Литвиненко Юлия Викторовна
Проект «Природа и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данный проект «Природа и дети» составлен старшим воспитателем МАДОУ «Березка» Литвиненко Ю. В. Материалы проекта разрабатывались с учетом программы ООП ДОУ «Березка», вариативной программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» и имеющейся развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, с учетом требований ФГОС ДО.
Публикация «Проект „Природа и дети“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
В связи с отсутствием планомерной и систематической работы по экологическому образованию детей и использованию созданных образовательных условий ДОУ, возникла необходимость разработать проект «Природа и дети». Формирование экологической культуры дошкольника будет строиться с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий, с учетом имеющейся развивающей предметно-пространственной среды ДОУ экологической направленности.
1. Актуальность проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний.
В современных условиях наблюдаются снижение интереса человека к природе, утрата способов существования в природе, возможности взаимодействовать с ней, оторванность от природы, что неизбежно накладывает отпечаток на образ жизни ребенка, его поступки, усугубляет проблемы экологического образования детей.
Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворе-ния потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые признаются обществом, приводят к экологической депривации. Даже малейшее ограничение потребностей детей в общении с природой недопустимо и может привести к серьезным осложнениям не только в решении задач экологического образования подрастающего поколения, но и развития личности ребенка.
Проблема.
Таким образом, причиной создания проекта заключается необходимость включить в образовательный процесс использование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в комплексе: комнаты экологии, «мини лаборатория», библиотека, зимний сад, экологическая тропа, огород, фото и картинную галерею в ДОУ, аквариумы
Вид проекта : познавательно - исследовательский.
Цель проекта : повышение уровня воспитания экологической культуры дошкольников.
Задачи:
1. Привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир, через развивающую среду ДОУ.
2. Развивать собственный познавательный опыт детей в с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей, через деятельность каждого ребенка.
Ожидаемые результаты:
1. Создать эффективную систему работы педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по развитию экологической культуры дошкольников.
2. Обогащение знаний детей по воспитанию экологической культуры.
3. Развитие у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах.
4. Повышение экологической компетентности педагогов.
5. Обогащение и использование РППС ДОУ в системе.
6. Создание системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей при формировании основ экологической культуры у дошкольников.
Участники Проекта. Педагоги ДОУ: инструкторы по труду и физической культуре; музыкальные руководители; педагоги старших и подготовительных групп; родители; воспитанники в возрасте от 5-7 лет. Проект «Природа и дети» включает следующие разделы: неживая природа, растения, животные, охрана природы и человек.
Основные направления в работе: работа с детьми, работа с родителями работа с сотрудниками, работа по усовершенствованию предметно-развивающей среды.
Состояние материально – технической базы МАДО «Березка»
Условия ДОУ Условия, превышающие стандарт Условия в группах
• Методический центр
• Музыкальная гостиная-3
• Спортивный зал-3
• Бассейн • Изостудия-2
• Библиотека.
• Экологическая комната «Животный мир».
• Экологическая комната
«Растительный мир».
• Лаборатория.
• Зимний сад.
• Экологическая тропа.
• Огород, цветники. • Мини-лаборатории
• Уголок природы.
• Центр продуктивной деятельности детей.
• Полочки умных книг.
1.2. Содержание проекта.
Данный проект предусматривает изучение и обобщение материала по направлениям. Каждому направлению соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющейся образовательной среды в ДОУ. Проект имеет конечный продукт, который возможно использовать в дальнейшем (конспекты, сценарии, предметная среда и др.).
Сроки реализации Проекта.
Проект является долгосрочным, рассчитан на 1 год: с 01. 04. 2014 по 01. 05. 2015 годы. Реализуется проект через различные виды совместной образовательной деятельности педагога и детей: НОД, художественное чтение, экспериментирование, деятельность в комнатах экологии, а также реализация проекта осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и ребенка в режимных моментах.
3. Обобщающий этап (заключительный (май 2015 г.).
Цель: обобщение полученного опыта. Задачи:
• Проведение итоговой диагностики по результатам работы с целью проверки эффективности разработанного проекта.
• Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов проводился на основе наблюдений воспитателей с 2 раза в год (апрель, май) .
Результативность. На начало реализации проекта по наблюдениям педагогов уровень владения экологической культурой дошкольниками был следующим: Количество детей с высоким уровнем -16% от общего количества, средний уровень-59% и низкий уровень-35 %.Из полученных результатов мы видим, что необходимо повышать работу по воспитанию экологической культуры.
Значительно улучшились показатели на конец проекта, высокий уровень достигли 52% детей, среднего уровня 42% детей, и с низким уровнем 10% детей, это дети часто болеющие и нерегулярно посещающие детский сад.
Сравнительный анализ данных по экологическому воспитанию на начало и конец проектной деятельности.
Высокий уровень знаний увеличился на 36%, средний снизился за счет увеличения высокого уровня развития детей, низкого уровня стало меньше на 25%.Сравнительный анализ показывает, что качество знаний детей улучшилось на 70% :
Вывод: Создание системы экологического воспитания в детском саду, экологизация всего педагогического процесса, повышение профессионализма педагогов, обогащение и использование в системе развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, эффективная работа с родителями, позволят эффективно решать задачи экологического образования. Реализация проекта помогла составить и спланировать образовательный процесс с учетом развивающей среды ДОУ, региональных особенностей, программно - методического обеспечения и материально-технической базы детского сада.
Список литературы:
1. Иванова А. И., Живая экология: программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. -М. : ТЦ Сфера, 2009.-80с.
2. Корнилова В. М., «Экологическое окно» в детском саду: методические рекомендации. -М. : ТЦ Сфера, 2009.-128с.
3. Николаева С. Н., «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду».-М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-112с.
4. Рыжова Н. А., Экологическое образование в детском саду-М. : Изд. Дом «Карапуз», 2011.-432с.