Светлана Самойлик
Проект «Квест как средство дошкольного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
проект
«Квест» – как средство дошкольного воспитания»
«Квест- это здорово!»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена необходимостью формирования дружеских взаимоотношений, развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста, т. к. в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающее наше общество сегодня – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности
Публикация «Проект „Квест как средство дошкольного воспитания“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте отношения дружбы наиболее реализуются в контексте игры. Основным содержанием развития дружбы является формирование стойкой привязанности к сверстнику с участием эмоциональных и личностных компонентов.
Дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских взаимоотношений
Именно поэтому актуально становиться разработка проекта для внедрения новой игровой технологии «квест» - как средство реализации дошкольного воспитания.
Внедрение данной технологии способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей группы: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения, облегчает переход из детского сада в школу, к активному общению в период адаптации.
Цель проекта :
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей формирование у детей социально-коммуникативных навыков, способствующих положительному взаимодействию в коллективе, необходимых для обеспечения психологического здоровья детей.
В соответствии с целью определились задачи проекта.
Задачи проекта :
1) изучить педагогическую литературу по теме проекта;
2) изучить специфику формирования социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста;
3) апробировать на практике применение технологии «квест»;
4) выявить возможности систематического применения технологии «квест»;
5) разработать методическое обеспечение, а также универсальную модель программы «квест» ;
6) разработать картотеку игр на сплочение детского коллектива.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
Проектом предусмотрен объект исследования - формирования начальных представлений о «дружбе» и зарождении дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Тип проекта : психолого-педагогический.
Статус проекта : реализованный проект с целью репликации опыта и расширения на городском уровне.
Новизна проекта : разработка, апробирование и внедрение технологии «квест» .
Ожидаемые результаты:
Педагоги:
• использование педагогами квест-технологии при организации образовательной деятельности;
• повышение квалификации педагогов за счёт изучения и внедрения новой технологии;
• взаимодействие всех участников образовательного процесса;
• развитие коммуникативных навыков у детей;
• формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
• развитие речи, памяти, мышлении, внимания, воображения;
• вырабатывание навыка применения усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач;
Родители:
• сплочение детского коллектива, родительского сообщества, детско-родительских отношений.
• родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
• совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения и родителей как единой команды (воспитатель, педагог-психолог, родитель).
Продукт проекта :
• формирование положительных взаимоотношений между детьми.
• вовлечение родителей в воспитательно-образовательную деятельность, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом ;
• пополнение методической копилки педагогов для дальнейшей работы;
• пополнение диагностического материала;
• совместные ООД с родителями;
• картотека игр на сплочение коллектива;
• картотека тренингов для родителей, детей и педагогов;
• разработка памятки для педагогов «Квест- как инновационная технология»;
Предпроектный этап.
Оповестить о разработке проекта администрацию детского сада, т. к. проектная деятельность требует отклонения от заранее составленного плана педагогического процесса, отодвигает временные рамки и т. д.
1. Подготовительный этап.
Обдумывание идеи проекта, сбор информации и материала для реализации его.
Один из важных моментов подготовительного этапа – это
Организация соответствующей предметно– развивающей среды :
• Подборка художественной литературы, дидактического материала, наглядного пособия по теме проекта в соответствии с возрастом детей.
• Разработка картотеки игр на развитие навыков общения старших дошкольников.
Методическая работа:
• изучить методическую литературу, ознакомится с трудами известного педагога В. П. Беспалько, положившего начало столь важной отрасли педагогики - проектированию, такими авторами, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Хуторской;
• составление перспективного плана мероприятий;
• определение темы, цели, задач,принципов проекта, условий деятельности, критериев результативности, сроков и плана реализации ответственных за отдельные этапы проекта;
• изучение опыта воспитателей по теме проекта;
• изучение заинтересованности родителей проблемой переноса игровой деятельности в семью, организации единого игрового пространства;
• диагностика детей методом, выявляющим объективную картину межличностных отношений воспитанников ;
• предположение проблемы ;
• родительское собрание по итогам диагностики детей;
• диагностика родителей: тестирование и анкетирование;
• трениги с педагогами;
• информирование участников о целях и задачах проекта;
Диагностическая деятельность.
Было проведено диагностическое обследование детей и родителей в области социально - коммуникативного развития по следующим методикам выявляющих объективную картину межличностных отношений (Приложение) :
• «Метод проблемных ситуаций»;
• «Рисунок семьи» (Диагностика внутрисемейных отношений, эмоционального состояния ребенка к членам семьи);
• «Методика цветопредпочтения» (Диагностика эмоционального состояния ребенка);
• специально сконструированные анкет для родителей (диагностика сенсомоторного и социального развития ребенка) ;
• социометрические опросники.
Проблематизация.
Проведя диагностику выяснилось, что у детей низкий уровень межличностных отношений.
Так же в ходе работы над проектом, выяснились следующие противоречия:
• между желанием родителей вырастить здорового, общительного ребенка и отсутствием времени для игровой деятельности детей в домашних условиях, по причине загруженности родителей, а так же недостаточными компетенциями родителей в области социально – коммуникативного развития дошкольников;
• между имеющимися в детском саду условиями для игровой деятельности и нежеланием педагогов использовать их в разнообразных формах организации игры.
В заключительном этапе проекта, мы проведём сравнительный анализ в области социально - коммуникативного развития и надеемся получить положительный результат.
2. Этап реализации проекта.
Для качественной организации работы над проектом были определены следующие ресурсы:
кадровые – педагог- психолог, воспитатель;
• информационные : методическая литература, Интернет;
• материально-технические : групповое помещение, кабинет педагога – психолога, музыкальный и спортивные залы, прогулочные участки, ноутбук, аудиоаппаратура.
Реализация проекта проходила через организацию разнообразных форм работы по социально – коммуникативному развитию: ООД, сюжетно-ролевые игры, динамические паузы, физкультурные праздники, досуги и развлечения, подвижные игры, прогулки, самостоятельная деятельность детей.
На данном этапе проходила работа со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса (Приложение).
Специально организованная деятельность:
• познавательное развитие: виртуальная игра «Дорога и мы»;
• речевое развитие: составление рассказов по серии картин «Краски Осени», беседы о маме, «Зимушка –зима», «Что такое Новый год», беседа «Традиции семьи» ;
• художественно- эстетическое развитие: лепка «Лыжник», коллективная аппликация «Радуга»; групповая итоговая работа «Корзинка с цветами», «Зимняя акварель».
• физическое развитие: квест - викторины с элементами спортивного ориентирования «В поисках здоровья»; «Добрые дела»,«Ледниковый период»,«Зарница»; подвижные игры; физкультурный досуг «С папой весело играем и здоровье укрепляем!» с использованием спортивных игр.
Работа с детьми :
• тренинги с детьми;
• проведение игр на сплочение;
• включение упражнений на снятие психо-эмоциональных зажимов;
• видео-интервью воспитанников на тему «Моя любимая мама»;
• сюжетно - ролевые игры «Маршрутный автобус», «Семья», «Супер маркет».
• Тематические квест-игры : «По следам любимых сказок К. И. Чуковского». «Путешествие в лес», «Вещи Дедушки Мороза», «Фрукты овощи найдём»;
• ООД «Моё настроение»;
• чтение художественной и познавательной литературы;
Самостоятельная деятельность детей:
• рассматривание фото и иллюстративного материала;
• конструктивно-модельная деятельность;
Совместная деятельность детей и родителей:
• Семинар –практикум «Как организовать «Квест» на даче»;
• ООД «Подарок маме» с папами, «Подарок папе» с мамами;
• ООД «Подарок папе» с мамами ;
• выполнение исследовательского задания «Как тает лед», «Земное притяжение»;
• представление авторских презентаций - рассказов воспитанников о семейном отдыхе;
• семейные спортивные квест –игры ;
• знакомство с опытом семейного воспитания;
• фоторепортажи «Наши семейные спортивные традиции»;
• представление семейного портфолио «Мои суперродители!».
Совместная деятельность педагогов и родителей:
• выступление на городском ГМО «Квест-игра»-современные игровые технологии в ДОУ»;
• семинар-практикум «Профилактика детских неврозов» (по методике Спиваковской А. С.);
• рекомендации родителям ;
• круглый стол «Темперамент моего ребёнка»;
• проведение совместных тренингов;
• создание фотоколлажа «Добрые руки»;
• консультирование родителей;
• родительские собрания;
• трудовой десант выходного дня создание благоприятных условий для прогулки в зимний период;
Работа педагога-психолога с педагогами:
• Психологическая Квест-игра «Погружение в детство»;
• Анкетирование педагогического состава «Мотивационная готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности» ;
• Заседание творческой группы;
• Семинар - практикум «Квест-технология как инновационная модель обучения» ;
• Мастер-класс для педагогов «5 шагов к освоении Квеста».
3. Итоговый этап.
• Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения) Проведение совместного итогового мероприятия (познавательная квест - викторины) «Марсианин у нас в гостях»(Приложение).
• Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами;
• Обобщение опыта. Педагоги и специалисты ДОУ, родители.
Анализом результата деятельности послужила итоговая диагностика (Приложение).
Анализ : Данные выявлены из вводной диагностики в сентябре 2017г. и диагностики по завершению проекта на декабрь 2017 год.
Выборка: 18 детей подготовительной группы.
Методики:
• «Метод проблемных ситуаций» (диагностика межличностных отношений);
• «Рисунок семьи» (диагностика внутрисемейных отношений, эмоционального состояния ребенка к членам семьи);
• «Методика цветопредпочтения» (диагностика эмоционального состояния ребенка);
Результаты, полученные в ходе диагностики, были обобщены и представлены в виде таблицы и диаграммы (Приложение) .
В январе:
Высокий уровень социально-коммуникативных навыков общения – 6детей–-33%;
Средний уровень социально-коммуникативных навыков общения – 9 детей -50%;
Низкий уровень социально-коммуникативных навыков общения – 3ребенка – 17%.
В апреле:
Высокий уровень социально-коммуникативных навыков общения – 13 детей – 72%;
Средний уровень социально-коммуникативных навыков общения – 4 детей – 22 %;
Низкий уровень социально-коммуникативных навыков общения – 1ребенок – 6 % ;
1. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника.
2. Характер участия в действиях сверстника.
3. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику.
4. Характер и степень проявления просоциальных форм поведения.
Анализ качественных показателей проведенной диагностики позволяет сделать следующие выводы:
За время работы с детьми с применением технологий «Квест» произошли качественные изменения :
• Значительно повысился уровень взаимоотношений между сверстниками;
• Изменилась эмоциональная окраска в коллективе, ребята стали больше общаться, появилось взаимодействие не только в парах, но и в микрогруппах;
В связи с полученными показателями мною были даны рекомендации педагогам, проведены индивидуальные консультации с родителями.
II.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
К завершению проекта произошли следующие качественные изменения:
• повышение квалификации педагогов за счёт изучения и внедрения новой технологии;
• взаимодействие всех участников образовательного процесса;
• пополнение методической копилки ;
• положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной среды в группе.
Дети:
• развитие коммуникативных навыков у детей;
• формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
• развитие речи, памяти, мышлении, внимания, воображения;
• вырабатывание навыка применения усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач;
Родители:
• сплочение детского коллектива, родительского сообщества, детско-родительских отношений.
• родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные