Жанна Лычагина
Проект для старшей группы «Природа моего родного Воронежского края»
Актуальность проекта : Тема проекта «Природа моего родного края» выбрана не случайно. Во-первых, в связи с объявлением 2017года годом экологии. Во-вторых, в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Проект для старшей группы „Природа моего родного Воронежского края“» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Природа Воронежской области
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять
Задачи:
Систематизировать знания об окружающем мире.
Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире Саратовской области.
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».
Ожидаемые результаты проекта :
Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края.
Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Тип проекта : информационно-творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Срок реализации: долгосрочный (1 год.)
Ожидаемые результаты проекта :
Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края.
Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Расширение знаний о растительном и животном мире.
Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Объект проектной деятельности :
Развивающая среда и система работы с родителями и воспитанниками, как основа приобщения воспитанников старшего дошкольного возраста к экологической культуре родного края.
Предмет проектной деятельности :
Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте.
Содержание работы в процессе реализации проекта :
1 этап проекта – подготовительный (сентябрь- ноябрь 2017 года)
• Разработка стратегии реализации проекта;
• Постановка цели и выработка задач;
• Подбор методического материала, разработка конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
• Создание предметно-развивающей среды (пособия, наглядность, фотоальбомы).
1. Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста.
Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения.
2. Составление перспективно - творческого плана по ознакомлению детей с природой родного края.
2 этап проекта – основной (декабрь 2017-апрель 2018)
• Проведение НОД познавательного и художественно-эстетического циклов;
• Разучивание стихотворений о природе родного края;
• Проведение консультаций, презентаций для педагогов и родителей;
Цель: активное участие детей родителей, педагогов во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.
Использование словесных методов.
• Беседы о Воронежском крае (знакомство воспитанников с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).
• Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (шум леса, голоса птиц, зверей). Игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей».
• Воспитание экологической культуры воспитанников и бережного отношения к природе, составление сказки на тему: «Лес в беде», «Синичкин день».
• Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (НОД о диких животных, о зимующих птицах и др.)
Использование методов экспериментирования и моделирования.
• Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности природного материала (камни, песок, мел, глина).
• Создание игр – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).
Практические методы.
• Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; конкурсы «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов воспитанников Участие в субботниках, в озеленении участков.
• Викторины, КВН. Викторина «Животные и птицы Воронежского края», КВН «Лес – наше богатство.
• Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Составление гербария: «Деревья и кустарники». «Цветы и травы».
• Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (конкурс «Осенние фантазии»).
Наглядные методы.
• Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий. Создание зон экологической среды.
• Уголок познавательной литературы (энциклопедии, сказки, легенды, стихи).
• Экскурсия в мини – музей «Моя малая Родина.», фотоальбомы, наборы открыток, буклеты, гербарии, коллекции, сувениры.
Работа с родителями.
• Беседы родителей с детьми о природе родного края.
• Помощь в составлении гербариев.
• Пополнение художественной и научной литературы.
• Участие в соревнованиях (викторины, КВН).
• Выполнение домашних заданий (составление рассказов, природные поделки, фото).
• Консультации, беседы.
• Анкетирование.
Декабрь
1. НОД «Путешествие по континентам».
2. Беседа на тему: «Знай и люби родную природу?»
Цель: Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
Развивать память и мышление детей.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
3. Дидактическая игра «Природа – не природа».
Ввести понятия живая и неживая природа
Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.
Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т. п.
4. Работа с родителями: «Изготовление кормушек.» Цель: Совместно с родителями приобщать детей заботиться о птицах.
Январь
1. Беседа на тему: «Зима» «Зимующие птицы».
Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами.
Цель: систематизирование знаний детей о времени года зима; развитие психических процессов: память, мышление, речь, воображение; развитие мелкой моторики рук, коммуникативных и рефлексивных умений и навыков, способности к самоанализу.
2. Продуктивная деятельность «Снегири.» (аппликация)
3. НОД «Животные Воронежской области в зимний период.» Цель: Обогащать и расширять знания детей о животных Воронежской области в зимний период.
Февраль
1. НОД «Деревья нашего края.»
Цель: Расширить представления детей о разнообразии природы нашего края. Показать красоту родной природы, воспитывать бережное отношение к ней.
2. Художественно – продуктивная деятельность. Рисование. «Зима в хвойном лесу.»
3. Д/и «С какой ветки детки.»
Март
Музей-заповедник «Дивногорье»
Цель: Познакомить детей с музеем – заповедником «Дивногорье.»
Апрель
Заповедный лесной массив «Шипов лес»
Цель: Познакомить детей с заповедником «Шипов лес.»
3 этап проекта - итоговый (май 2018 год.)
Викторина «Родной свой край люби и знай!»
Выставка детских рисунков.
Создание мини-музея «Дары природы» (поделки из природного материала).