Евгения Быкова
Проект «Чудесные свойства глина»
▼ Скачать + Заказать документы
Чудесные свойства глина
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Рябинка» комбинированного вида
Групповой проект воспитанников подготовительной группы.
р. п. Маслянино 2019
Содержание:
Паспорт проекта …3
Актуальность проекта … 5
Этапы реализации …. 6
Список литературы…. 9
Приложение…. 10
Паспорт проекта
Название проекта «Чудесные свойства глина»
Образовательная область познание;
Публикация «Проект „Чудесные свойства глина“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Глина. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
интеграция: социально - коммуникативное, физическое, речевое и художественно-эстетическое развитие
Участники Воспитанники подготовительной группы, родители, воспитатели
Тип проекта Познавательно-исследовательский
Длительный (2 месяца)
Цель проекта Формировать представления детей о свойствах глины, расширять знания детей о применении глины в быту; предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему» и сделать выводы
Задачи проекта 1. Изучить, что такое глина, какая она бывает.
2. Выяснить, какими свойствами обладает глина.
3. Узнать, как нужно выбирать глину для работы и как подготовить ее к лепке.
4. Систематизировать знания о приемах и способах лепки.
5. Создать собственные глиняные изделия и декорировать их элементами росписи.
Способы решения задач Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
Создание развивающей среды: подготовка оборудования и материалов
Развитие познавательной активности детей и поддержание интереса к экспериментальной деятельности.
Изучение уровня знаний детей по теме. Определить знания детей по теме «Что такое глина?»
Подбор наглядно – исследовательского материала, литературного и иллюстрированного материала;
Разработка конспектов занятий, составление плана работы с детьми в разных видах деятельности, взаимодействие с родителями; разработка содержания проекта.
Необходимое оборудование ПК, мультимедиа проектор, интернет-ресурсы для поиска информации, наборы для опытно-экспериментальной и художественно-творческой деятельности,
Продукт проекта Создание в группе мини-музея «Русская изба»
Мультимедийный продукт презентация Power Point) «Чудесные свойства глины».
Работы детей из глины.
Актуальность проекта
Кажется, что мы все хорошо знаем, что такое глина. Даже городские жители не могут не обратить на нее внимания, правда, в основном в новостройках после дождя. В детстве мы часто пачкали в ней руки и одежду и слышали от мам и бабушек раздраженное: «Опять в грязи выпачкался!» Мы привыкли воспринимать глину как грязь, которая пристает к обуви и в которой буксуют колеса автомобиля. Но знаем ли мы, действительно, что на самом деле представляет собой это весьма распространенное природное образование?
Проблема. Не сформированы представления о том, что такое глина, как использует её человек.
Основополагающий вопрос: Зачем человеку нужна глина?
Гипотеза: Если дети узнают больше о глине через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что глина – ценный природный материал
Этапы реализации проекта
этапы задачи содержание участники
Подготовительный 1. Создание развивающей среды;
2. Подбор методической и художественной литературы по теме;
3. Разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта.
1. Опрос детей, с целью выявления степени информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта.
2. Выставка игрушек из глины «Глиняное чудо»
3. Разработка конспектов занятий.
4. Сбор информации о глине и глиняных изделиях.
5. Подбор художественных произведений о глине. Воспитатели, дети, родители
Основной 1. Расширить знания детей о глине и глиняных изделиях
2. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки;
3. Способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.
1. Проведение опытов с глиной и песком.
2. Коллективная работа по лепке на тему «Сказки о животных»
3. Проведение мастер класса преподавателем МДШИ Остапченко А. А. в гончарной мастерской «Солнечный круг».
3. Сюжетно-ролевая игра «Магазин глиняных игрушек»,
дидактические игры «Четвёртый лишний»,
«Найди предметы из глины», «Что бывает глиняным»
4. Чтение детям сказок, потешек, в которых рассказывается о глине и глиняных поделках, разучивание стихотворений: «Глиняная сказка» Кивин Феликс,
«Глиняный парень» русская народная сказка
5. Беседы: «Что такое глина», «Где и как добывают глину», «Какая бывает глина».
6. Экскурсия в историко-краеведческий музей и центральную библиотеку.
7. Посещение Маслянинского комплексного социально-оздоровительного центра. Воспитатели, дети
Заключительный 1. Обобщить знания детей по данной теме;
2. Расширить представления детей о природном окружении, об объекте неживой природы (глине); 1. Итоговое мероприятие «Приглашаем в мини-музей»
2. Выставка детских работ. 3. Презентация проекта для родителей, детей и сотрудников ДОУ Воспитатели, дети, родители
Таблица информированности детей перед началом проекта и по окончании проекта.
Что мы знаем о глине Что мы узнали
- Из глины можно лепить игрушки, посуду.
- Глину используют при постройке домов. - Для чего нужна глина человеку.
- Как сделать глину пригодной для лепки
- Виды природной глины.
- Глину используют в медицинских и косметологических целях
-Узнали, как сделать изделия из глины прочными
Гипотеза подтвердилась: дети, в процессе наблюдений, общения, исследовательской деятельности, получили первоначальные представления о полезных свойствах глины. Расширились знания детей о разнообразии глины, о её целебных свойствах.
Список литературы:
1. А. А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации».Москва 2008 г.
2. М Зимина «Учимся лепить и рисовать» .Санкт-Петербург «Кристалл» 1998г.
3. Н. Б. Халезова «Лепка в детском саду».Москва «Просвещение» 1986 г.
4. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».Москва. Владос 2003г.
5. Т. Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество». Москва «Просвещение»1985 г.
6. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 2005 г.
Приложение №1
Исследовательская деятельность.
Опыты с песком и глиной
ОПЫТ 1
Знакомство детей со свойствами песка и глины. Песок – сыпучий, легко высыпается. Глина комочками, ее нельзя так легко высыпать, как песок. Песок, в отличие от глины, рыхлый.
ОПЫТ 2
С помощью лупы дети внимательно рассматривают, из чего состоит песок (из зернышек — песчинок). Затем дети рассматривают комочек глины.
ОПЫТ 3
Познакомить с особым свойством глины - не пропускать воду.
Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.
ОПЫТ 4
Познакомиться свойством глины, как хрупкость.
Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.
ОПЫТ 4
Отличие сырой глины от сухой.
Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, так как ее частички связаны друг с другом, цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.
Приложение № 2
Познавательное занятие
в подготовительной группе: «ПЕСОК И ГЛИНА»
Цель: дать представление о свойствах песка и глины
Задачи:
Образовательные:
- выявить опытным путем свойства песка и глины такие как : сыпучесть, твердость, вязкость, пластичность, водопроницаемость.
Развивающие:
- развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;
-развивать связную речь и умение последовательно излагать свои мысли.
Воспитывающие:
- воспитывать любознательность, поддерживать интерес к изучаемой теме.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Меня зовут Надежда Васильевна. Я руководитель исследовательской лаборатории.
- А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)
- Правильно, это кабинет, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов.
- Прошу вас проходите. Вы пришли в исследовательскую лабораторию.
(показывает на группу-лабораторию, дети встают полукругом у стола с посылкой).
- Сегодня на адрес нашей лаборатории пришла посылка. (показывает посылку).
- Давайте откроем её и посмотрим, что там внутри. (достает и зачитывает письмо)
«Здравствуйте, уважаемые ученые, я знаю, что вы занимаетесь серьезными и интересными делами, делаете много различных открытий. Недавно, когда я пас на поле любимую корову кота Матроскина, я обнаружил под своими лапами необычную землю. Посылаю её вам и прошу вас, помогите мне разобраться, что это за земля, и можно ли её для чего-нибудь использовать? До свидания, пес Шарик из деревни Простоквашино.»
-Ребята, поможем Шарику? (ответы детей)
Тогда вы должны стать моими помощниками-учеными, одевайте халаты.
- Уважаемые ученые, в нашей лаборатории строго соблюдаются следующие правила:
Правило №1. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №2. Содержимое розеток не пробовать на вкус и не нюхать.
Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.
- Вы готовы? Давайте посмотрим, какую необычную землю нашел Шарик на поле (достает мешочки с песком и глиной и высыпает содержимое в лоточки)
- Уважаемые ученые, посмотрите, что это? Как вы думаете? (ответы)
- Верно, это песок и глина. Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем много интересного о глине и песке. Прошу, уважаемые ученые, подумайте и скажите, а где можно встретить песок в природе? (ответы)
- Верно. Песок встречается на берегу рек и его называют речным песком (слайд);
- также мы можем увидеть песок на берегу моря - это морской песок (слайд);
- очень много песка мы можем увидеть в пустыне (слайд);
-Уважаемые ученые, а где мы можем встретить глину в природе? (ответы детей).
- Верно, глину мы можем видеть в полях, на дорогах.
- Правильно, и песок и глина находятся на поверхности или в земле.
- А сейчас, давайте проведём опыты.
Опыт 1
У вас на столе стоит стаканчик с песком. Высыпьте песок на белый лист бумаги. Что у вас получилось?
- Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика? (песок рыхлый, сыпучий).
- А теперь возьмите стаканчики с глиной. Насыпьте глину на лист бумаги. Что вы заметили?
- Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается? (она не может сыпаться, как песок, она твердая, слиплась комочками).
- Скажите, чем песок отличается от глины? (песок рыхлый, сыпучий, а глина твёрдая и слипается комочками).
- Вы сейчас назвали свойства песка и глины.
Ксения найди схему, где песок, рыхлый, сыпучий.
Софья найди схему, где глина твердая, слипается комочками.
Опыт 2
- А сейчас, давайте с помощью увеличительного стекла (лупы) внимательно рассмотрим, из чего состоит песок. (из зернышек-песчинок)
-Как выглядят песчинки? (маленькие, круглые, белые, желтые или полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка) Это крохотные камешки.
- Похожи ли песчинки одна на другую? (дети могут дать разные ответы)
-А сейчас давайте рассмотрим глину. Видны ли такие же частички в глине? (В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин).
- Какого цвета глина?
- Какой мы можем сделать вывод? Правильно, песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина состоит из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу. Сейчас я выбрала схему, где песок состоит из комочков. Верно (дети исправляют ошибку)
Физкультминутка:
- А сейчас давайте создадим живую модель песка, каждый из вас будет песчинкой, покажите, как располагаются песчинки по отношению друг к другу (дети отдельно двигаются по группе)
- создайте, пожалуйста, модель глины (дети двигаются маленькими группами)
Все прекрасно.
Опыт 3
- Давайте узнаем, пропускают ли глина и песок воду?
У вас на столе стоят стаканчики с песком и глиной и есть стаканчик с водой. Как можно проверить пропускает песок и глина воду? (налить немного воды в стаканчики с песком и глиной)
- Что вы видите? (вода, налитая в песок ушла вовнутрь, а вода, налитая в глину стоит наверху и не уходит).
- Как вы думаете, почему вода в песке так быстро просочилась вовнутрь стаканчика? (песок рыхлый, пропускает воду)
- Верно, песок рыхлый, поэтому его песчинки расположены отдельно друг от друга. Это помогает воде легко пройти в песок.
- Почему вода, налитая в глину, осталась на поверхности? (глина твёрдая, вода не может протечь в неё)
- Вы уже знаете, что глина твёрдая и состоит из слипшихся комочков. Когда вы налили воду, глина слиплась ещё больше, и воде стало трудно просачиваться сквозь неё.
- Проведя этот опыт, что вы можете сказать, что лучше пропускает воду – песок или глина? (песок пропускает воду хорошо, а глина – плохо)
- Всё правильно. Кирилл, найди схему, где песок хорошо пропускает воду (вывешивают карточку на магнитную доску). Карина, найди схему, где глина плохо пропускает воду. (вывешивают карточку на магнитную доску)
- Но если воду долго оставить налитой в глине, то глина станет мягкой, пластичной и из неё даже можно будет лепить.
- Зная свойства песка и глины, человек научился использовать их с пользой для себя. Может быть кто-нибудь из вас назовет, где человек использует глину? (ответы детей)
-Итак, человек использует песок и глину в строительстве (слайд,;
- при изготовлении посуды (слайд);
- при изготовлении игрушек (слайд);
- при производстве стекла (слайд);
- зная, что песок сыпучий, человек придумал песочные часы (слайд).
- А сейчас, уважаемые ученые, нарисуйте ответ Шарику, где можно применять песок и глину. На это вам отводится пять минут, пока пересыпается песок в песочных часах.
- Давайте ваши зарисовки отправим Шарику в Простоквашино (запечатывают зарисовки в конверт).
-А сейчас, подойдите, пожалуйста, к доске и положите карточки со свойствами песка в конверт с картинкой песка, а карточки со свойствами глины положите в конверт с картинкой глины, и мы их тоже отправим Шарику.
- Уважаемые помощники, а сейчас я хотела бы от вас узнать, какие интересные открытия вы сегодня для себя сделали? (ответы детей)
- Как вы думаете, трудно быть учёным? А что вам показалось трудным? (делать вывод, проводить опыт)
Благодарю вас за помощь и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
Приложение № 3
НОД по изобразительной деятельности «Чудесная глина»
Задачи:
Формировать представление о глине, как основе гончарного производства;
Продолжать знакомить со свойствами глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая - во влажном);
Обогатить представления детей об использовании глины человеком;
Способствовать развитию творческого потенциала через игровую импровизацию;
Воспитывать умение слышать взрослого, учить основам взаимопомощи.
Оборудование:
Баночки с водой, чашечки для глины, лупы, пипетки, гончарный круг, леска, разная по цвету глина, посуда и изделия из глины, влажные салфетки, шарики влажной глины, фартуки.
Ход НОД:
(В коробке лежит глина, а на коробке письмо)
- Ой, ребята посмотрите!
Нас с утра почтальон навестил
И письмо заказное вручил
Он просил вас срочно прочитать
И то, что в коробке,
Самим догадаться, узнать.
- а подсказка находится в конверте.
- По картинкам вы должны догадаться, что находится в коробке.
(Первая картинка с частыми точками - значит вещество плотное,
Вторая — гиря, значит тяжёлое,
Третья — природа, значит находится в природе,
Вытянутая капля - вытягивается,
Посуда, керамические поделки - делают из этого вещества предметы.
- Вы догадались, о каком природном веществе идет речь?
- Послушайте загадку об этом веществе.
Гончар для меня разведёт жаркий пламень.
Сухая, я твёрдой бываю как камень.
Размочат - как тесто податливой буду,
Могу превратиться в игрушку, в посуду,
Лечебными свойствами очень богата,
Меня отыскать вам поможет лопата.
Белая, красная и голубая
Узнали, ребята, кто я такая?
- Да! Это ребята глина - родственник песка и камней, удивительное природное вещество.
- Посмотрите, сколько удивительных вещей можно слепить из глины.
- А вы бы хотели, что-нибудь слепить из глины и чтобы ваши работы попали на выставку?
- А для этого нам нужно многое узнать о глине, познакомиться с ней и подружиться.
(Дети садятся за столы, на которых в чашечках лежит разная глина.)
- Посмотрите, какого цвета глина?
- Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый. Больше всего на планете глины серого цвета. Цвет глины зависит от минералов из которых она состоит.
- Попробуйте глину на ощупь. Какая она? (Твёрдая, может крошиться)
- Можно сказать, что глина сыпучая?
- Посмотрите на глину через лупу. Из чего она состоит?
- Из мельчайших пылинок, они на много меньше частичек, из которых состоит песок.
- Оказывается, её пылинки давным - давно были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они оседали на дне, и появлялась глина. Они как будто взялись за руки и прилипли друг к другу.
- У нас глина какая?
- Ребята, как вы думаете, что произойдёт с глиной, если добавить в глину воды?
(Предположения детей)
- Давайте наберём пипеткой воды и капнем на глину. Что происходит?
(Глина впитала воду и стала тёмной)
- Как вы думаете, дружит ли глина с водой?
- Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?
(Глина плохо впитывает воду, медленно намокает)
- Да, глина плохой проводник воды.
- Вспомните, что происходило с водой, когда мы её наливали в песок?
(Она быстро просачивалась через песок)
- Какой вывод можно сделать?
(Песок быстро намокает и пропускает воду. Глине надо время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.)
- Вчера такая же сухая глина была мною завёрнута в мокрую ткань, вот что получилось из неё сегодня.
(Воспитатель раздаёт детям шарики глины подготовленной для лепки)
- Какой стала глина?
(Мягкой, пластичной, из влажной глины можно лепить)
- Человек давно использует это свойство глины; если она влажная, из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры.
- Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях для лечебных грязей и в приготовлении лекарств, различных масок.
- Мастер, который работает с глиной, называется гончар.
Физкультминутка «Гончары»
Руки хорошо потрём,
до тепла их разотрём.
Чисто вымоем сначала,
чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим,
слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
нам поделочку слепите».
- а сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.
(стоят рядом друг с другом)
- а сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.
(Встали плотно друг к другу взявшись за руки)
- А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня.
(Плотно прижались друг к другу)
Сели за столы.
- Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы необходимые в быту. Некоторые предметы становились произведением искусства.
- Мастера - гончары сначала готовят тестообразную массу, долго её мнут, выгоняя из глины пузырьки воздуха, затем бросают её на гончарный круг, который крутится во время работы и позволяет изделия из глины создавать равномерно расширяющиеся или сужающиеся, разной формы.
- Сейчас я вам, примерно, покажу работу гончара. Сначала нужно надеть фартук, приготовить таз с водой и запустить гончарный круг. Наш гончарный круг не настоящий и я тоже не гончар, поэтому изделия у меня могут получиться не очень сложные.
- Я буду показывать и рассказывать, как выполняют свою работу мастера — гончары.
- Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращается в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытягивают корпус и шейку изделия. Во время формования руки приходится периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки. Когда изделие высохнет - его раскрашивают и декорируют.
- А сейчас мы с вами превращаемся в гончаров и попробуем создать свои неповторимые изделия для выставки. Готовы?
Дети из глины создают разнообразные изделия.
Приложение № 4
ЛЕПКА
Я возьму кусочек глины,
Разомну его в ладошках.
Захочу слеплю пингвина,
Или лошадь, или кошку.
Глина так в руках послушна -
хочешь ты её катай,
Сглаживай, вытягивай,
Ну хоть что изображай!
Я слеплю сейчас утёнка
Вместе с мамой-уткой,
Маму-мышь и папу-мышь
С мышонком малюткой.
Овощей слеплю корзину,
Торт конфеты, шоколад.
Зачем ходить по магазинам,
Ведь дома фабрика и сад!
(Л. Орлова)
Мягкую, вязкую глину возмем,
Шлепнем-пошлепнем, чтоб стала послушной…
Лепим-прилепим, месим и мнем,
Вот показались гномика ушки.
Вот – его носик, а вот – его рот.
Вот – его бровки, а вот – его глазки.
Глина от пальцев силу берет,
Чтоб рассказать нам веселую сказку.
Глина, конечно, из грязи взялась,
Но, обжигаясь в печи, как посуда,
Дождик забыла, слякоть и грязь,
И превратилась в фигурное чудо!
(А. Пастернак)
Стихи о глиняных игрушках
Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво — безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
Как тянутся руки к глине,
Хочется мять и мять,
Потом получится грива,
Хвост и стать.
Коняшка родимый,
Ты появился на свет,
Какой ты желанный,
Цены тебе нет.
Л. С Фалалеева
«Я могу из глины»
Я могу из глины
Вылепить павлина!
А моя сестричка
Маленькую птичку.
Я,ведь,старше и умнее,
Хорошо лепить умею!
А она - малышка,
Вот и лепит мышку.
Трудится-старается,
Даже улыбается!
У павлина моего
Хвостик отрывается.
Может, лучше мне слепить
Как павлин летает?
Но, на это ой-ой-ой,
Глины не хватает.
С. М. Русановская
Приложение №5
Тема: Лепка из глины коллективной композиции «Сказки о животных»
Цель: формировать коммуникативные способности, отрабатывать практические приемы работы с глиной при выполнении коллективной композиции.
Задачи:
- закреплять приемы работы с глиной;
- развивать умение работать в группе;
- развивать творческое воображение
Ход занятия:
I Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправляемся в путешествие по сказкам: мы будем рассказывать сказки, создавать образы сказочных героев.
II Теоретическая часть.
1) Беседа: - Все мы любим сказки. Какие сказки вы знаете?
– Какие ваши любимые сказки?
- Кто их герои? Какие они?
- Как вы думаете, почему люди любят сочинять сказки, слушать их?
- Чему могут научить сказки?
2) О каких сказочных героях идет речь в загадках:
- Когда коза домой пришла,
То милых детишек своих не нашла.
Какое горе для матери, ах!
Грустная сказка…
- На каждом стуле посидела,
Из каждой чашки кашу ела.
Невоспитанная девчонка
В сказке…
- Кот, Петух, Осёл и Пес
Всем на удивление
Лихо пляшут и поют
В сказке…
- Снесла яичко золотое
Для бабки и дедки курочка
Все это происходило
В сказке…
- Вместе урожай растили,
А потом его делили
Медведь с мужиком
В сказке…
- Очень маленький конек,
Он Иванушки дружок,
Выручал его всегда
В сказке…
- Чтобы невесту отыскать,
Решил стрелу он в даль послать,
Нашел свою зазнобушку
На болоте…
- Знаете ли вы, что многие художники, скульпторы очень любили иллюстрировать сказки (демонстрация иллюстраций к различным сказкам).
- Существуют даже памятники сказочным героям: русалочке, бременским музыкантам, царевне-лягушке.
- Сейчас вы разделитесь на группы. Каждая группа будет создавать композицию по одной из сказок. А выбрать тему вы сможете с помощью лука и стрелы, как Иван-царевич.
III Коллективная творческая работа
Дети делятся на группы по 2-3 человека; выбирают сказку, стреляя из игрушечного лука по картонным «яблочкам»; выделяют эпизод; создают набросок; распределяют персонажей, детали композиции.
(В случае возникновения затруднений, детям оказывается помощь).
IV Презентация работ.
- А теперь, пожалуйста, каждая группа, расскажите о своих композициях.
Дети расставляют композиции, представляют свою коллективную работу.
(Если необходимо, их направляют вопросами о сказке, которую они иллюстрировали, персонажах, их характерах).
- Что нравится вам в ваших работах?
- Все ли получилось так, как задумывалось?
- Если что-то не получилось, как вы думаете, почему?
- Чьи работы вам понравились? Чем они вас заинтересовали? Что по-вашему особенно удалось авторам?
V Подведение итогов
– Сегодня мы с вами вспоминали любимые сказки, работали с глиной, а главное – учились работать вместе – выполнять одну, коллективную поделку.