Лучший педагог года

Проект «Квест как средство дошкольного воспитания»

Светлана Самойлик
Проект «Квест как средство дошкольного воспитания»

проект

«Квест» – как средство дошкольного воспитания»

«Квест- это здорово

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы обусловлена необходимостью формирования дружеских взаимоотношений, развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста, т. к. в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающее наше общество сегодня – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности

Публикация «Проект „Квест как средство дошкольного воспитания“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте отношения дружбы наиболее реализуются в контексте игры. Основным содержанием развития дружбы является формирование стойкой привязанности к сверстнику с участием эмоциональных и личностных компонентов.

Дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских взаимоотношений

Именно поэтому актуально становиться разработка проекта для внедрения новой игровой технологии «квест» - как средство реализации дошкольного воспитания.

Внедрение данной технологии способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей группы: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения, облегчает переход из детского сада в школу, к активному общению в период адаптации.

Цель проекта :

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей формирование у детей социально-коммуникативных навыков, способствующих положительному взаимодействию в коллективе, необходимых для обеспечения психологического здоровья детей.

В соответствии с целью определились задачи проекта.

Задачи проекта :

1) изучить педагогическую литературу по теме проекта;

2) изучить специфику формирования социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста;

3) апробировать на практике применение технологии «квест»;

4) выявить возможности систематического применения технологии «квест»;

5) разработать методическое обеспечение, а также универсальную модель программы «квест» ;

6) разработать картотеку игр на сплочение детского коллектива.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

Проектом предусмотрен объект исследования - формирования начальных представлений о «дружбе» и зарождении дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.

Тип проекта : психолого-педагогический.

Статус проекта : реализованный проект с целью репликации опыта и расширения на городском уровне.

Новизна проекта : разработка, апробирование и внедрение технологии «квест» .

Ожидаемые результаты:

Педагоги:

• использование педагогами квест-технологии при организации образовательной деятельности;

• повышение квалификации педагогов за счёт изучения и внедрения новой технологии;

• взаимодействие всех участников образовательного процесса;

• развитие коммуникативных навыков у детей;

• формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;

• развитие речи, памяти, мышлении, внимания, воображения;

• вырабатывание навыка применения усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач;

Родители:

• сплочение детского коллектива, родительского сообщества, детско-родительских отношений.

• родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

• совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения и родителей как единой команды (воспитатель, педагог-психолог, родитель).

Продукт проекта :

• формирование положительных взаимоотношений между детьми.

• вовлечение родителей в воспитательно-образовательную деятельность, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом ;

• пополнение методической копилки педагогов для дальнейшей работы;

• пополнение диагностического материала;

• совместные ООД с родителями;

• картотека игр на сплочение коллектива;

• картотека тренингов для родителей, детей и педагогов;

• разработка памятки для педагогов «Квест- как инновационная технология»;

Предпроектный этап.

Оповестить о разработке проекта администрацию детского сада, т. к. проектная деятельность требует отклонения от заранее составленного плана педагогического процесса, отодвигает временные рамки и т. д.

1. Подготовительный этап.

Обдумывание идеи проекта, сбор информации и материала для реализации его.

Один из важных моментов подготовительного этапа – это

Организация соответствующей предметно– развивающей среды :

• Подборка художественной литературы, дидактического материала, наглядного пособия по теме проекта в соответствии с возрастом детей.

• Разработка картотеки игр на развитие навыков общения старших дошкольников.

Методическая работа:

• изучить методическую литературу, ознакомится с трудами известного педагога В. П. Беспалько, положившего начало столь важной отрасли педагогики - проектированию, такими авторами, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Хуторской;

• составление перспективного плана мероприятий;

• определение темы, цели, задач,принципов проекта, условий деятельности, критериев результативности, сроков и плана реализации ответственных за отдельные этапы проекта;

• изучение опыта воспитателей по теме проекта;

• изучение заинтересованности родителей проблемой переноса игровой деятельности в семью, организации единого игрового пространства;

• диагностика детей методом, выявляющим объективную картину межличностных отношений воспитанников ;

• предположение проблемы ;

• родительское собрание по итогам диагностики детей;

диагностика родителей: тестирование и анкетирование;

• трениги с педагогами;

• информирование участников о целях и задачах проекта;

Диагностическая деятельность.

Было проведено диагностическое обследование детей и родителей в области социально - коммуникативного развития по следующим методикам выявляющих объективную картину межличностных отношений (Приложение) :

«Метод проблемных ситуаций»;

«Рисунок семьи» (Диагностика внутрисемейных отношений, эмоционального состояния ребенка к членам семьи);

«Методика цветопредпочтения» (Диагностика эмоционального состояния ребенка);

• специально сконструированные анкет для родителей (диагностика сенсомоторного и социального развития ребенка) ;

• социометрические опросники.

Проблематизация.

Проведя диагностику выяснилось, что у детей низкий уровень межличностных отношений.

Так же в ходе работы над проектом, выяснились следующие противоречия:

• между желанием родителей вырастить здорового, общительного ребенка и отсутствием времени для игровой деятельности детей в домашних условиях, по причине загруженности родителей, а так же недостаточными компетенциями родителей в области социально – коммуникативного развития дошкольников;

• между имеющимися в детском саду условиями для игровой деятельности и нежеланием педагогов использовать их в разнообразных формах организации игры.

В заключительном этапе проекта, мы проведём сравнительный анализ в области социально - коммуникативного развития и надеемся получить положительный результат.

2. Этап реализации проекта.

Для качественной организации работы над проектом были определены следующие ресурсы:

кадровые – педагог- психолог, воспитатель;

информационные : методическая литература, Интернет;

материально-технические : групповое помещение, кабинет педагога – психолога, музыкальный и спортивные залы, прогулочные участки, ноутбук, аудиоаппаратура.

Реализация проекта проходила через организацию разнообразных форм работы по социально – коммуникативному развитию: ООД, сюжетно-ролевые игры, динамические паузы, физкультурные праздники, досуги и развлечения, подвижные игры, прогулки, самостоятельная деятельность детей.

На данном этапе проходила работа со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса (Приложение).

Специально организованная деятельность:

познавательное развитие: виртуальная игра «Дорога и мы»;

речевое развитие: составление рассказов по серии картин «Краски Осени», беседы о маме, «Зимушка –зима», «Что такое Новый год», беседа «Традиции семьи» ;

художественно- эстетическое развитие: лепка «Лыжник», коллективная аппликация «Радуга»; групповая итоговая работа «Корзинка с цветами», «Зимняя акварель».

физическое развитие: квест - викторины с элементами спортивного ориентирования «В поисках здоровья»; «Добрые дела»,«Ледниковый период»,«Зарница»; подвижные игры; физкультурный досуг «С папой весело играем и здоровье укрепляем!» с использованием спортивных игр.

Работа с детьми :

• тренинги с детьми;

• проведение игр на сплочение;

• включение упражнений на снятие психо-эмоциональных зажимов;

• видео-интервью воспитанников на тему «Моя любимая мама»;

• сюжетно - ролевые игры «Маршрутный автобус», «Семья», «Супер маркет».

• Тематические квест-игры : «По следам любимых сказок К. И. Чуковского». «Путешествие в лес», «Вещи Дедушки Мороза», «Фрукты овощи найдём»;

• ООД «Моё настроение»;

• чтение художественной и познавательной литературы;

Самостоятельная деятельность детей:

• рассматривание фото и иллюстративного материала;

• конструктивно-модельная деятельность;

Совместная деятельность детей и родителей:

• Семинар –практикум «Как организовать «Квест» на даче»;

• ООД «Подарок маме» с папами, «Подарок папе» с мамами;

• ООД «Подарок папе» с мамами ;

• выполнение исследовательского задания «Как тает лед», «Земное притяжение»;

• представление авторских презентаций - рассказов воспитанников о семейном отдыхе;

• семейные спортивные квест –игры ;

• знакомство с опытом семейного воспитания;

• фоторепортажи «Наши семейные спортивные традиции»;

• представление семейного портфолио «Мои суперродители!».

Совместная деятельность педагогов и родителей:

• выступление на городском ГМО «Квест-игра»-современные игровые технологии в ДОУ»;

• семинар-практикум «Профилактика детских неврозов» (по методике Спиваковской А. С.);

• рекомендации родителям ;

• круглый стол «Темперамент моего ребёнка»;

• проведение совместных тренингов;

• создание фотоколлажа «Добрые руки»;

• консультирование родителей;

• родительские собрания;

• трудовой десант выходного дня создание благоприятных условий для прогулки в зимний период;

Работа педагога-психолога с педагогами:

• Психологическая Квест-игра «Погружение в детство»;

• Анкетирование педагогического состава «Мотивационная готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности» ;

• Заседание творческой группы;

• Семинар - практикум «Квест-технология как инновационная модель обучения» ;

• Мастер-класс для педагогов «5 шагов к освоении Квеста».

3. Итоговый этап.

• Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения) Проведение совместного итогового мероприятия (познавательная квест - викторины) «Марсианин у нас в гостях»(Приложение).

• Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами;

• Обобщение опыта. Педагоги и специалисты ДОУ, родители.

Анализом результата деятельности послужила итоговая диагностика (Приложение).

Анализ : Данные выявлены из вводной диагностики в сентябре 2017г. и диагностики по завершению проекта на декабрь 2017 год.

Выборка: 18 детей подготовительной группы.

Методики:

«Метод проблемных ситуаций» (диагностика межличностных отношений);

«Рисунок семьи» (диагностика внутрисемейных отношений, эмоционального состояния ребенка к членам семьи);

«Методика цветопредпочтения» (диагностика эмоционального состояния ребенка);

Результаты, полученные в ходе диагностики, были обобщены и представлены в виде таблицы и диаграммы (Приложение) .

В январе:

Высокий уровень социально-коммуникативных навыков общения – 6детей–-33%;

Средний уровень социально-коммуникативных навыков общения – 9 детей -50%;

Низкий уровень социально-коммуникативных навыков общения – 3ребенка – 17%.

В апреле:

Высокий уровень социально-коммуникативных навыков общения – 13 детей – 72%;

Средний уровень социально-коммуникативных навыков общения – 4 детей – 22 %;

Низкий уровень социально-коммуникативных навыков общения – 1ребенок – 6 % ;

1. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника.

2. Характер участия в действиях сверстника.

3. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику.

4. Характер и степень проявления просоциальных форм поведения.

Анализ качественных показателей проведенной диагностики позволяет сделать следующие выводы:

За время работы с детьми с применением технологий «Квест» произошли качественные изменения :

• Значительно повысился уровень взаимоотношений между сверстниками;

• Изменилась эмоциональная окраска в коллективе, ребята стали больше общаться, появилось взаимодействие не только в парах, но и в микрогруппах;

В связи с полученными показателями мною были даны рекомендации педагогам, проведены индивидуальные консультации с родителями.

II.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

К завершению проекта произошли следующие качественные изменения:

• повышение квалификации педагогов за счёт изучения и внедрения новой технологии;

• взаимодействие всех участников образовательного процесса;

• пополнение методической копилки ;

• положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной среды в группе.

Дети:

• развитие коммуникативных навыков у детей;

• формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;

• развитие речи, памяти, мышлении, внимания, воображения;

• вырабатывание навыка применения усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач;

Родители:

• сплочение детского коллектива, родительского сообщества, детско-родительских отношений.

• родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач ДОУ. С помощью ИЗО деятельности малыш может познакомиться с народными.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Квест как средство дошкольного воспитания»
Опубликовано: 13 декабря 2022 в 19:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД