Раиса Брилева
Проект «Природа — мой дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по теме «Природа - наш дом»
Цель проекта : формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.
Задачи проекта :
1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологических знаний и представлений о природе родного края.
2. Формировать интерес к экспериментальной деятельности.
Публикация «Проект „Природа — мой дом“» размещена в разделах
3. Закладывать основы экологического воспитания (экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам).
4. Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный.
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: длительный (апрель 2018-сентябрь 2018 г. г.)
Участники: воспитатели, дети, родители
Образовательная область: : «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Актуальность:
Мы живем в бурно развивающемся мире. И в настоящее время необходимо правильно установить отношения между человеком и окружающим миром и их взаимосвязи. В связи с тем, что человек постоянно вмешивается в природу, меняется окружающая среда. Это неправильное использование природных ресурсов, рост транспорта, массовый отдых на лоне природы и другие нежелательные действия человека по отношению к природе приводят к уничтожению наших лесов, загрязнению воздуха, почвы и воды, поломке деревьев, кустарников, вытаптываются растения. Все это способствует исчезновению отдельных видов растений и животных.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для всех поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.
Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Достичь это можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест.
Цель проекта : экологическое образование и формирование экологической культуры поведения на основе трудового, нравственного развития личности через совместную деятельность воспитанников и родителей группы.
Задачи проекта :
1. Формировать у воспитанников активную жизненную позицию, направленную на защиту и бережного отношения к природе;
2. Воспитывать грамотное поведение в природе, гуманного отношения к живым объектам.
3. Развивать навыки наблюдательности, навыки исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных.
4. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Гипотеза: В результате реализации экологического проекта «Природа – наш дом»
сформированы способности творчески применять полученные знания в повседневном общении с природой;
сформированы способности понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе;
повышение активности родителей в реализации экологического проекта (предоставление фотографий, стихов; поделок выполненных совместно с детьми, участие в акции «Посади дерево» и др.);
активизация познавательной деятельности воспитанников в ходе данного проекта;
пополнение эколого – развивающей среды ДОУ: дидактические игры, стихи, сказки о деревьях, детские поделки, выпуск стенгазеты;
Оформление экологического уголка «Я и природа».
Предполагаемый результат:
1. У детей проявится:
- ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода);
- интерес к особенностям природы родного края;
- бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.
2. Дети овладеют: - навыками экологически безопасного поведения в природе; - знаниями о запрещающих и разрешающих экологических знаках, изобретут свои собственные знаки.
3. У детей сформируется:
- стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- умение отличать и называть характерные признаки разных времен года, смогут объяснить причины смены времен года;
- знания о значении воды и воздуха в жизни всех живых объектов природы и ее свойства;
- представление о разновидности почвы, ее свойствах и значении;
- представления о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка);
- представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
4. Дети научатся:
- вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
«Все живые организмы имеют равное право на жизнь».
«В природе все взаимосвязано».
«В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое». - проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
- гуманно обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
5. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
практические занятия на участке (уборка территории от опавших листьев, уход за цветниками, посадка семян цветущих растений, пересадка их в почву);
наблюдения;
работа на занятиях;
утренние беседы;
индивидуальная работа с детьми;
дни творчества;
рисование на природе (на песке, рисование с натуры);
рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий, презентаций;
взаимодействие с семьей;
чтение художественной литературы о природе;
работа в книжном уголке.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Игровая деятельность:
Дидактические игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Подвижные игры.
Познавательная деятельность:
Формирование целостной картины мира.
ФЭМП.
Беседы.
Наблюдение
Труд.
Творческое рассказывание.
Художественное творчество:
Рисование.
Лепка из пластилина.
Аппликация.
Работа с родителями.
Предварительная работа:
Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.
Взаимодействие с родителями:
Совместная работа детей и родителей: совместное наблюдение за погодными явлениями, за облаками (форма, размер, цвет).
Памятка для родителей «Что подскажет нам природа – народные приметы».
Методы и приё мы:
наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);
словесный (рассказ, чтение, беседа);
практический (игра, упражнения, опыты и эксперименты).
Продукт проектной деятельности :
Выставка детских рисунков «Весна наступила», «Ветка рябины», «»В лес за грибами», «Деревья осенью», «Коврик из цветов», «Бабочка»
Итоговое мероприятие: Праздник в группе «Береги природу».
Материалы к проекту :
Презентация слайд – шоу «Экологические знаки», «Берегите природу»
Исследовательская деятельность «Вода в природе»
Перечень примет о природных явлениях, поговорок о погоде, загадок о природных явлениях.
Презентация (слайды, иллюстрации на тему «Красоты Раменского района» (знакомство детей с природой родного края в разное время года.
Составление картотеки игр о воде, цикл наблюдений за деревьями (хвойными и лиственными, посадка огорода, изготовление памяток-листовок «Что нужно для роста растений»,
Акция «Уберём мусор на площадке»
Художественная литература: И. Бунин «Лес, точно терем расписной», С. Есенин «Белая береза», «Поет зима - аукает», К. Бальмонт «Снежинка», «Осень».
Рисунки детей.
Используемая литература:
1. «Юный эколог» С. Н. Николаева.
2. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
3. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т. А. Шорыгина.
4. Использование ИКТ и интернет ресурсы.
Этапы проекта :
1этап- подготовительный:
-практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно-развивающей среды
-определение цели;
-планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта
Воспитатели и дети:
- НОД по ознакомлению с природой «Лес – богатство и краса! Береги свои леса!», «Воздух – невидимка» и др;
- акции «Посади дерево», «Уход за цветником»,
- Растительный мир Подмосковья
- Животный мир Подмосковья
- Вот моя улица, вот мой дом родной
- Трудовой десант детей и родителей (акция «Посади дерево»,
подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке)
города»
- беседы о редких растениях Раменского района, о красоте, окружающего нас леса, о загрязнении близлежащих родников, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе,
- экскурсии в парк «В парк ребята пришли, а что увидели? Что интересного нашли?»
- разучивание сценки: «Любите все живое», «Пташки, летите сюда, ждет вас здесь еда!».
-сюжетно – ролевые игры: «Ветеринар», «Цветочный магазин», «Лесничий».
- заучивание стихов и песен о природе;
- пословиц об охране леса;
- отгадывание загадок, ребусов и кроссвордов;
- сбор семян;
- сбор коллекции камней, коряг, ракушек, интересных природных вещиц,
-посадка огорода
2 этап: Основной этап
-проведение комплекса мероприятий
-взаимодействие с родителями
продуктивная деятельност
- участие в экологическом конкурсе рисунков
-конкурс поделок на тему «Осень»
- участие в акции «Сделаем двор чистым!», «Посади дерево!»
- проведение консультаций для родителей: «Человек и природа»,
«Экологическая культура и экологическое здоровье».
- оформление папок – передвижек: «День Защиты окружающей среды», «Осень»;
- рисование «Деревья осенью», «Ветка рябины», «Лукошко с грибами»
- засушивание гербария;
- сбор семян для озеленения участка;
- работа в уголке природы, уход за ее обитателями;
- изготовление моделей, дидактических игр для улучшения восприятия знаний по природе;
- оформление книжной выставки по теме;
- проведение экспериментов: с водой, песком, воздухом, почвой.
- изготовление поделок из природного материала;
- гербарий;
3 этап- Заключительный этап
-Праздник в группе. Итоговое мероприятие «Люблю свой край родной»