вероника матвеева
Проект «Природа родного края»
МБДОУ Ярский детский сад № 3 «Улыбка»
Проект
«Природа родного края»
(для детей старшего дошкольного возраста)
2018 год
«Наши сосны высокие самые
Наши ягоды сладкие самые
Наши люди добрые самые
Вот такая вот Родина у меня!»
Флор Васильев
Актуальность.
Природа нашего края уникальна, она имеет свои особенности: красоту, необычные явления, хранит свои тайны и чудеса. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.
Публикация «Проект „Природа родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Для чего необходимо изучать природу родного края?
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, труду, художественной деятельности. Однако, при самостоятельном общении с природой, далеко не всё может быть правильно понято детьми, а так же не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Это приводит к уничтожению полезных насекомых, животных, птиц, исчезновению редких видов растений и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшая задача дошкольного образования.
Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о родной природе.
Цель: познакомить детей с природой родного края.
Задачи:
1. Формировать у воспитанников и родителей гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.
2. Познакомить воспитанников с разнообразием растительного и животного мира Удмуртии, ее экологией.
3. Способствовать приобретению навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
4. Развивать умение воспринимать природу родного края через познавательно-исследовательскую деятельность.
5. Развивать умение отражать свои знания о природе в художественно-продуктивной деятельности.
Ожидаемый результат: дети владеют устойчивыми знаниями о природе Удмуртии, её экологии; имеют навыки безопасного поведения в природе; умеют выражать свои знания в художественно – продуктивной деятельности.
Участники проекта : воспитанники, педагоги, родители.
Тип проекта : исследовательско – творческий, долгосрочный.
Продолжительность: 1 год.
Этапы:
1 этап проекта - подготовительный (июнь 2018 года).
• Подбор специальной литературы о родном крае;
• Составление программы мероприятий с детьми и родителями;
• Диагностическая методика выявления представлений детей о природе родного края.
2 этап – основной (июль – апрель).
Реализация проекта.
3 этап – итоговый (апрель – май 2019).
Продукт: Создание презентаций.
Программа мероприятий по работе с детьми образовательного проекта «Природа родного края»
Время года Форма работы Тема Цель
Лето Беседы:
«Что такое природа?», «Природа моего края», «Красная книга Удмуртии», «Чем богат мой край», «Шестиногие друзья», «Животные нашего леса», «Наши пернатые друзья», «Обитатели наших водоёмов», «Флора и Фауна нашего района», «Лекарственные травы», «Чем опасны некоторые растения», «Деревья и кустарники». Продолжать учить детей рассуждать, делиться знаниями друг с другом о природе родного края.
Чтение художественной литературы:
Мифы и легенды удмуртского народа; удмуртские народные сказки : «Муха и пчела», «Ласточка и комар», «Синица и старый воробей», «Заяц и кот» и др. ; стихи Флора Васильева, Михаила Петрова, Кузебая Герда и др. ;Анатолий Демьянов «В лесу, и в поле, и везде», В. Туганаев «Коля знает 50 растений, а ты?»; И. Акимушкин «Кто без крыльев летает»;заучивание стихотворений о природе родного края; народные потешки, пестушки, прибаутки, пословицы и поговорки. Способствовать формированию интереса детей к природе.
Игры- путешествия:
«Путешествие в сказочный лес», «Путешествие к водоёму» Воспитывать чувство привязанности к родному краю.
Игры театрализованные:
«В гости к деду Всеведу», Учить видеть проблему и пути её решения.
Игры дидактические:
«Лето красное», «Звёздный зоопарк», «Обитатели города и села», «Животные рядом с вами», «Путешествие по карте леса», «Речные рыбы», «Давайте поселим зверей в наш лес», «Приготовь лекарство», «Кому нужна вода, а кому-полянка». Способствовать взаимообучению и взаимопроверке.
Игры подвижные «Совушка- сова», «К дереву беги», «Медведь и пчёлы». Развивать двигательную активность и интерес к играм о природе.
Игры сюжетно-ролевые «Поход», «Путешествие к реке» Закреплять умение брать на себя роли в соответствии с сюжетом игры, используя умение подбирать различные атрибуты и недостающие для игры предметы.
Целевые, тематические экскурсии и прогулки. Прогулка по территории детского сада, в берёзовую рощу, прогулка к водоёму, в лес, на луг, в поле.
Прогулка возле проезжей части и к железнодорожному мосту.
Расширить знания детей о растительном и животном мире.
Познакомить детей с правилами сбора лекарственных трав.
Прослушивание аудиозаписей звуков природы.
Звуки леса, голоса птиц, журчание ручья, шум воды, голоса животных. Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, обогащать впечатления детей через прослушивание звуков природы.
Развлечения КВН «Что вы знаете о природе родного края». Развивать творческие способности, любознательность, умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Занятия «Шестиногие друзья», рисование природы родного края, лепка животных наших лесов, аппликация в мире растений. Способствовать воспитанию экологической грамотности дошкольников
Исследовательская деятельность «Всё живое дышит, растёт, размножается, питается», «Растения очищают воздух» Дать возможность познавать окружающий мир на собственном опыте.
Осень Беседы:
«Это важно знать: съедобные и несъедобные грибы», «Жизнь деревьев», «Краски осеннего леса», «Лес, поле, луг», «Кто как готовится к зиме», «Такие разные ягоды», «Собираем урожай». Способствовать активному участию детей в обсуждении важных тем, высказывая своё мнение.
Чтение художественной литературы: Конкурс чтецов «Край мой родниковый», чтение стихов для детей удмуртского поэта А. А. Ельцова, загадывание загадок о животном мире, знакомство с приметами осени, чтение худ. литературы. Продолжать воспитывать в детях любовь к природе родного края через художественное слово.
Игры театрализованные:
«На грибной полянке». Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через изучение родной природы.
Игры дидактические:
«Построй домик для животного», «Жизнь в семенах», «Собери растение», «Грибная полянка», «Угадай и расскажи», «Деревья и кустарники», «Экологическая тропа» Выявлять знания детей об объектах живой природы.
Игры подвижные «Раз, два, три, к дереву беги», «Волк во рву», «Бездомный заяц». Повторить знания детей о родной природе через подвижные игры.
Игры сюжетно-ролевые «Зоолечебница», «Овощной магазин». Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей природе.
Целевые, тематические экскурсии и прогулки. Поход в грачевник, в берёзовую рощу, к водоёму, туристический поход в лес. Показать детям изменения, происходящие в природе, с приходом осени.
Развлечение «Путешествие в осенний лес», «11 ноября - птичий день» (лебедь, голубь, утка – священные птицы удмуртов). Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, осмысленно использовать имеющиеся знания и умения в коллективной деятельности.
Занятия Нетрадиционная техника рисования «печатание листьями», использование природных красителей в рисовании, лепка из глины, «Как звери готовятся к зиме», «Перелётные и зимующие птицы», «Хвойный и лиственный лес», «Жилища лесных обитателей». Расширять представления детей об особенностях природы родного края.
Исследовательская деятельность Наблюдение «Такие разные листья», «Рассматривание гербариев», «Чудесные чешуйки». Развивать познавательную активность путём изучения растительного мира нашего края.
Зима Беседы:
«Сбережём нашу ёлочку», «Священные деревья удмуртов – ель, сосна», «Кому в лесу нужны сосновые шишки», «Кто зимой спит», «Как деревья готовятся к зиме», «Знаешь ли ты зимующих лесных птиц?». Способствовать углублению и обогащению представлений детей о лесе.
Чтение художественной литературы:
Мир природы в фольклоре, мифы, легенды и сказки удмуртского народа, В. Бианки «Синичкин календарь» Продолжать знакомить детей с миром природы родного края, используя художественное слово.
Игры театрализованные:
«Театр – экспромт» : сценки-пантомимы, этюды. Развивать творческую самостоятельность, используя имеющиеся знания о живой природе. (повадки животных, особенностей растительного мира)
Игры дидактические:
«Загадалки», «Зимние запасы», «Чей след», «Поселим зверей в наш лес». Закреплять знания детей через дидактические игры.
Целевые, тематические экскурсии и прогулки. «В парк», «В берёзовую рощу». Продолжать вести наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.
Развлечение Встреча с Лопшо Педунем. Доставить детям радость.
Занятия Рисование «Красота зимнего леса», лепка «Хищники», изготовление макета «Зимний лес», «Встреча в зимнем лесу». Способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса.
Исследовательская деятельность «Следы на снегу», наблюдение за корой деревьев. Развивать интерес к природе через исследовательскую деятельность.
Слушание музыки П. И. Чайковский «Времена года». Доставить удовольствие детям от прослушивания музыкальных произведений о природе.
Весна Беседы:
«Пробуждение природы», «Удивительное рядом», «Безопасное поведение в природе». Способствовать развитию положительного отношения ребёнка к миру природы.
Чтение художественной литературы:
Чтение энциклопедий «Открой для себя природу», «Жизнь на природе», «Жизнь в воде», «Жизнь в земле», стихи о весенней природе, Мария Войтешонок «Добрый совёнок», Марина Сашина «Серьёзный лосёнок». Через художественные произведения расширять познавательный интерес и воспитать любовь к природе.
Игры театрализованные:
Этюды: «Идём по лесу», «Ежи». Способствовать развитию у детей творческого воображения.
Игры дидактические:
«Я садовником родился», «Составь букет», «Старичок -луговичок», «Небо, земля, вода», «Удивительные превращения», «Животные рядом с нами». Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи в ходе изучения природы родного края.
Целевые, тематические экскурсии и прогулки. «В берёзовую рощу», «На водоём», «В парк». Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Развлечение «Бал цветов», КВН «Мы друзья природы». Способствовать взаимодействию детей и познавательному общению.
Занятия Ознакомление детей с цветущими растениями, «Календула», «Цветы в саду: георгин, ромашка, лилия, мак, пион, италмас.», цикл занятий «Знакомим детей с птицами родного края». Способствовать воспитанию экологической культуры дошкольников.
Исследовательская деятельность Поисковая деятельность в условиях разгадывания загадок о природе. Учить решать познавательные задачи, используя ранее усвоенные знания и умения.
Программа мероприятий по работе с родителями образовательного проекта «Природа родного края»
Время года Формы работы Тема Цель
Лето Беседы «Правила поведения в природе», «Исследуем вместе с ребёнком». Повышать педагогическую компетенцию родителей.
Наглядная агитация «Ядовитые растения», «Составление гербариев». Способствовать формированию экологической культуры и умению правильно использовать свои знания в воспитании детей.
Выставки, конкурсы «Такой удивительный животный мир», «Яркие краски лета» Способствовать самостоятельному выражению своих впечатлений.
Анкета «Насколько вы компетентны в вопросах природы родного края» Выявить компетентность родителей в знаниях природы родного края.
Осень Консультации «Что грозит нашей природе» Акцентировать внимание родителей на проблемы нашей экологии.
Наглядная агитация Папка-передвижка «Мы в опасности» Способствовать проявлению чувства ответственности за сохранность природы родного края.
Выставки «Гербарии», Осенние фантазии». Предоставить возможность проявить творчество в работе с природным материалом.
Творческая мастерская
(коллажи, стенгазеты, фотовыставки) «Птицы и животные в литературе и фольклоре народов Удмуртии». Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность совместно с детьми.
Зима Рубрика «Неизвестное об известном»
Способствовать расширению кругозора, желание познавать природу совместно с ребёнком.
Наглядная агитация «Учить детей любить и беречь природу». Показать пользу изучения природы родного края для получения положительных эмоций и ощущений.
Выставки. «Столовая для птиц». Привлекать родителей к совместной деятельности, проявляя заботу о птицах.
Весна Наглядная агитация «Лес- источник здоровья». Ориентировать родителей на развитие у детей познавательного интереса к родной природе.
Выставки «Берегите природу». Привлекать родителей и детей к охране окружающей нас природы.
Творческая мастерская Коллаж «Уголок родного края»,
Стенгазета «Как надо беречь при
роду», фотовыставка «Мы в природе» Способствовать формированию гуманного отношения к природе родного края.
Список литературы:
1. Арди Ф. Растения и животные. – М. : «Планета детства», «Издательство Астрель», АСТ, 2000.- 128 с. : ил. – (Мир живой природы).
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду:Пособие для работников дошкольных учреждений. М. : ТЦ Сфера, 2004.- 56 с.
3. Кущ Н. В., Мангушева М. Ф. Знакомим детей с птицами родного края : учебно-методическое пособие. - Глазов, 2014.- 240 с.
4. Кущ Н. В., Мангушева М. Ф. Знакомим детей с миром насекомых Удмуртии. Изд-во ИПК и ПРО УР. - Ижевск, 2008.
5. Мангушева М. Ф., Шкляева Н. М. Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Учебно- методическое пособие. - Глазов, 2009
6. Мангушева М. Ф. Считалки в подвижных играх детей дошкольного возраста. Методическое пособие. - Глазов, 2002.
7. Ознакомление детей с цветущими растениями: Методическое пособие. – Глазов, 2001. – 124 с.
8. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для работы с детьми 4-7 лет. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 80 с.
9. Поисковая деятельность дошкольников в условиях разгадывания загадок о природе : Учебно-методическое пособие по экологич5скому образованию детей дошкольного возраста/ Глазов. Гос. Пед. Ин –т. – Глазов, 2008. – 104 с.