Ирина Насибуллина
Проект «Профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
«Профессий много есть на свете,
Профессии нужны, важны,
Но чтобы выбрать, знайте, дети,
Мы очень много знать должны!
А пока мы подрастаем,
Мы в профессии играем!»
Публикация «Проект „Профессии“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и полицейским, поваром и строителем, учителем и врачом. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. И дошкольный возраст рассматривается как подготовительный этап, в котором закладываются основы для ранней профориентации.
Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно знакомить дошкольников с трудом взрослых.
Одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии является игра. Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению.
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Цель проекта : формирование устойчивого представления у детей подготовительной группе к школе о различных профессиях, орудиях труда, трудовых действиях в игровой деятельности.
Задачи:
• формировать у ребенка представления о различных профессиях;
• развивать связную речь, мелкую моторику, образное и пространственное мышление, воображение, память;
• воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.
Гипотеза проекта : если создать условия для ранней профориентационной работы в виде мастерских, разработать и собрать демонстрационный материал, оснастить развивающую предметно - пространственную среду в данном направлении, зонировать группы по уголкам-мастерским, смотивировать педагогов на творческий поиск новых методов и современных технологий работы с детьми будет способствовать формированию устойчивого интереса к профессиям, пониманию значимости их в жизни общества, приобретению элементарного опыта профессиональных действий на уровне ребенка-дошкольника, повысит компетентность педагогов в данном направлении, а также поможет оснащению развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии с современными требованиями.
Новизна проекта : ДОУ является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строится в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыком сама по себе, а овладение ребенком набором компетентности по профориентации в дошкольном возрасте.
Ожидаемый результат:
-наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях, в том числе своих родителей (место работы родителей, значимость труда, гордость и уважение к труду взрослых);
- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;
-понимание детьми значения слово «профессия».
- сформированность знаний о некоторых профессиях, их назначении, особенностях;
- пополнение лексики воспитанников;
-умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
Целевая группа проекта :
Настоящий проект был реализован с детьми подготовительной группы детского сада и их родителей.
Продолжительность проекта :
Краткосрочный, продолжительностью 1 неделя.
Сроки проведения проекта :
Ноябрь с 21.11 по 25.11.2022 год.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта Сроки этапов проекта Задачи этапов проекта
I этап
Подготовительный Ноябрь 21.11.2022 год.
-Постановка целей и задач.
-Подбор и изучение дополнительной методической литературы.
-Подбор художественной литературы для детей.
-Привлечение внимания родителей к данной проектной деятельности.
-Разработка и изготовление дидактического материала по данной тематике.
-Разработка и подбор сюжетно - ролевых игр.
II этап
Основной
(практический) Ноябрь 22.11-23.11.2022год. -Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий.
-Знакомство с детской художественной литературой о труде взрослых, разучивание стихов, отгадывание загадок.
-Беседы с детьми о профессиях родителей.
-Беседа с детьми о профессиях настоящего и будущего.
-Знакомство с профессиями через дидактические и настольно печатные и сюжетно ролевые игры.
-Просмотры презентаций, художественное творчество в свободное время по теме проекта.
-Экскурсии по детскому саду, знакомство с трудом взрослых.
-Создание в группе тематической папки о профессиях.
-Организация информационных стендов для родителей.
-Привлечение родителей к оформлению дидактической игры – ширмы «Играем в профессии».
III этап
Заключительный (презентационный) Ноябрь 24.11-25.11.2022год. - В ходе проекта «Играем в профессии» дети нашей группы закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо работать. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии трудовых действий. Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях : «Больница», «Кафе», «Стройка» и др. Дети стали бережнее относиться к одежде, игрушкам, окружающим предметам, мебели, так как у многих сформировалось ценностное отношение к собственному труду и труду взрослых. Хочется отметить активное участие родителей в реализации данного проекта.
- Родительское собрание на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны». Совместно с родителями изготовили кукол из фетра к дидактической игре - ширме.
- Презентация проекта на педагогическом совете в МБДОУ.
Основные формы реализации проекта :
Формы реализации Методы реализации
игры, беседы, чтение.
консультации для родителей, памятки.
совместная деятельность.
выставки. чтение художественной литературы
показ
объяснение
наглядный пример
беседа
Партнёры проекта
Основные партнеры Содержание деятельности
Воспитатели
Осуществляют реализацию мероприятий
проекта :
- проводит занятия, беседы, консультации для родителей.
Педагог - психолог Проводит диагностическое обследование детей.
Родители Активно участвовали на семинаре, родительских собраниях.
План-график проекта :
Мы старались раскрыть разные профессии в игровой деятельности, целью ранней профориентации является формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях, характерных для той или иной отрасли, формирование эмоционального отношения к профессиональному миру.
Вид деятельности Задачи Мероприятия
Образовательная область «Познавательное развитие» Расширить знания детей о профессиях взрослых через игровую деятельность. -Презентации «Все работы хороши», «Дело мастера боится», «Профессии»;
-Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему: «Профессии»;
-Серия бесед: «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Мир профессий»;
-Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы;
-Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Что делают этим предметом»;
- Моделирование трудового процесса;
-Использование логических игр;
-Составление схемы для составления рассказа о профессиях.
Образовательная область «Речевое развитие развитие» Учить составлять рассказы и сказки о профессиях взрослых. -Пословицы и поговорки о труде;
-Стихи и загадки о профессиях;
-Чтение стихов и рассказов о профессиях : o В. Маяковский «Кем быть?» o М. Познанская «Пойдем на работу» o Д. Родари «Чем пахнут ремесла» o С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные» o С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер» o В Лифшиц «И мы трудиться будем» o Б. Житков «Железная дорога» o М. Ильин «Машины на нашей улице» o Н. Найденова «Ольга Павловна» o С. Баруздин «Кто построил новый дом» o Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»;
-Беседа о творческих профессиях, связанных с искусством (пианист, дирижёр, композитор, певец, балерина, художник).
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Формировать эмоционально-положительные отношения к профессиям. -Игры и беседы: сюжетно-ролевые игры: «Кафе», «Строители», «Больница»;
-Игры-имитации: «Готовим обед для всей семьи», «Официант»;
-Игровая ситуация: «Кем я стану?», Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию «Эта профессия мне подходит»;
-Игра-обсуждение «Я в прошлом, настоящем и будущем» (труд – основное занятие взрослого);
-Разучивание стихов о различных профессиях;
-Обогащение словаря детей за счет новых терминов;
-Рассказы детей из личного опыта «На приеме у врача».
Образовательная область «Физическое развитие» Закрепить понятия по профориентации через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определенных форм. -Знакомство с профессиями, связанными со спортом;
-Ежедневная тематическая ритмическая зарядка;
-Тематические физкультминутки.
- Подвижные игры, игры-эстафеты, игры-соревнования;
- Соблюдение режима труда (работа и отдых).
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» Закрепить понятия по профориентации через рисование разных предметов, лепку, аппликацию. -Музыкальная игра «Если весело живется, делай так»;
-Песня о мастерах (Ю. Ким, А. Рыбников); -Выставка рисунков «Кем я буду»;
-Изготовление атрибутов для игр: «Повар», «Стройка», «Аптека»;
- Раскрашивание раскрасок – профессии;
-Рисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретов;
-Лепка – овощи и фрукты, кондитерские изделия и т. д.
Игровая деятельность Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их. -Дидактические игры;
-Подвижные игры;
-Сюжетно-ролевые игры;
-Театральные игры;
-Словесные игры;
-Строительные игры;
-Подготовка атрибутов.
Самостоятельная деятельность Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников. -Разнообразные игры;
-Исследовательская деятельность;
-Рисование рисунков;
-Продуктивная деятельность.
Работа с родителями. Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое. -Консультации для родителей по темам: «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»;
-Размещение материалов в родительских уголках;
-Мастер – класс для родителей на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»;
-Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Календарный план работы по реализации проекта
Пн 21.11 НОД «Кто работает в больнице?» Цель: Систематизировать у детей знания об основных медицинских профессиях. Познакомить с медицинским кабинетом, его оборудованием.
Просмотр презентации «Кто работает в аптеке» Цель: расширять знания детей о профессиях работников социальной медицинской сферы;
Вт 22.11 Аппликация
«Доктор Айболит» Цель: Продолжать учить аккуратно наклеивать детали опираясь на образец; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.
Сюжетно-ролевая игра «Медицинский центр» Цель: расширять знания детей о специальностях врачей, использовать в играх знания о поликлинике, работе врачей, учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры.
Ср 23.11 Строительные игры «Конструируем дома»
(по схемам) Цель: учить детей творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки, закреплять умение детей строить разные дома, учить конструировать по чертежу. Воспитывать ценностное отношения людям строительных профессий.
Лего – выставка «Мы – юные инженеры» Цель: развитие конструкторских способностей детей, познавательно - исследовательской деятельности и технического творчества ребенка.
Чт 24.11 Лепка из соленого теста «Хлеб, баранки, калачи» Цель: Развивать интерес к трудовой деятельности, формирование навыков работы с соленым тестом, инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.
«Сюжетно-ролевая игра: Пекарня» Цель: Расширять знания детей о труде работников пекарни: пекаря, Углубить представления детей о производимой продукции на пекарне.
Пт 25.11 «Разговор о профессиях».
Цель: актуализировать у детей знания о профессиях прошлого (пахарь, ткач и т. д.) и профессиях настоящего.
Рисование на тему: «Кем я буду, когда вырасту?» Цель: учить детей сюжетному рисованию, рисованию человека.
Перспективное планирование по профориентации
Месяц,
день недели Тема Цели Форма ознакомления с профессиями
Ноябрь пн 21.11.2022год. «Профессии в детском саду» Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений. Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация «Профессии в детском саду» моделирование сюжетно-ролевой игры - ширмы «Играем в профессии». Основные понятия: воспитатель, медицинская сестра, прачка, повар, охранник, помощник воспитателя, забота, любовь к детям.
Ноябрь вт 22.11.2022год. «Врач» Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества. Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника», «Аптека». Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод
Ноябрь ср 23.11.2022год. «Строитель» Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам. Форма проведения: НОД. Основные понятия: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам, цемент, щебень
Ноябрь чт 24.11.2022год. «Повар» Цель: закреплять и углублять интерес детей к профессии повара, воспитывать уважение к труду, умение работать в коллективе, расширять кругозор, развивать творческое мышление, воображение. Форма проведения: НОД. Познавательная деятельность (речевое развитие). Рассматривание картины «Повар». Знакомство с профессией «Повар». Продуктивная деятельность (аппликация) «Укрась тарелочку». Игровая деятельность. Сюжетно ролевые игры: «Готовим борщ», «Готовим компот для куклы Кати». Дидактические и настольные игры «Профессии», «У кого что?», «Собери картинку», «Кто что делает».
Ноябрь пт 25.11.2022год. «Все профессии нужны, все профессии важны»
Диагностика «Представления о труде взрослых» Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.
Цель: Изучения уровня информированности детей о труде взрослых Форма проведения: мастер – класс.
Результативность
Педагогическое наблюдение результативности реализации данной Программы заключалось в выявлении качественных изменений уровня сформированности представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста о многообразном мире профессий.
Для определения уровня сформированности представлений о роли труда в жизни человека и общества, о трудовой и профессиональной деятельности взрослых использовались такие методы, как: метод индивидуальных бесед, ситуаций – выбора, педагогического наблюдения.
Целью диагностики детей старшего дошкольного возраста является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников касающихся:
• уровня сформированности знаний о значимости труда людей в ходе профессиональной деятельности, представления о структуре трудового процесса (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества;
• потребности использовать данные знания и умения на практике;
• уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки;
• уровня знаний и умений отражать трудовую деятельность взрослых в практической повседневной деятельности.
Результаты диагностирования детей позволяют выявить три качественно различных уровня (высокий, средний, низкий).
Высокий уровень.
Воспитанник интересуется и любит играть знает и называет профессии продолжительно остаётся в игре отвечает на вопросы четко и полным ответом эмоционально реагирует на поставленные ситуации наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе использует в речи слова обозначающие орудия труда, действия, называет профессии. использует образные сравнения при рассматривании предметов; выражает собственного мнения и проявляет отношение к профессиям и орудиям труда.
Средний уровень.
Воспитанник проявляет незначительный интерес к игре знания сформированы частично; бегло рассматривает орудия и изображения профессий; частично отвечает на вопросы отвлекается недостаточно эмоционально реагирует на вопросы наблюдаются незначительные позитивные эмоциональные состояния в процессе игры частично использует в речи слова – обозначающие орудия труда, действия, называет профессии. частично использует образные сравнения при рассматривании предметов; при выражении собственного мнения испытывает затруднения.
Низкий уровень.
Ребёнок не интересуется и не любит заниматься играми не знает и не называет профессии и орудия труда не проявляет интереса при рассматривании картинок о профессиях; не отвечает на вопросы не слушает; не наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе игровой деятельности; не использует в речи слова – обозначающие орудия труда, действия, называет профессии. не использует образные сравнения при рассматривании предметов; не выражает собственного мнения по отношению к профессиям.
В результате проведенной работы были сделаны выводы о том, что воспитанники имеют фрагментарное представление о труде взрослых. Не могут определять значимость труда людей. Представления о структуре трудового процесса не точные, поскольку часто ошибаются в установлении взаимосвязи: (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Не всегда испытывают чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Не проявляют особого стремления получать знания о труде взрослых.
Сравнительный анализ уровня сформированности представлений у воспитанников о профессиях
(ноябрь 2022год)
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Ноябрь 2022год 6,5% 47,5% 46%
По результатам диагностического обследования можно сделать вывод о том, что воспитанники имеют четкие представления о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. Понимают значимость труда людей. Имеют представления о структуре трудового процесса (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Испытывают чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Проявляют стремление получать знания о труде взрослых.
Заключение
Уже в детском саду детей начинают понемногу знакомить с существующими профессиями. Родители, пытаясь всячески развивать своего ребёнка, водят его в разные кружки и спортивные секции. С самого детства нас спрашивают - кем мы хотим стать? Можно сказать, что наша профориентация начинается с детского сада.
Желая добра своим детям, мы пытаемся их всесторонне развивать, видим в них будущих гениев. Нам хочется, чтобы они стали великими учёными и изобретателями, известными актёрами, певцами, политиками, архитекторами, юристами, банкирами и пр.
«Счастье в профессии – это когда ты делаешь то, что у тебя очень хорошо получается, тебе нравится это делать, это нужно другим людям и тебе за это платят». Собственно, именно в этой формуле и заложен перечень вопросов, которые обычно задают оптантам – молодым людям, совершающим свой первый профессиональный выбор.