их родителей о формах отдыха и деятельности в каникулярный период свидетельствует о резком падении престижа лагерей прежней (пионерской) направленности.
В-четвертых, в условиях наметившегося перехода в воспитании детей от парадигмы педагогического воздействия к парадигме создания условий для саморазвития ребенка большое значение в организации педагогического процесса приобретает специально формируемая педагогическая среда как комплекс условий, необходимых для самореализации ребенка.
В-пятых, имеющиеся в современной теории и практике воспитания противоречия: между государственной и общественной потребностью в радикальном изменении воспитательной практики, наличием реальных
предпосылок для ее преобразования и неготовностью большинства педагогических коллективов к использованию системных представлений о совершенствовании и обновлении процесса воспитания детей; между вероятностной сложноорганизованной природой воспитательных систем и жестко детерминированным, утилитарно-механистическим характером действий практиков.
Сегодня организовать отдых детей, создать что-то новое в воспитательной работе лагеря очень сложно. Задача заключается в том, чтобы организовать культурно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, используя положительный педагогический опыт. Летний лагерь рассматривается, поэтому не только как временное местонахождение ребёнка, где он приобретает те или иные навыки и знания, где занимательно проводит свободное время, но как необходимое бытие, позволяющее раскрыться всем его потенциальным, скрытым духовным и физическим возможностям.
Как этого достичь?
Необходимо создать систему летнего отдыха детей.
1. Организация качественного отдыха детей;
2. Использование новых методик и технологий по привитию детям навыков здорового образа жизни;
3. Привлечение родителей и социальных партнеров к реализации программы прогулочной группы;
4. Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы с детьми разных возрастных категорий, учет интересов и потребностей детей;
5. Сочетание традиционных и инновационных технологий воспитательно-образовательного процесса;
6. Наличие объединений дополнительного образования детей;
7. Использование различных форм организации детского самоуправления;
8. Удовлетворенность детей и родителей результатами.
Детские оздоровительные лагеря и прогулочные группы сегодня являются учреждениями, обеспечивающими получение внешкольного воспитания и обучения. В проекте Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2011 г. «Об утверждении типового положения о детском оздоровительном лагере» изложены основные задачи учреждения по обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения:
— организация содержательного досуга детей;
— обеспечение необходимых условий для личностного, творческого, духовного развития детей, для занятий детей физической культурой и спортом, укрепления их здоровья, привития навыков здорового образа жизни;
— обеспечение соблюдения режима питания и жизнедеятельности детей при выполнении санитарно-эпидемиологических требований;
— развитие общественной активности детей;
— адаптация детей к жизни в обществе, привитие навыков самоуправления, коллективизма;
— формирование общей культуры;
— привлечение детей к политико-воспитательной, туристской, краеведческой, физкультурно-спортивной и военно-патриотической работе.
7
Цель и задачи
Цель.
Создание условий для организации отдыха и оздоровления детей, разностороннего развития их личности в летний период; создание условий для самореализации и самовыражения в атмосфере творчества и сотрудничества.
Задачи:
1. Организовать занятость подростков в летнее время.
2. Помочь создать средствами игры дружеские отношения.
3. Поддержать хорошую физическую форму детей.
4. Привить положительное отношение к здоровому образу жизни.
8
Методы
Любая система деятельности тогда имеет высокий результат, когда она прослеживается и в относительно масштабных промежутках времени — и в течение смены, и в отдельных делах. Время в прогулочной группе подразделяется на три периода: организационный, основной и заключительный (итоговый). Выделяя три периода, следует учитывать, что они протекают не сами по себе, а во взаимосвязи друг с другом. Нельзя воспитывать человека по частям, на отдельных промежутках времени. Только учитывая сумму задач, можно добиться положительных результатов.
В современном воспитательном процессе большим потенциалом обладают следующие инновационные методы:
- метод систематического исследования-решения проблем с выходом на социальное проектирование;
- метод коммуникативно-диалоговой (дискуссионной) деятельности;
- метод игровой имитации;
- метод моделирования;
- коллективная общественно полезная деятельность;
- формирование опыта нравственного поведения (требования коллектива к личности);
- стимулирование и коррекция деятельности детей (метод поощрения, общественное мнение);
- убеждение (словом, положительным примером).
Формы работы:
игры: подвижные, спортивные, тематические и «тихие» (на время плохой погоды);
соревнования по мини-футболу, волейболу (пионерболу, шашки, шахматы;
беседы на экологическую тему и тему здорового образа жизни;
операции: «Чистота и порядок у пирата», «Юный защитник природы»;
конкурсы: рисунков на асфальте, чтецов, певцов, фантазеров;
викторины: тематические развлекательные;
экскурсии и походы в лес. 9
План мероприятий
№ Дата Форма проведения
Наименование мероприятия
1 31.07.2018 Прогулочная группа «Пиратский остров»
2 01.08.2018 Музыкальный день на шхуне «Все на борт»
3 02.08.2018 Игровая программа «Пиратские баталии»
4 03.08.2018 Спортивная игра «На абордаж»
5 04.08.2018 Базар головоломок «Карта сокровищ»
6 07.08.2018 Конкурс рисунков «Я пират»
7 08.08.2018 Игры и конкурсы
«Послание старого пирата»
8 09.08.2018 Чаепитие «Пиратский камбуз»
9 10.08.2018 Квест «Форт Бояр»
10 11.08.2018 Поп-шлеп-дискотека.
10
Оценка результативности
При хорошей организации и наблюдении, при правильно организованными спортивными мероприятиями предполагается оздоровить детей, укрепить физические и психологические силы детей и подростков. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, повысит творческую активность детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность, активизирует лидерские и организаторские качества, приобретение новых знаний, будут более развиты творческие способности, детская самостоятельность и самодеятельность.
Изменения в отношениях детей в позитивную сторону; формирование навыка общения и толерантности.
Развитие нравственно-волевых качеств детей путем игр, бесед.
Участие в творческих делах.
Включение всех детей в игровую деятельность.
Привитие (хотя бы частично) норм культурного поведения и санитарно-гигиенической культуры.
Предполагается, что время, проведенное в клубе, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе прогулочной группе.
Для отслеживания результативности программы будут использованы следующие методы:
1. Анкетирование детей на начальном этапе и в конце прогулочной группы.
2. Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникабильности.
3. Анализ участия каждого ребёнка в творческих делах, уровень активности и достижений.
4. Экран настроения.
5. В конце прогулочной группы будет подготовлен аналитический отчёт о результатах реализации программы, подготовлены фото и видео материалы.
11
Анкета для детей (в начале прогулочной группы)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
– Твои первые впечатления о прогулочной группе?
– Что ты ждешь от неё?
– Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем клубе интересной и радостной для всех?
– В каких делах ты хочешь участвовать?
– Что тебе нравится делать?
– Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
– Кто твои друзья в греппе?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы) :
Я пришел в прогулочную группу потому, что___
Я не хочу,чтобы___
Я хочу, чтобы ___
Я боюсь, что ___
Пожалуйста, напиши также свои фамилию и имя ___
Анкета для детей (последний день прогулочной группы)
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь и понимание.
– Что было самым важным в этот период для тебя?
В прогулочной группе___
В твоей семье___
В отношениях между людьми___
– Что ты запомнил больше всего?
– Переживал ли ты здесь такие состояния? : / Творчество/ Полет фантазии/Одиночество/
Уверенность в себе/ /“Меня не поняли”/“Я нужен!”/ Счастье/ Скука (подчеркни)
– Что нового ты узнал?___
– Можно ли сказать, что ты чему-то научился у нас? Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать “спасибо”
– СПАСИБО!
за___
(КОМУ)___
– СПАСИБО!
за___
(КОМУ)___
– СПАСИБО!
за___
(КОМУ)___
– Закончи предложения: Я рад, что
___
Мне жаль, что
___
Я надеюсь, что___
Твое имя, фамилия ___
Анкета для родителей
Ваш ребенок рассказывает про прогулочную группу?
Да___
Нет___
Если ребенок рассказывает дома, то уточняется что конкретно рассказывает ребенок. Если ответ нет уточняется почему ребенок не рассказывает.
Вашему ребенку нравится в прогулочной группе?
Если ответ: «да», уточняется, что нравится: мероприятия, отношения между детьми, отношения между мальчиками и девочками, отношения с педагогом.
Если ответ : «нет», уточняется, что не нравится: мероприятия, отношения между детьми, отношения между мальчиками и девочками отношении с педагогом
Вы хотели бы, чтобы в следующем году Ваш ребенок посещал прогулочную группу на базе дома культуры?
Уточняется ответ «да», и ответ «нет»
Что, на Ваш взгляд, нужно улучшить в работе?
Спасибо за ответ.
14
Перспективы проекта
Лето – это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры.
Мы живем в интересное и сложное время: на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем.
На мой взгляд, прогулочная группа это — особенная педагогическая система или методика, это прежде всего составляющая жизнедеятельности ребёнка. Необходимо, чтобы верным другом и помощником детей в каникулярное время стала игра. Следует чередовать виды деятельности ребят и правильно их дозировать; строить жизнь детей так, чтобы большую часть времени ребята проводили на свежем воздухе: на игровой поляне, спортивной площадке, экскурсиях на природу; использовать условия и возможности для развития самостоятельности и трудовой деятельности.
Формируя воспитательное пространство летней прогулочной группы, в основу организации смены закладывается легенда, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Так как прогулочная группа начинает свою работу во второй половине дня, то традиционную утреннюю зарядку мы заменим веселым флэш-мобом. Танцевать будут все и с удовольствием.
Затем дети отправятся на «Серьезный разговор» (мы подготовим для просмотра видеоролики и презентации, о безопасном поведении дома и на улице).
В перспективе будем проводить прогулочную- тематическую группу в каждое каникулярное время.
15
Общие требования безопасности.
1. К прогулкам, туристским походам, экскурсиям и экспедициям допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр, инструктаж по охране труда.
2. Опасные факторы:
* изменение установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;
* травмирование ног при неправильном подборе обуви, передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;
* отравление ядовитыми растениями, плодами;
* заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.
3. При проведении прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции группу учащихся должны сопровождать 2 взрослых.
4. Для оказания первой медицинской помощи пострадавшим во время прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
Требования безопасности перед проведением прогулки, похода, экскурсии.
Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр и представить справку о состоянии здоровья.
Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.
Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.
Требования безопасности во время прогулки, похода, экскурсии.
16
1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы.
2. Общая продолжительность прогулки составляет 1-3 часа.
3. Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.
4. Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды.
5. Не трогать руками ядовитых растений, а также колючих растений и кустарников.
6. При продвижении не снимать обувь и не ходить босиком.
7. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из непроверенных открытых водоемов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую необходимо брать с собой или кипяченую воду.
8. Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя группы или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмах.
9. Относиться бережно к природе, личному и групповому имуществу
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
1. При отравлении ядовитыми растениями, плодами и грибами немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего.
2. При получении травмы, оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения и родителям пострадавшего. При необходимости отправить его в лечебное учреждение.
Требования безопасности по окончании прогулки, похода, экскурсии.
Проверить по списку наличие детей в группе.
Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение.
17
Список литературы
О. Газман, В. Матвеев «Педагогика в пионерском лагере» 1988 г
С. А. Шмаков. О идеях и идеологии педагогики летнего лагеря.
С. В. Нагавкин. Коллективная организация творческой жизни и воспитательной работы. 2019 г
Н. П. Царёва. Организация летнего отдыха детей. 2011 г
18