мс
Проект «Пряничная сказка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пряничная сказка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования
Среднесрочный проект
Тема: «Пряничная сказка»
Воспитатель: Калиниченко Д. В.
р. п. Большая речка
2023г
Содержание
Паспорт проекта 3
1. Актуальность 4
2. Цели и задачи проекта 4
Публикация «Проект „Пряничная сказка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
3. Кадровое обеспечение проекта 5
4. Содержание и механизм реализации проекта 5
4.1 Этапы проекта 5
4.2 Методы и формы работы с детьми в процессе реализации проекта
4.3 Материально- техническое обеспечение проекта
4.4 Таблица 1. Расходные материалы.
4.5 Таблица 2. Инструменты, приспособления, оборудование.
4.6 План мероприятий по реализации проекта
5. Ожидаемые результаты 8
6. Результаты проекта 9
7. Список литературы 10
Приложение 1 11
Приложение 2 15
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор проекта : Калиниченко Дарья Викторовна воспитатель старшей группы
Вид проекта : информационно-творческий.
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Место проведения: МДОУ ИРМО «Большереченский детский сад».
Продолжительность проекта : с 27.11.2023г по 29.12.2023г.
Тип проекта : среднесрочный проект с заданным результатом и элементами творчества для детей.
Форма реализации проекта : групповая.
Участники проекта : воспитанники старшей группы МДОУ ИРМО «Большереченский детский сад», воспитатели старшей группы Калиниченко Дарья Викторовна, Кадубина Оксана Павловна.
Целевая аудитория: воспитанники МДОУ ИРМО «Большереченский детский сад».
Направление: декоративно – прикладное.
Продукт проекта : макет-раскраска пряничного домика, пряники изготовленные из соленого теста (козули, птички-жаворонки, елки, расписные имбирные пряники (макет из соленого теста).
1. Актуальность
В предвкушении нового года дети ожидают какого-то особенного чуда, волшебных сказок, интересных историй. Воспитатели ДОУ ежегодно создают праздничное настроение у деток, украшая групповые, помогая детям с оформлением поделок, учат стишки, но на данный момент это уже все обыденно. Поэтому было принято решение создать сказку своими руками совместно с детьми. Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно принимать нестандартные решения, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры рассматривается так же, как условие ее успешной адаптации в современном социокультурном пространстве и является одной из основных задач модернизации дошкольного образования.
Искусство выпечки и украшения росписью пряников является неотъемлемой частью культуры разных стран и разных народов, а сохранение и развитие этого «пряничного искусства» является актуальной темой не только для всестороннего развития дошкольников, но и интересной сферой творчества.
Первые пряники на Руси появились ещё около IX века, их называли «медовым хлебом», так как мед в них составлял почти половину количества ингредиентов, остальное – ржаная мука сок ягод. Позже в «медовый хлеб» начали добавлять лесные травы и коренья, а в XII—XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, привезённые из Индии и с Ближнего Востока, пряник получил своё нынешнее название и стал лакомством, известным и любимым нам до сих пор.
Долгие столетия на Руси пряничное дело было народным промыслом, с ним было связано много народных традиций и обычаев. Для детей пекли специальные пряники с изображением птичек, петушков, рыб, различных животных, а пряники с изображением отдельных букв служили своеобразной азбукой.
К теме проекта для детей старшего дошкольного возраста «Пряничная сказка» меня подтолкнуло то, что роспись пряников в современном мире – это огромное поле для творчества, где возможно создать сказочных персонажей собственной фантазией, тем самым создать сказочное настроение.
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта : познакомить детей с традиционным народным искусством пряничного дела; познакомить детей с историей «Пряничного домика», показать детям красоту, художественную ценность пряника, как одного из значительных и выдающихся проявлений русского народного творчества.
В процессе реализации проекта для достижения поставленной цели, предусматривается решение следующих задач:
Образовательные задачи:
- Научить детей выявлять отличительные особенности разных видов пряников.
- Сформировать у детей навыки изготовления и украшения силуэтных пряников-козуль из соленого теста;
- Формировать коммуникативные навыки и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе общей деятельности.
Развивающие задачи:
– развить образное мышление, способность создания и реализации художественного образа;
– развить самостоятельный подход к решению поставленной задачи;
– развить творчество, художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного;
Воспитательные задачи:
– воспитать уважительное отношение между членами коллектива;
–воспитать умение критически оценивать как свою работу, так и работу своих товарищей;
– воспитать дисциплинированность, собранность, настойчивость, работоспособность, волю;
– воспитывать уважение к культуре других народов;
–стимулировать желание детей к домашним, новогодним традициям.
3. Кадровое обеспечение проекта
Ф. И. О. специалиста Должность Ответственная зона
Калиниченко Дарья Викторовна Воспитатель старшей группы МДОУ ИРМО «Большереченский детский сад» Куратор проекта
Кадубина Оксана Павловна Воспитатель старшей группы МДОУ ИРМО «Большереченский детский сад» Ответственный за подготовку и проведение мастер классов с детьми по изготовлению макета «Пряничная сказка»
4. Содержание и механизм реализации проекта
4.1 Этапы проекта.
І. Подготовительный (аналитический, мотивационный) этап.
1. Виды деятельности (мероприятия) :
подбор и изучение информации (литература, интернет-источники);
формирование темы проекта;
определение цели и задач проекта;
составление ориентировочного плана.
2. Оформление результатов:
тема, цель, задачи проекта.
план мероприятий.
II. Основной этап. Практический.
Цель: Ознакомить детей с историей возникновения пряников и пряничного домика, обеспечить социальную успешность, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов арт-терапии в практику работы ДОУ.
Основной вид деятельности:
ознакомление детей с историей возникновения пряников (козуль) и пряничного домика с применением презентаций на данные темы;
проведение мастер-классов (лично и с помощью интернет-ресурсов) по изготовлению макетов пряников из соленого теста;
приобщение детей к пряничному делу и этому искусству;
конструирование макета-раскраски пряничного домика;
практические занятия с детьми.
III. Заключительный этап. (обобщающий, презентационный)
Цель: Представить результат деятельности проекта
1. Виды деятельности (мероприятия) :
выставка макета «Пряничная сказка», изготовленного детьми.
подготовка презентации проекта «Пряничная сказка» для представления на педагогическом совете.
разработка плана действий дальнейшего функционирования проекта.
2. Оформление результатов:
выставочные материалы (фото, видео).
материалы, презентации (конспект, фото, видео и др.).
4.2 Методы и формы работы с детьми в процессе реализации проекта
Познавательно-информационная деятельность:
просмотр презентаций: «Родословная козули», «История пряничного домика».
просмотр видео, мастер-классов по изготовлению пряников.
просмотр мастер-классов по изготовлению макета «Пряничного домика».
Художественно-эстетическая деятельность:
выполнение макетов пряников (эскизы козуль, повтор элементов орнамента);
выполнение макета-раскраски «Пряничного домика»;
работа акварелью по оформлению пряников и «Пряничного домика».
Декоративно-прикладная деятельность:
Лепка фигурных пряников из соленого теста.
Лепка козуль.
4.3 Материально- техническое обеспечение проекта
Наличие материалов для творческой деятельностью с детьми.
Техническое обеспечение:
интерактивный стол,
ноутбук.
Видеоматериалы:
фильм «Обыкновенная история-Пряник»,
презентации «Пряничный домик», «Родословная козули»,
4.4 Таблица 1. Расходные материалы
№
п/п Наименование расходного материала Кол-во Цена
(в руб) Стоимость
(в руб)
1 Мука 2 кг 56 56
2 Соль 2 кг 74 74
3 Клей ПВА 200 гр 40 40
Итого 170
4.5 Таблица 2. Инструменты, приспособления, оборудование.
№ п/п Название № п/п Название
1 Скалка 1 Нож
2 Формы для печенья 8 Противень
3 Кисточки 10
4 Стаканчики 5
5 Емкость для теста 1
4.6 План реализации проекта
№
п/п Название мероприятия Сроки
выполнения Ответственный за выполнение
Организационные мероприятия
1. Знакомство с темой проекта, изучение информации по проекту 27.11.23-
29.11.23 Калиниченко Д. В.
2. Создание информационных презентаций, подборка видеороликов 30.11.23 – 06.12.23 Калиниченко Д. В.
3. Выбор материалов, инструментов, приспособлений, оборудования. 07.12.23 – 08.12.23 Кадубина О. П.
Теоретические мероприятия
1. Просмотр фильма «Обыкновенный Пряник» 11.12.23 Калиниченко Д. В.
2. Просмотр видео и мастер-классов по изготовлению пряников 11.12.23 Калиниченко Д. В.
3. Просмотр презентаций «Пряничный домик», «Родословная козули» 12.12.23
Калиниченко Д. В.
Практические
1. Фигурные пряники. Лепка. 13.12.23– 15.12.23 Калиниченко Д. В.
Кадубина О. П.
3. Лепка козуль. 13.12.23- 15.12.23 Калиниченко Д. В.
Кадубина О. П.
4. Роспись пряников. 18.12.23- 20.12.23 Калиниченко Д. В.
Кадубина О. П.
5. Конструирование макета-раскраски «Пряничного домика», роспись акварелью пряничного домика. 21.12.23 Калиниченко Д. В.
Кадубина О. П.
6.
Оформление макета «Пряничная сказка» 22.12.23 –
26.12.23 Калиниченко Д. В.
Кадубина О. П.
5. Ожидаемые результаты проекта
дети познакомятся с традицией пряничного искусства, проявят интерес к пряничному делу;
дети научатся отличать особенности разных видов пряников;
воспитанники освоят азы изготовления и росписи пряников;
развить познавательный интерес к исследовательской деятельности и творческие способности старших дошкольников
развить творческую фантазию, воображение;
развить инициативу, самостоятельность, умение работать в коллективе;
проявить желание интересоваться окружающим миром;
6. Результаты проекта
дети познакомились с традицией пряничного искусства, проявили неподдельный интерес к пряничному делу;
у воспитанников расширилось представление о характере творческой деятельности мастера-прянишника, народных традициях;
дети научились отличать особенности разных видов пряников;
воспитанники освоили азы изготовления и росписи пряников-козуль;
дети проявили живой эмоциональный отклик на народные традиции и их практическое воплощение в пряничном деле;
Выводы:
Реализация среднесрочного проекта по знакомству детей старшего дошкольного возраста с пряничным делом «Пряничная сказка» позволила нам заложить в воспитанниках основы патриотического воспитания, любви к народному искусству пряничного дела, расширила представления воспитанников об особенностях труда мастеров-пряничников. Художественно-эстетическая составляющая проекта – роспись пряников – способствовала развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, воображения, фантазии, активно формировались в процессе изготовления пряников мелкая моторика и коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в коллективе.
Знакомство с пряничным делом помогло формировать у ребят интерес к окружающему миру, способствовало развитию чувства радости при создании сказки собственноручно. Дети получили много эмоций, нам удалось создать праздничную атмосферу в группе.
По завершении проекта «Пряничная сказка» мы планируем продолжить эту работу в дальнейшем, активно привлечь к пряничному делу семьи воспитанников и педагогов-коллег, чтобы традиционное мастерство изготовления пряников, пришедшее к нам из глубины веков, продолжало жить и радовать всех от мала до велика.
Список литературы
Интернет-ресурсы:
1. https://p-syutkin.livejournal.com/426998.html
2. https://pryanikovo.ru/istoriya_pryanika/severnie-kozuli/
3. https://www.calend.ru/calendar/tema/pryanichnyj-domik/
4. https://www.ntv.ru/novosti/2118680/
Литературные источники:
1. Кайдаш, С. Все любят пряники. М. : Малыш, 1991 г.
2. Яхнин Л. Вкусные картинки. М. Малыш. 1988г.
3. Русский пряник. В собрании Этнографического музея народов СССР. Составитель В. С. Байков Ленинград Аврора 1975г.
4. Рассаднев С. А. Тульский пряник. Тула. Приокское. 1985г.
6. Колтовая В., Шалев А. Архангельские козули. Архангельск, 1990.
7. Архангельские козули. История. Традиция. Современность [Текст] : альбом / [авт. вступ. ст. и сост. В. Ананьина]. - Архангельск : Гос. музейн. об-ние "Художеств. культура Рус. Севера", 2006.
8. Архангельские козули / Авт. и сост. Н. Филева. - Архангельск : Изд. центр Арханг. гос. мед. акад., 1999.
Приложение 1
Конспект занятия
«Северные пряники - козули»
(лепка из соленого теста)
Тема: «Козули» (интегрированное занятие)
Цель: формирование у детей умения изготавливать рождественские пряники «Козули».
Задачи:
Обучающие:
актуализировать знания детей о русских народных традициях во время святок;
дать возможность детям при помощи взрослого научиться лепить пряники по трафарету, используя традиционные орнаменты, символизирующие домашних животных, солнце - круги, кресты, спирали, точки;
расширить словарный запас детей.
Развивающие:
развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение, творческую самостоятельность, активность и мелкую моторику рук;
расширять опыт работы с тестом.
Воспитывающие:
воспитывать у детей интерес к народным традициям, народному творчеству; желание сделать что-то приятное для своих близких, доставить им радость.
Словарная работа:
Активный словарь – предки, козули, традиции, пряник.
Пассивный словарь –символы, шаблоны.
Материалы и инструменты: тесто, скалочки, доски для лепки, салфетки, зубочистки, колпачки от фломастеров, трафареты, фартуки, косынки, бумага для выпечки, пряности, противень, краски акварельные.
Музыкальное сопровождение: фольклорные песни, колядки.
Техническое оснащение: интерактивный стол, ноутбук.
Предварительная работа: беседа о традициях колядования во время святок, разучивание колядок и частушек.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Этапы НОД:
Вводная часть
В зал входит воспитатель. Дети рассаживаются на стульчики.
Здравствуйте дети! На прошлом занятии мы с вами познакомились обыкновенной историей Пряника, с историей пряничного домика и родословной козули.
А теперь расскажите ребята какие зимние праздники, почитаемые казаками вы уже знаеете? (Новый год. Рождество). Первые дни нового года наши прабабушки и прадедушки называли Святками Проводились веселые гулянья. Разжигали костры, скатывали с гор горящее колесо и кричали: «Колесо гори, катись, с весною красною вернись!». Святки длятся две недели. Перед Святками – в избах делали большую уборку: мыли потолки, стены, натирали полы. Ходили в баню, меняли бельё, накрывали соломой стол. Ели капусту с квасом, хлеб, пили компот из яблок, груш, слив, вишен.
А хозяйки пекли фигурное печенье, изображающее домашних животных –Козули. Название «козули» – от слова коза, в древности она являлась символом благополучия и достатка в доме. Козули пекли в виде животных – оленей, козы, кошек, коров, коней. Позже добавились фигурки ангелов, домиков, елок, сердечек, саней, розочек и облаков.
Подходили к этому процессу ответственно, он мог занять не один день. Считалось, что печь надо с хорошими мыслями и в отличном настроении, пожелав всем добра и улыбнувшись — иначе пряники не получатся. Вся семья украшала козули на свой вкус – разными замысловатыми узорами. Очень часто их вешали на елку вместо игрушек. После выпечки козульки расписывали глазурью и украшались цветными узорами. На Крещение фигурки смачивали водой и давали детям, чтобы они не болели.
-Сегодня мы тоже вылепим Козуль, чтобы они и нам всем принесли здоровье и благополучие.
По окончании работы проводим анализ работ, отмечаем какие разные, необычные получились пряники. Когда "пряники” высохнут, дети смогут раскрасить свои пряники и подготовить их для макета сказки.
- Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы готовитесь идти колядовать. Расскажите мне, а что вы уже знаете о святках и обряде колядования?
- Наши предки… А кто такие предки (т. е. русские люди, которые жили в давние времена) Они свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и традиции связанные с ними. Традиции – это правила жизни людей, передающиеся из поколения в поколение. Одной из таких традиций было во время святок наряжаться в животных: козу, медведя, в нечистую силу: Бабу-Ягу, Кикимору и др. и ходить по домам, поздравлять с праздником, желать наилучшего специальными песенками – колядками. Эта традиция уже несколько лет есть и в нашем саду. Дети старшей и подготовительной групп с воспитателями ходят колядовать по нашему городу.
- Давайте сейчас посмотрим фильм о том, как ходили колядовать наши предки, а также дети в нашем детском саду.
ПРОСМОТР ФИЛЬМА «КОЛЯДА»
- Наши предки очень любили и умели веселиться. А ещё на святках они готовили вкусные угощения. А как вы думаете какие?
- Одним из таких угощений были козули. Как вы считаете, что это?
Основная часть
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ «КОЗУЛИ» ПО ХОДУ ЗАНЯТИЯ
- Первые пряники были в виде козы и коровы, отсюда их название козуля. Коза являлась символом достатка в доме. Считалось, что козули охраняют дом от злых духов, приносят в дом счастье, поэтому их хранили в доме целый год, а бывало и больше. С древних времен крестьяне верили, что, подаренное к празднику угощение, принесет в дом удачу, земле даст плодородие, а скоту – здоровье. Кроме того, лепили и другие фигурки. Фигурки – это не просто выдумка, а определенные символы. Вот, например, пряник «Коровка». В русских потешках корова упоминается то и дело:
Дайте коровку-
Масляну головку!
- Хозяева одаривали маленьких гостей пряниками, подавая девочкам «коровок», а мальчикам – «бычков».
Пряники ещё украшали знаками Солнца, это круги, кресты, спирали, точки. (Воспитатель демонстрирует символы Солнца, изображения пряников с символами Солнца и плодородия.) Рога козочки или оленя, грива коня – обозначали лучи Солнца.
- Тесто для пряников – козулей необычное. Как вы думаете, что входит в состав теста?
- Правильно, сахар, соль, мука. Сейчас я вам покажу и расскажу как нужно готовить это тесто. ( Воспитатель показывает презентацию: этапы приготовления теста.) Кроме этого в тесто добавляли мёд. Мёд делает готовый пряник рыхлым, мягким, ароматным, долго не черствеющим.
- А ещё хозяйки добавляли пряности для аромата и вкуса. Некоторые пряности я принесла с собой.
Мята снимает нервное напряжение, помогает расслабится и забыть о проблемах, обладает антисептическим действием.
Корица незаменима при лечении и профилактике простудных заболеваний, она способствует заживлению язв, снятию болевых ощущений.
Имбирь – отличное средство против простуды.
- Какие красивые, разные и оказывается полезные пряники. Хотели бы вы попробовать испечь такие? Я принесла с собой уже готовое тесто, оно лежало ночь в холодильнике – дозревало.
- Мойте руки, надевайте фартуки, косынки и приступим к работе.
- Сначала обсудим, с чего начнем. Что понадобиться? (скалочки, доски, шаблоны, стеки).
Педагог надевает фартук и садится за отдельным столом, что бы все дети видели. Показывает этапы приготовления пряников, комментируя свои действия по ходу выполнения работы. (украшение фигурок рисунками, палочками)
- А теперь я предлагаю вам изготовить козули. Занимайте места за столом.
Дети выполняют работу по изготовлению козуль. Звучат колядки.
Заключительная часть.
- Кто запомнил, как называются эти пряники, почему? В какой праздник их выпекали? Для чего наши предки выпекали эти пряники?
Вылепленные пряники выкладывают на противень, покрытый пергаментной бумагой. Дети рассматривают получившиеся работы, делятся впечатлениями, рассуждают: кого бы хотели угостить своими пряниками и с какими пожеланиями.
- Ребята, что вам больше всего понравилось? Почему?
- Что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем занятии?
Вместе с педагогом противень уносят на кухню.
Пока козули готовятся (это 10-15 минут) дети поют колядки и частушки, показывают сценки для колядования.
Ингредиенты для козульного теста:
• 1 ст. мука в с (140 гр)
• 2 ст. мука ржаная (280 гр)
• 2 3 ст. сахарный песок (130 гр)
• 2 3 ст. мед натуральный (150 гр)
• 3 ст. л. растопленного сливочного масла или маргарина
• 1 ч. л. соды
• 2 ч. л. специи (корица, гвоздика, мускатный орех, имбирь, кардамон)
• 60 мл воды
• 1 ст. л. жженки
• щепотка соли
Для жженки:
• 2 ст. ложки сахара
• 1-2 ст. л. кипящей воды
Приложение 2
Пряничная сказка
В одном пряничном домике, в котором пахло пряными травами и гречишным медом. жила-была очаровательная пряничная коза. И вот однажды прилетел к пряничной козе пряничный ангел желаний и спросил ее ; -"Очаровательная, пряничная коза,которая живет в пряничном домике, в котором пахнет пряными травами и гречишным медом, что ты желаешь? Я могу выполнить любое твое желание" И пряничная коза пожелала увидеть пряничную страну с ее лесами, и ее домами, с ее красным солнышком, и ее пряными жителями и с жителями ее пряными. Когда очаровательная коза всю эту красоту увидела, сказала : -"Спасибо, тебе, пряничный ангел! Но если б знала я, какая у нас тут красота, я бы пожелала мир во всем мире и что бы в этом всем мире всегда любили нашу страну, в которой пахнет пряными травами и гречишным медом. в которой есть пряничные дома и пряничные деревья. в которой пасутся пряничные лошадки, в которой пряничные козы смотрят пряничный мир. " И после ее слов пряничный ангел проронил пряничную слезу и воцарил во всем мире ЛЮБОВЬ. к пряникам.