Наталья Басина
Проект «Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование выбора темы проекта, ее актуальность.
Как показывает практика, в любой профессиональной деятельности особую значимость приобретает понятие «компетенция руководителя». Классическое определение компетенции имеет несколько значений: круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания и опыт в той или иной области. Управленческую компетентность рассматривают, как личную способность руководителя решать профессиональные задачи, а также требования к личностным, профессиональным качествам руководителя ДОО. Руководитель ДОО - это результат долгого труда, личностного и профессионального роста, а также регулярное повышение квалификации. От руководителя в современном обществе требуется деловая инициатива, трудовая активность и компетентности в различных областях образования : профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая, а также эстетика вкуса.
Публикация «Проект „Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
В России существует уникальная система дошкольного воспитания - не только по масштабам и количественному охвату, но и по уровню образовательно-воспитательной работы. Для того, чтобы эта система была действенной, необходимо глубоко, с знанием дела осуществлять руководство и контроль ДОО.
Особенности сущности, структуры и формирования профессиональных компетенций руководителя отражены в различных работах (Спенсер – мл. Лайл М. и Спенсер Сайн М., Лукошенко М. А., Попова Е. П., Лаврищев М. П. и др.). В связи с этим возникла необходимость изучить профессиональные компетенции руководителя детского сада.
Учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении может быть результативным и эффективным только под руководством руководителя, обладающего профессиональной компетентностью как ключевым моментом развития (имидж) дошкольной образовательной организации, от управленческого мастерства которого зависит успешность функционирования образовательной организации в целом. Для этого руководитель ДОО должен быть педагогом и организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями, быть творческой личностью.
Возникает проблема актуальности определения требований к руководителю.
Система образования в России в настоящее время нуждается в новом поколении руководителей, которые способны управлять образовательной организацией в новых условиях, к числу которых можно отнести:
- различные формы собственности в условиях рыночных отношений;
- переход на государственно-общественное управление организацией;
- политический и идеологический плюрализм, который развивается в ситуации демократизации общественной жизни.
Современные управленцы уже на уровне дошкольного образования испытывают трудности, которые возникают в ситуации быстрого темпа общественного и технического прогресса, что влечет за собой высокие требования к их профессиональной компетентности. Как известно, для выполнения любой профессиональной деятельности необходима система профессиональных и личностных качеств, которые составляют профессиональную компетентность.
Цель и задачи проекта.
Цель: Составить профессиональный образ современного руководителя ДОО, дать определение и научную характеристику профессиональных, личностных и поведенческих компетенций современного руководителя ДОО.
Задачи:
- способность к самоанализу своей деятельности;
- развитые навыки межличностных отношений;
- способность работать в междисциплинарной команде;
- способность к разработке и управлению проектами;
- стремление обеспечить качество образования.
Ожидаемые результаты:
- способность к анализу и синтезу получаемой информации;
- владение устной и письменной речью;
- способность принимать управленческие решения по устранению проблем;
- развитые навыки работы в информационном пространстве;
- способность находить организационноуправленческие решения в нестандартных ситуациях;
- готовность нести ответственность за эти решения;
- готовность к творческой деятельности и лидерству в управлении организацией.
Для успешного решения задач модернизации общего образования, первым уровнем которого является дошкольное образование, руководитель дошкольной образовательной организации должен по-новому осмыслить свою профессиональную деятельность. Среди ученых нет единого мнения по поводу структурных составляющих профессиональной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации. В структуру компетентности ученые включают разные компоненты и составляющие : когнитивная, операционально-техническая, этическая, социальная, мотивационная, поведенческая и др. и систему ценностных ориентаций.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный
Основной.
Заключительный.
Подготовительный этап:
- сбор информации;
- анкетирование;
- подготовка теоретического и практического материала.
Основной этап:
Любой вид профессиональной деятельности можно раскрыть с помощью понятия «компетентность». В. А. Сластенин определял профессиональную компетентность как совокупность коммуникабельных, конструктивных, организаторских умений личности. М. А. Чошанов рассматривал компетентность в виде некой мобильности знаний, гибкости метода, критичности мышления, т. е. способности личности выбирать среди множества решений наиболее оптимальное. В работах других ученых компетентность рассматривается как непрерывное стремление к совершенствованию своих знаний и применению их в конкретных условиях, критичность, гибкость мышления, предполагающие способность осуществлять выбор наиболее оптимальных и эффективных решений. Составляющими компонентами профессиональной компетентности могут быть общая и профессиональная эрудированность, опыт профессиональной деятельности, степень развития критического мышления.
Таким образом, можно выделить следующие составляющие для определения профессиональной компетентности руководителя : поведенческие аспекты, индивидуальные характеристики, способности к определенной профессиональной деятельности, свойства личности, ценности.
Среди этих составляющих явно просматриваются такие компоненты как личностный и технологический. Профессиональная компетентность руководителя, проявляющаяся в поведении, включает в себя такие характеристики, как навыки межличностного общения, стремление к лидерству, аналитические способности и ориентация на достижения. Таким образом, мы можем заметить, что личностно-творческий компонент управленческой культуры руководителя ДОО раскрывает управление образовательной организацией как творческий акт. Технологический компонент отражает уровень овладения способами управления, так как технология управления требует решения задач, связанных с умениями анализировать, прогнозировать, планировать, контролировать и корректировать образовательный процесс, для чего необходимы специальные знания.
К свойствам личностной компетенции можно отнести : проявление лидерства, стремление к самореализации и личностному развитию, демонстрацию стрессоустойчивости. К свойствам социальной компетенции - способность управлять конфликтами, опыт взаимодействия с социальными группами внутри ДОО и за пределами, конкурентоспособность. В отраслевой компетенция можно выделить умения организации образовательного процесса, способность к управлению административной и финансово хозяйственной деятельностью, применение педагогических знаний по дошкольной педагогике на практике, стремление к внедрению инноваций. Сущность управленческой компетенции в формировании стратегии развития ДОО и ее реализация, обеспечении квалифицированными кадрами, управлении информационными потоками, положительной динамики качества образования.
Под профессиональной компетенцией мы понимаем осознание руководителем своих потребностей и интересов в профессиональной деятельности, социальных ролей и мотивов, своей линии поведения,
профессиональных возможностей в соответствии со своими,
профессиональными качествами и требованиями профессии.
Были выделены четыре группы компетенций,
характеризующих руководителя ДОО : личностные, социальные,
отраслевые, управленческие.
Модель профессиональной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации включает в себя структурные компоненты профессиональной компетентности : владеет основами управления, владеет коммуникативными технологиями, владеет методами анализа учебных пособий, навыками самостоятельного проведения научных исследований в области предметной подготовки образования, владеет навыками квалифицированного анализа, оценки, реферирования, оформления и продвижения результатов собственной научной деятельности; участия в работе научных коллективов, способен разрабатывать методические материалы, проектировать образовательные программы и рабочие программы дисциплин по избранному профилю; осуществлять педагогическую деятельность по профильным дисциплинам (модулям) в рамках дополнительного образования, в том числе, для обучающихся с особыми образовательными потребностями, владеет методиками и технологиями организации научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся по программам основного и дополнительного образования.
Модель профессиональной компетентности руководителя
дошкольной образовательной организации
Компоненты профессионально й компетентности Компетенции
Личностный Способность четко предъявлять требования, умеет разъяснять, помогает в трудных ситуациях, прислушиваются к мнению членов педагогического коллектива, умеет создавать позитивный настрой, оптимистичен, в деятельности воспитателей отмечает сначала позитивное, интересное; умеет убеждать, ведет за собой, уважает педагогов за выполнение профессиональных обязанностей, создает условия для личностного роста, тактично проявляет интерес к личной жизни, помогает в разрешении жизненных проблем, умеет принимать критику в свой адрес
Социальный Способность эффективного взаимодействовать с учредителем, с подчиненными, формировать социально-психологический климат в коллективе
Педагогический Способность проектировать образовательные программы, определять качественные показатели образовательного процесса
Правовой Способность составлять локальные акты на основе нормативно- правовой базы общего образования
Исследователь ский Владеет навыками самостоятельного проведения научных исследований в области дошкольного образования
Экономический Способен производить экономические расчеты, необходимые для функционирования дошкольной образовательной организации
Управленческий Способность выполнять функции руководителя : аналитическую, планово - прогностическую, контрольную и др.
Технологический Владеет коммуникативными технологиями, общается с субъектами
Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня функционирования организации. В своей управленческой деятельности заведующий осуществляет много управленческих действий (распределение ресурсов, координацию субъектов управления, контроль качества деятельности, прогнозирование, планирование, анализ и другие). Для выполнения каждого вида управленческого действия необходима соответствующая компетенция, а их система и представляет собой профессиональную компетентность.
Заключительный этап:
К условиям создания профессионального педагогического коллектива, относится:
1. Социально-профессиональная направленность педагогов. Единство целей, воли коллектива, общественное мнение является регулятором поведения его членов, коллектив ставит цели развития и саморазвития. Коллективные нормы, мотивы, цели отличаются высокой социальной ценностью.
2. Профессиональная организованность. Коллектив отличается высокой профессиональной активностью, профессиональные задачи решаются в коллективе слаженно, действия отличаются согласованностью, коллектив самостоятельно выбирает организаторов, взаимодействия.
3. Профессиональная компетентность педагогов и руководителя ДОУ. Коллектив с высокой степенью развитости различных видов профессиональной компетентности. Систематическое повышение профессиональной квалификации является нормой жизни для коллектива. Созданы условия для раскрытия потенциальных профессиональных возможностей членов коллектива.
4. Системообразующие связи. Гармоничное сочетание формальных и неформальных отношений в коллективе.
5. Сплоченность. Высокая степень ценностно-ориентационного единства в коллективе, взаимопонимание и сотрудничество осуществляется не только в деловой сфере, но и в неформальной. Сформированы коллективные ценности, традиции и нормы. Стабильность состава устойчивая.
6. Профессиональная координированность (согласованность). Профессиональная деятельность отличается высокой координированностью индивидуальных деятельностей педагогов, наличием взаимосвязанности основных этапов, отсутствием нарушений трудовой дисциплины
7. Профессиональая активность личности в коллективе. Педагогический коллектив стремиться к тому, чтобы каждый его член проявлял творческую активность в процессе жизнедеятельности
8. Процессуальные характеристики профессиональной деятельности. Система работы по профилактике профессиональных деформаций способствует снижению возможностей для их развития в коллективе. Повышенное внимание к новым членам, оказание необходимой помощи, облегчающей процесс адаптации.
9. Динамика профессионального роста. Высокие темпы повышения профессионального мастерства педагогов, обусловленные внутренней потребностью в профессиональном самосовершенствовании
Среди основных условий для профессионального становления педагогического коллектива необходимо выделить профессиональную компетентность руководителя ДОУ. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность формирования профессионального педагогического коллектива. Она характеризуется наличием общего понимания педагогами необходимости и возможности учета педагогических аспектов профессиональной деятельности, пониманием этого не как «дополнительной нагрузки», а как дела, укрепляющего авторитет самого работника и организацию, повышающего успешность ее деятельности, формирующего имидж, способствующего росту самоуважения, личностному развитию, укреплению чувства гражданственности и профессиональному росту.
Руководитель ДОУ создаёт эмоционально-комфортные условия для работы, обеспечивает поддержку каждому члену коллектива в самореализации, и саморазвитии. Профессиональные компетенции руководителя позволяют ему быть интеллектуальным лидером, превосходным педагогом-профессионалом, педагогически и психологически умелым организатором.
Если в работе с педагогами руководитель :
• проявляет культурность, уважительность, тактичность, внимание к повышению его профессионализма;
• предъявляет требования к среднему и младшему начальствующему составу со своей стороны поступать также;
• в выступлениях, при разборах и подведении итогов, в индивидуальных разговорах затрагивает вопросы воспитания, обучения, образования и развития, имиджа организации, должного обращения с посетителями, клиентами;
• организует в соответствии с требованиями деятельности необходимые занятия по педагогике;
• осуждает отрицательные факты и принимает меры к их не повторению, а также ставит в пример и поощряет положительно отличившихся, — то большинство сотрудников займут позицию субъекта педагогической работы и постараются выполнять ее качественно.
Это приведет к более успешному становлению профессионального педагогического коллектива.
Вывод: Изучение профессионализма руководителя образовательной организации в современной педагогике идут с разных позиций: как овладение методами и содержанием профессиональной деятельности, как развитие индивидуальных характеристик, ценностей, ценностных ориентаций. Отсюда следует, что в качестве составляющих профессионализма можно рассматривать, с одной стороны, профессионализм деятельности, с другой стороны, профессионализм личности. Но эти понятия очень тесно связаны между собой. Поэтому ученые, чаще всего, рассматривают их в одной системе – в системе «профессиональная компетентность».