Папки-передвижки

Проект по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ посредством танца

Виктория Денисова
Проект по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ посредством танца
▼ Скачать

ПРОЕКТ

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ посредством танца

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Теоретические аспекты творческих способностей развития у детей с ОВЗ посредством танца.

1.1. Индивидуальные особенности детей с ОВЗ.

1.2. Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

II. Практика использования элементов танцевальной терапии у детей с ОВЗ.

Публикация «Проект по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ посредством танца» размещена в разделах

2.1. Особенности организации работы с элементами танцевальной терапии с детьми ОВЗ…

2.2. Анализ использования элементов танцевальной терапии как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ.

Заключение.

Список литературы

Введение

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам, касающимся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является занятие любимым видом искусства, в котором ребенок может почувствовать себя личностью и почувствовать свою значимость. Искусство выступает как средство для интеграции, адаптации и социализации личности, так как способствует гармонизации эмоциональных состояний, позволяет раскрыть горизонты творческого потенциала и быть более раскрепощенным [1].

Одним из доступных средств адаптации является танцевально-двигательная терапия. Танцевально - двигательная терапия идеально подходит для физического развития ребенка, помогает его психоэмоциональному становлению, формирует образ тела и способствует улучшению координации движений, моторики, самоконтроля. Танцевальная терапия развивает коммуникативные навыки и творческие способности ребенка, повышает уверенность в собственных силах и дает мощный стимул для саморазвития и решения психологических и педагогических проблем.

С давних пор танцевально – двигательная терапия применялась к людям с проблемами в развитии и в здоровье. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступали как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность танцевальной терапии [6].

Актуальность проблемы, ее практическое значение и недостаточная разработанность, обусловили выбор объекта и предмета.

- в новых социально-экономических условиях нашего общества встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии.

Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого, лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников. Часто мир для них кажется пугающим и опасным, что приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка.

Объект – процесс развития творческих способностей у детей с ОВЗ.

Предмет - особенности развития творческих способностей у детей с ОВЗ посредством танцев.

Цель проекта : изучить теоретические основы проблем развития творческих способностей и выявить особенности у детей с ОВЗ.

Основные задачи:

1. Изучить и описать основные научные подходы к развитию творческих способностей.

2. Вывить особенности развития творческих способностей у детей с ОВЗ посредством танца.

3. Апробировать элементы использования творческих способностей у детей с ОВЗ.

4. Обобщить результативность работы использования элементов танцевальной терапии с детьми ОВЗ.

I. Теоретические аспекты творческих способностей развития у детей с ОВЗ посредством танца.

1.1. Индивидуальные особенности детей с ОВЗ.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.

В ряде исследований предлагается выделять 6 основных категорий для оценки характера ограничения жизнедеятельности:

— снижение способности адекватно вести себя;

— снижение способности общаться с окружающими;

— снижение способности передвигаться;

— снижение способности действовать руками;

— снижение способности владеть телом при решении некоторых бытовых задач;

— снижение способности ухаживать за собой [4].

В специализированные реабилитационные учреждения попадают дети, не только имеющие тот или иной физический дефект, но и серьезные социальные и психические отклонения, проявляющиеся в разной степени и в различной форме. У большинства таких детей деформирована в их личном опыте потребность в общении, познании, игре, труде, наблюдаются заметные нарушения в личностном развитии. Многие из них физически ослаблены, страдают хроническими заболеваниями, имеют нервные расстройства, подавлены, заторможены или чрезмерно возбудимы, а зачастую и агрессивны. У них, как правило, не сформированы простейшие санитарно-гигиенические и бытовые навыки.

Первейшей задачей коллектива специализированного учреждения является изучение каждого вновь прибывшего ребенка с помощью психодиагностических и других средств и разработка на основе полученных данных индивидуальной программы его реабилитации. Такой подход необходим для того, чтобы обеспечить целостное воздействие на личность ребенка с учетом его потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей. [2].

Одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности является получение образования. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики[8].

1.2. Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Главной целью работы школ для детей-сирот является социализация и подготовка к самостоятельной жизни, адаптация к социальной среде. Одним из доступных средств адаптации является танцевально-двигательная терапия. Танцевально-двигательная терапия идеально подходит для физического развития ребенка, помогает его психоэмоциональному становлению - формирует образ тела и способствует улучшению координации движений, моторики, самоконтроля. Танцевальная терапия развивает коммуникативные навыки и творческие способности ребенка, повышает уверенность в собственных силах и дает мощный стимул для саморазвития и решения психологических и педагогических проблем. Танцевальная терапия – это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека [4].

Целью внедрения элементов танцевальной терапии в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является развитие осознания ими собственного тела, создание позитивного образа себя, развитие навыков общения. Танцевальная терапия используется, в основном, в групповой работе. Она побуждает детей к свободе и выразительности движения, развивает подвижность, укрепляет силу как на физическом, так и на психическом уровне. Танцевальная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании [6]. Таким образом, танец может стать средством развития психосоматического осознавания:

– чтобы способствовать интеграции в теле, что приводит каждого человека к ощущению целостности и жизненности;

– использовать движение и танец как средство переживания и выражения полного спектра чувств;

– разделять групповое и индивидуальное выражение чувств посредством ритмических телодвижений;

– облекать в конкретную форму и выражать эмоциональный материал.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Танец может улучшить психодинамические функции человека. На самом деле, ритмические движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, а также воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, создавая тем самым базовую предпосылку для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Это доказывает необходимость проведения специальных танцевальных занятий. На занятиях танцевальной терапии, кроме каких-либо танцевальных элементов, возможны различные упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов[8].

Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом, фантазии, воспоминания) посредством символического действия [5].

II. Практика использования элементов танцевальной терапии у детей с ОВЗ.

2.1. Особенности организации работы с элементами танцевальной терапии с детьми ОВЗ.

В школе-интернат важное место занимает внеурочная деятельность художественно - эстетической направленности, которая способствует личностному становлению ребенка путем развития танцевальных умений и навыков.

Работа с детьми ведется с первых дней прихода в школу. Несколько раз в неделю они занимаются дополнительно танцами, играют в подвижные игры, импровизируют. Дети с удовольствием повторяют различные задания. Более упорные и настойчивые дети добиваются очень хороших результатов, не смотря на свои возможности. Показывают достаточно высокий уровень эмоциональных проявлений, хореографической подготовки, с удовольствием участвуют в концертах в школе, так и вне школы. Репертуар подбирается по возрастным категориям, учитывая индивидуальные способности воспитанников.

На школьных мероприятиях есть возможность выступать каждому участнику коллектива. Тем самым прививается устойчивый интерес к музыке, хореографии, формируются артистические навыки, побуждают его к созданию новых образов. Дети с удовольствием занимаются на репетициях и ждут, когда будут участвовать в концертах.

Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира, утверждению в нем чувства социальной значимости.

Одной из главных задач в нашей работе, является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к ребёнку с ОВЗ вхождение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые. Творческая деятельность, имеет большое значение в жизни человека, тем более она имеет большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знания и отношения ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.

Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве ребенка и взрослого, поэтому я выбираю наиболее оптимальную форму обучения это игровое общение с детьми. При этом и сама стремлюсь получить удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой мой настрой способствует эмоциональному «заражению», установление тёплой, дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. Когда я предлагаю детям новый материал, заинтересовывая новой композицией, стараюсь сконцентрировать их внимание, активизирую детей с учётом индивидуальных особенностей.

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей называют «детьми с особыми нуждами», указывая на необходимость учета их особых потребностей – в общении, сотрудничестве, содействии и помощи.

Обучению танцам и пляскам детей с ограниченными возможностями здоровья предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего- с озорной плясовой. Задания должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс, а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.). Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.

Игровая творческая детская танцетерапия позволяет разглядеть и принять свои чувства, дать им выход. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур, что влияет на продуктивность деятельности – ее темп и ритм. Ритмичные движения снимают мышечное напряжение, помогают избавиться от чувства неуверенности, повысить самооценку, Такой танец с детства повышает стрессоустойчивость. Кроме того, ленивым подросткам полезны энергичные танцы, как встряска для всего организма.

С целью выявления результативности развития творческих способностей с помощью применении элементов танцевальной терапии, возможно, не только проводить мониторинг эмоциональной, двигательной (моторной, когнитивной сферы учащихся, но и наблюдать динамику развития через показательные выступления детей на праздниках, школьных мероприятиях, это помогает выявить уровень развития эмоционально-волевой сферы, процессов саморегуляции, памяти, пространственного восприятия. К тому же участие детей в праздниках, школьных мероприятиях благотворно влияет на развитие чувств прекрасного, а положительное эмоциональное состояние – на продуктивность учебной деятельности учащихся.

Применение элементов танцевальной терапии, положительно сказывается на развитии творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта, повышает уровень психодинамических функций детей и благотворно влияет на продуктивность их учебной деятельности.

В течение времени наблюдалась стабильно положительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы учащихся. Результатом чего явились показательные выступления на школьных мероприятиях, где дети проявляли дисциплинированность, выдержку.

Ежегодно дети школы-интерната выезжают с выступлениями на культурно - досуговые мероприятия проводимые в селе Глиное, неоднократно воспитанники выступали на Республиканском фестивале в г. Дубоссары «Цветик-Семицветик», получили диплом и высокую оценку за своё выступление. Выезжали в г. Тирасполь в качестве участников на праздничные концерты. Неоднократно выступали на Республиканских семинарах-практикумах у нас в школе-интернат - это вселяет в них уверенность в себе, они убеждаются в том, что они не хуже остальных ребят, а в некоторых случаях даже лучше.

2.2. Анализ использования элементов танцевальной терапии как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ.

В воспитательной работе с детьми ограниченными возможностями здоровья мы используем элементы танцевальной терапии для развития их творческих способностей.

Работа направлена на решение следующих задач:

1. Частичная интеграция образовательного учреждения, включение воспитанников школы-интерната в процессы взаимодействия с другими детьми (воспитанники других специальных образовательных учреждений района, общеобразовательных школ и т. д.)

2. Освоение эффективных образовательных технологий в деятельности школы-интерната, совершенствование используемых методов обучения и воспитания

3. Создание условий для медико-психолого-педагогического сопровождения детей сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формированию у них потребности в здоровом образе жизни, социальному самоопределению, их успешности.

В рамках Республиканского фестиваля «Цветик – Семицветик» был разучен танец с элементами классической хореографии «Ручеек». Девочки очень старались, достойно выступили на фестивале и получили высокую оценку от зрителей.

Для новогоднего праздника разучили историко-бытовой танец менуэт и выступили с ним на празднике. Воспитанникам понравилось чувствовать себя принцами и принцессами.

В процессе практики в рамках проекта «Здоровье» воспитанники познакомились со спортивным танцем «Движение - жизнь».

Потом мы собрали из упражнений номер «Приднестровье» и подготовили его для выступления на конкурсе «Минута славы».

На Республиканском фестивале художественного творчества «Юность, творчество, талант» среди воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступали с танцем «Барыня» в народных ярких и красочных костюмах. С этим танцевальным номером воспитанники завоевали звание «Дипломанты II степени».

Республиканский фестиваль «Мы этой памяти верны» среди воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвященный 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне, воспитанники выступили с танцем «Тёмная ночь» в военных красивых костюмах с флагами и красным полотном. На конкурсе дети очень старались, общее дело их объединило и они стали одной командой. Ребята выступили отлично и были очень рады хорошему результату.

Вся работа по использованию элементов танцевальной терапии велась поэтапно. Во время обучения детям были показаны презентации и видеоролики про танцы их историю и особенности. Разучивали отдельные движения, играли в игры-имитации и танцевально-ритмичные игры, которые помогали запомнить движения. Дети изучали возможности и особенности собственного тела. Очень понравился ребятам танец пяти движений. Естественно, при этом учитывались возможности здоровья детей и их индивидуальные особенности. Постепенно дети научились выполнять движения вместе под музыку. В данной работе дети с удовольствием демонстрировали свои успехи в танцевальном искусстве. Дети с ОВЗ представили танец как главное выражение неповторимой индивидуальности, непосредственной эмоциональной жизни личности.

Использование элементов танцевальной терапии помогает в решении ряда актуальных задач:

-повышение уровня развития психических процессов;

-развитие творческих способностей учащихся;

-повышение уровня эмоционально-волевой сферы;

-повышение уровня социальной адаптации учащихся к жизни.

Опираясь на характерную потребность детей в самоутверждении и признании их возможностей, посредством применения элементов танцевальной терапии обеспечиваются условия для развития детской самостоятельности, инициативы, раскрытия творческих способностей, самоопределения, самореализации, социальной активности. Участие в концертах, праздниках, фестивалях повышает самооценку, дети начинают себя по-другому ощущать. Творчество помогает самовыразиться. Ребята получают на конкурсах дипломы, благодарственные письма и понимают, что они тоже могут участвовать в жизни общества.

Заключение.

Работа по теме: «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством танца», помогла выявить ряд трудностей в современных методах коррекции психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья. Это можно объяснить как особенностями развития аномального ребёнка, так и, по моему мнению, отсутствием системного подхода к организации коррекционной работы с такими детьми.

В рамках актуальности этой темы мною был обобщён имеющийся опыт использования элементов танцевальной терапии.

Воспитательная работа по развитию творческих способностей должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети с ОВЗ встречаются различного уровня развития и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому воспитателю необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры. Данное направление исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, внимание, память, процессы саморегуляции и т. д. Это доказывает необходимость проведения специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию базисных составляющих психической и двигательной сферы.

Исходя из поставленных задач, цель проекта была достигнута.

Список литературы

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - Владос- М:.2003.

2. Всемирная организация Здравоохранения. Доклад

«Здоровье и системы здравоохранения» Женева,27октября2009.

3. Ертанова О. Н. И вновь о терминологии // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования //-М. : 1996.

4. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. — Балашов. : Николаев, 2002.

5. КозловВ. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия-Речь-СПб. :2006.

6.https://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2080

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования» Цель: раскрыть творческий потенциал детей с помощью техники правополушарного рисования. Такое приоритетное направление в своей деятельности.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать» Развитие творческого мышления у ребенка начинается практически с рождения. Творчество и речь неразрывно связаны. И чем раньше родители.

Мастер-класс для педагогов «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия «Бусоград»Мастер-класс для педагогов «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия «Бусоград» Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Косарева Елена Александровна. Я работаю в МБДОУ д/с№30 воспитатель первой категории. Моя тема.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект по развитию творческих способностей детей раннего возраста «Разноцветные ладошки» (фотоотчет)Проект по развитию творческих способностей детей раннего возраста «Разноцветные ладошки» (фотоотчет) В последнее время я очень активно работаю по проектной деятельности. Мне кажется,что этот метод работы является очень эффективным в работе.

Проект по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы «Пластилиновое волшебство»Проект по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы «Пластилиновое волшебство» Актуальность. Становление творческих способностей ребёнка может быть достигнуто только в случае выполнения набора условий: свобода в выборе.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ посредством танца
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 10:35
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ посредством танца» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Денисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД