Галя Гридчик
Проект «Приобщение детей и родителей к культурному наследию народов России на основе сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80 Советского района Волгограда»
(МОУ Детский сад № 80)
ПРОЕКТ
«Приобщение детей и родителей
к культурному наследию народов России на основе сказок»
Сроки выполнения: среднесрочный, 01сентября 2022 – 30 сентября 2022 г.
Участники: родители, дети второй младшей группы № 1, воспитатели.
Воспитатели:
Кострова Л. В.
Гридчик Г. Ю.
Волгоград 2022
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Приобщение детей и родителей к культурному наследию народов России на основе сказок“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказка. Проекты по сказкам
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности. Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Одним из таких источников является сказка, через сказку дети знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни. Сказка возвращает культуру и это, на наш взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного.
Проблема: через чтение сказок дети расширят знания о культуре и быте народов России.
Цель проекта : формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях народов России.
Задачи проекта :
1. Знакомить детей с фольклором народов России через сказки.
2. Обогащать словарный запас названиями предметов быта и инструментов.
3. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
4. Развивать у детей творческое мышление, внимание и память.
5. Развивать у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к музыке и культуре.
Вид проекта : познавательный, творческий, театрализованный, игровой.
Участники: дети, воспитатели, родители младшей группы.
Срок реализации: среднесрочный, с 01 сентября – 30 сентября 2022 г.
Ожидаемый результат проекта :
Родители творчески подходят к вопросам воспитания детей.
Сформировать интерес к сказкам, они бережно относятся к книгам.
Сформировать у детей глубокие познания об окружающем мире.
Развить сценическое творчество детей средствами театрализованных игр и игр-представлений.
Приобщить детей дошкольного возраста к театральной культуре.
Место реализации проекта : МОУ «Детский сад № 80 Советского района Волгограда»
Описание проекта :
Этапы проекта Деятельность педагога
Подготовительный Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме. Составление плана работ над проектом. Подбор наглядного и дидактического материала.
Основной Познавательно-речевое направление:
Рассматривание иллюстраций национальных костюмов, посуды, жилища, игрушек народов России.
Чтение сказок.
Нарядить куклу в национальный костюм народов.
Рассматривание иллюстраций об обычаях, традициях, фольклора и национального костюма народов в разных сказках.
Совместная деятельность педагога и детей.
Чтение.
Беседы: «Край, в котором мы живём.
Игра-путешествие
Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки».
Художественно-эстетическое направление:
Рисование: «Составь узор народов России»;
Театрализованные постановки по сказкам.
Работа с родителями :
беседы и консультации по темам проекта;
«Приобщение дошкольников к культурному наследию народов России на основе сказок»;
привлечение родителей к участию в проведении тематических развлечений.
Обобщающий Закрепление полученных знаний, обобщение результатов работы, выводы.
СОВМЕСТНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ТУРНИР «ЗНАТОКИ СКАЗОК»
Поставленные задачи реализуются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, чтение художественной литературы, театрализованных постановках.
Список использованной литературы:
1. КнязеваО. Л., МаханеваМ. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург Детство-Пресс; 2015 г.
2. Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков., 2006г.
Приложние 1
Перспективное планирование работы с детьми и взаимодействия с родителями по формированию у воспитанников духовности и общечеловеческих ценностей через сказки народов России
Время
проведения Работа с детьми Взаимодействие с родителями
Формы работы Цель
Сентябрь
1 неделя Досуг «В гости к медведю»
Развивать представление детей о неофициальных символах России (медведь). Познакомить с русской народной сказкой «Маша и медведь»
Оформление для родителей стенгазеты «Приобщение дошкольников к культурному наследию народов России на основе сказок»
Сентябрь
2 неделя Занятие «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов»
Расширить представления детей о русскихнародных музыкальных инструментах (ложки, трещетки, гармонь, гусли, балалайка, дудочка, бубенцы).
Участие в оформлении в группевыставки русских народныхмузыкальных инструментов и некоторых инструментов других народов России.
Сентябрь
3 неделя Выставка детского рисунка «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»
Учить детей рисовать коллективно иллюстрациибольшого размера к известным народным сказкам. Развивать у детей интерес к сказам разных народов. Расширять представления о жизни, традициях, быте других народов через сюжеты и сказочных персонажей.
Совместная деятельность детей и родителей «Любимый сказочный герой» - поделки из разнообразных материалов героев народных сказок.
Сентябрь
4 неделя Выставка «Устное народное творчество народов России»
Развивать представления детей об устном народном творчестве народов России. Способствовать формированию эталонных представлений о добре и зле, уважения к природе, трудолюбия, необходимости учения, ценности интеллекта и др. на основе сказок различных народов России.
Участие родителей в подборе книг для организации выставки «Сказки народов России».
Сентябрь
5 неделя Фестиваль детских кукольных театров «Сказки народов России»
Воспитывать у детей любовь и интерес к сказкам различных народов России.
Участие родителей в интеллектуальной викторине «Знатоки сказок» совместно с детьми.
Приложение 2
КОНСПЕКТ
СОВМЕСТНОГО МЕРОПРИЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
ТУРНИР «ЗНАТОКИ СКАЗОК»
Цель:
привлечь родителей к участию в воспитательно–образовательном процессе, показать достижения и возможности детей, формы и методы работы со сказкой; создать условия для использования детских сказок в познавательном, речевом, социально-коммуникативном, художественно-эстетическом и физическом развитии детей. Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей по ознакомлению детей со сказками, способствовать возрождению традиций семейно го чтения, приобщению родительской общественности к ценностям семейного чтения.
Программное содержание:
1. Познавательное развитие.
1.1. Активизировать мыслительную деятельность детей через использование развивающих игр на основе сказок.
1.2. Развивать у детей логическое мышление, воображение, кругозор, тренировать память, внимание.
1.3. Воспитывать интерес и уважение к наследию устного народного творчества – сказкам.
1.4. Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей.
1.5. Привлечь внимание родителей к сказкам как источнику деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в речевом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым.
2. Речевое развитие.
2.1. Совершенствовать коммуникативные функции речи детей, обогащать словарный запас.
2.2. Развивать умение грамотно, выразительно излагать свою мысль, речь.
2.3. Формировать у детей умение узнавать сказку по характерным признакам.
2.4. Совершенствовать грамматический строй речи на основе творческих речевых упражнений по народным сказкам.
3. Художественно-эстетическое развитие.
3.1. Развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
3.2. Воспитывать интерес к словесному народному творчеству через знание народных сказок.
3.4. Развивать ценностно-смысловое восприятие одного из жанров устного народного творчества – народных сказок.
4. Социально-коммуникативное развитие.
4.1. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.
4.2. Создать эмоциональный комфорт у детей и взрослых в процессе общения друг с другом.
4.3. Способствовать стремлению и желанию каждой семьи восстанавливать и поддерживать семейные традиции, используя устное народное творчество – сказки.
5. Физическое развитие.
5.1. Способствовать развитию двигательной активности детей.
5.2. Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним.
5.3. Совершенствовать у детей координацию движений.
Материал: бейджики для команды «Колобок», «Сказка», жюри; оценочный лист для подведения итогов соревнования; клубок ниток; два листа ватмана для игры; коромысла и ведерки; видеоигра «Отгадай песенку»; подарки: медали, книжки, пазлы; презентация «Назови лишнего персонажа»; маски сказочных персонажей : медведь, Машенька, зайчик, волк; презентация «Отгадай загадку»; фломастеры и два листа ватмана; шапочки персонажей сказки «Теремок» и ширма теремок; музыкальные инструменты: колокольчики, деревянные ложки, тарелки, бубенчики ; презентация сказки для озвучивания «Курочка Ряба»; куклы из платков к сказке «Репка»; музыкальное оформление к стихотворению и презентация «Любимые сказки»; народные костюмы и платки к танцу; слайд-шоу «Читающие дети».
Ход мероприятия:
1 СЛАЙД: «Ребенок с книгой»
(Песня Н. Тимофеевой «Новая книжка»)
(Ведущий заходит в зал)
Ведущая: Добрый день, уважаемые родители и гости! Мы рады приветствовать вас в нашем зале! Сегодня мы собрались все вместе, чтобы обратить внимание на безусловную ценность семьи – традицию семейного чтения, а именно, чтения детям сказок. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Сейчас родители редко рассказывают детям сказки, но ведь их можно просто читать. Ребенок, который слышит сказки с детства, вырастает здоровым душой.
2 СЛАЙД:. «Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается
перед нами тысячелетняя история народа»
(Алексей Николаевич Толстой)
Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в сказочном мире, учится понимать смысл важнейших общечеловеческих ценностей. Он охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Поэтому читайте детям вслух, чтобы в будущем ваш ребенок поступал так, как поступают герои из добрых русских сказок. Сегодня я хочу познакомить вас с интересными приемами работы со сказкой, которые помогут вам заинтересовать детей сказкой, научить ее слушать и любить. Наше мероприятие пройдет в виде турнира «Знатоки сказок».
3 СЛАЙД: «Знатоки сказок»
(музыка «Лучшие фанфары»)
Ведущая : Итак, мы начинаем.
Внимание! Внимание!
Жители и гости
Государства сказочного
Детсадовского, загадочного,
Веселого, говорливого,
Забавного и счастливого.
В нашем детсаде чудесном
Праздник будет интересным.
(Выходят дети под музыку «Сказки гуляют по свету» читают стихи)
1. Миша К.
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать,
И немножко поиграть.
2. Аврора К.
Перед нами в сказку дверь –
Открывай ее скорей.
Сказка, двери открывай!
И гостей к себе впускай!
Ведущая. Итак, я объявляю начало конкурса: «Знатоки сказок», в котором будут участвовать две команды самых читающих детей и их родителей нашей группы - команда родителей «Сказка» и команда детей «Колобок». Прошу команды занять свои места. (Продолжение песни» Сказки гуляют по свету») (Команды выходят и становятся около своих мест) Ведущая: Команды борются за право носить звание «Знатоки сказок». Обладателем этого звания станет та команда, которая пройдет все испытания. По многим сказкам мы пройдём, Весело и с пользой время проведём. А поможет в этом нам жюри, которое будет оценивать ответы команд. Давайте его поприветствуем. В состав жюри вошли: (представляет членов жюри).
По окончании конкурса жюри подведет итоги. Каждое правильно выполненное задание будет оценено в 1 балл. Прошу команды представиться. 1-я команда. Команда «Колобок»
Наш девиз: На свете нет еще пока
Команды лучше Колобка.
Соперники, поверьте нам,
Вам Колобок не по зубам.
2-я команда. Команда «Сказка».
Наш девиз:
«Сказка, умница и прелесть,
С нами рядышком живет»
Ведущий: Итак, сказка нас уже заждалась и мы начинаем. Чтобы быть уверенным, что команды подготовились к соревнованию, прочитали много сказок, предлагаю провести разминку «Сказочный клубок».
(музыка «Превращение»)
4 СЛАЙД: «Игра «Сказочный клубок»
Правила: командам встать в круг и передавая клубок, назвать прочитанные русские народные сказки.
Нам клубочек, помоги,
В страну сказок приведи!
(Музыка для игры с клубком)
Курочка Ряба Репка Колобок Теремок Заюшкина избушка Гуси-лебеди Мужик и медведь Каша из топора Лисичка со скалочкой Три медведя Маша и медведь Снегурочка и лиса Сивка-Бурка Царевна-лягушка Кот, петух и лиса Волк и семеро козлят Жихарка Лиса и журавль По щучьему велению Зимовье зверей Крошечка-Хаврошечка Баба Яга Сестрица Аленушка и братец Иванушка Бычок-смоляной бочок
Живая вода и молодильные яблоки У страха глаза велики
Пузырь, соломинка и лапоть Кощей Бессмертный
(сели)
Ведущий: Молодцы! Много сказок прочитали и вижу – готовились к соревнованию. А теперь команды примут участие в первом конкурсе «Назови лишнего персонажа». Внимание на экран.
5 СЛАЙД: Конкурс 1 «Назови лишнего персонажа»
Правила: Исправить ошибку художника в иллюстрации к сказке.
Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да вы и так давно их знали.
Ну что, проверим это?
Для команды «Колобок» :
«Теремок»- сова,
«Лисичка-сестричка и серый волк»- краб,
«Баба Яга»- медведь с коробом,
«Курочка Ряба»- медвежонок с бочонком меда.
Для команды «Сказка» :
«У страха глаза велики»- ежик,
«По щучьему велению»- золотая рыбка и снеговик,
«Царевна-лягушка»- щука,
«Колобок»- домовенок Кузя и мышонок.
Ведущий: Второй конкурс называется «Найди пару».
6 СЛАЙД: Конкурс 2 «Найди пару»
Правила: задания команды выполняют одновременно.
Для команды «Колобок» :
Внимательно рассмотреть предметы, изображенные слева на ватмане, найдите сказочных персонажей, которым они принадлежат, и соедините их линией.
Предметы волшебные в сказках бывают, Героев желанья они исполняют:
Надо, ребята,
Нам быстро смекнуть
И вещи героям
Скорее вернуть!
1.- Щука – «По щучьему веленью» - Емеля;
2.- Скалочка - «Лисичка со скалочкой» - лисичка;
3.- Три ложки – «Три медведя»;
4.- Репка – «Репка» - дед; 5.- Яблоко – «Гуси-лебеди», девочка;
6.- Игла - «Кощей Бессмертный».
7.-Пирожок – «Маша и медведь» - медведь;
8.- Избушка - «Заюшкина избушка» - зайчик;
9.- Яйцо – «Курочка Ряба» - курочка;
10.- Стрела - «Царевна-лягушка» - Иван-царевич;
Для команды «Сказка» :
Рассмотреть сказочные предметы, изображенные на ватмане слева и найти возможное их применение в современном мире.
- яблочко на тарелочке – телевизор,
- скатерть самобранка- (доставка на дом еды,
- гусли - (музыкальный центр,
- ступа - (самолёт)
- перо Жар – птицы - (лампа)
- клубок ниток, указывающий дорогу - (компас)
- печка - (автомобиль)
- молодильные яблочки – (витамины, крема).
- сапоги-скороходы - (скейт)
- горшочек каши – (мультиварка).
Ведущий: А сейчас наступила возможность почувствовать себя персонажем из сказки «Морозко» - Рукодельницей. Предлагаю устроить конкурс-эстафету «Про неси ведра на коромысле».
7 СЛАЙД: Конкурс-эстафета
3 «Пронеси ведра на коромысле»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Правила : нужно пронести два ведра на коромысле до колодца, зачерпнуть воды, оббежать вокруг колодца и вернуться, передать эстафету следующему участнику. Какая из команд окажется самой проворной и расторопной?
Ведущий: Четвертый конкурс «Волшебные сказители».
8 СЛАЙД: Конкурс 4 «Волшебные сказители»
Задание для команды «Колобок» :
В каждой сказке есть начало.
В каждой сказке есть конец.
Поговорку начинаю,
Кто подскажет - молодец!
- Сказка – ложь, да в ней намек – (добрым молодцам урок)
- Как уакнется… (так и откликнется)
- У страха… (глаза велики)
- Делу время… (потехе час)
- Тут и сказке конец (А кто слушал – молодец)
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело (делается)
Задание для команды «Сказка» :
Исправьте название сказки :
- «Даша и медведь»
- «Утки – лебеди»
- «Царевна Индюшка»
- «Петушок-золотой пастушок»
- «Бычок лубяной бочок»
- «Лисичка с кастрюлькой»
- «Заюшкин дом»
Ведущий: Пятый конкурс «Сказочные артисты».
9 СЛАЙД:
Конкурс 5 «Сказочные артисты»
Задание для команды «Колобок» :
Правила: отгадать по движениям– какого героя изображает ваша маска, которую вы видеть не должны. Подсказывать своими движениями будут игроки команды «Сказка».
- Медведь;
- Зайчик;
- Волк;
- Машенька.
Задание для команды «Сказка» :
Правила: Отвечает тот, кто угадал своего ребенка. Ответьте - кто из героев пел песенку и назовите сказку. А петь песенки предлагаю каждому из участников команды «Колобок». Внимание на экран.
10 СЛАЙД: Физминутка «Сказочная дискотека»
Вот по сказке мы гуляли. И, конечно же, устали. Мы немного отдохнём, Дальше в сказку мы пойдём.
Мы предлагаем участникам обоих команд исполнить совместный танец «Бабка Ежка».
Кто согласен танцевать,
Предлагаю в круг всем встать.
Физминутка «Сказочная дискотека»
(музыка «Бабка Ежка»)
Ведущий: Название шестого конкурса «Отгадай загадку».
12 СЛАЙД: Конкурс 6 «Отгадай загадку»
Они из сказки – ты их знаешь. Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну, так что ж
Сказку заново прочтешь!
Внимание на экран. Если ответите правильно, то вол-шебное яблочко покажет ответ.
Загадки для команды «Колобок» :
1. Бабке Ёжке птицы служат -
Над деревней стаей кружат.
Ищут маленьких ребят,
Утащить их в лес хотят. «Гуси – лебеди»
2. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? «Три медведя»
3. Что за сказка : кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? «Репка»
4. Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался. «Царевна – лягушка»
Загадки для команды «Сказка» :
1. Шла Лиса по белу свету
и вдруг скалочку нашла.
А за скалочку за эту
много взять смогла:
Белу курочку, сизу уточку,
гусочку-щипалку «Лисичка со скалочкой»
2. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. «Кот, петух и лиса»
3. Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? «Маша и медведь»
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей
«Царевна-лягушка»
Не нужны были подсказки,
Угадали вы все сказки.
Создавали мудрецы,
А вы все вместе: (молодцы)
13 СЛАЙД: «Знатоки сказок»
Ведущая: Наступила пора жюри подсчитать балы за проведенные конкурсы. Пока наше жюри подводит итог нашего соревнования, я предлагаю послушать стихи про сказку.
14 СЛАЙД-ШОУ: «Наши любимые сказки»
Сказка — чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни –
Непременно пропадешь.
Спустился вечер за окно,
Затушевал дневные краски,
Окутал город снежным сном,
Вновь наступило царство Сказки…
И мама, отложив заботы,
За сказкой время забывает,
И для нее, как в детства годы,
Волшебный мир вдруг оживает.
Сон убаюкал малыша,
Его отважная душа
Слилась с героем в славном царстве,
Волшебном, чудном государстве.
Уснул малыш. Но и во сне
Он примеряет на себе
Роль Золушки, Кота, Руслана,
Жизнь эльфов и царя Салтана.
Он в Сказке вырастет мудрей
И духом тверже и добрей.
Ведь тот, кто с детства Сказку любит,
Тот в жизни злым уже не будет!
-Нас встречает в жизни сказка
Вместе с материнской лаской,
С добрым бабушкиным взглядом,
Чтоб идти по жизни рядом.
Никогда нам не наскучит.
Быть отважными научит. В беде научит помогать.
Никогда не унывать
И пусть зло пока хитрее,
Всё равно добро мудрее
Сказка нам поможет жить
И все невзгоды победить.
15 СЛАЙД: «Знатоки сказок»
Ведущая: Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.
Мы жюри попросим все
Подвести итог игре.
Слово жюри.
Ведущая: Дорогие родители! За ваше участие в нашем празднике, за то, что вы всегда с нами предлагаем сделать совместное фото на память.
16 СЛАЙД: Награждение победителей
(музыка для объявления о награждении)
Ведущая: Подарки за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Ребята, вы все молодцы! Самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители!
За руки умелые, за ум и смекалку,
Сказать я СПАСИБО хочу.
Всем кто трудился,
Всем, кто старался
Подарок сейчас подарю.
(Вручение медалей)
Пусть эти книги станут началом вашей дальнейшей, набирающей обороты читающей семьи! А вам, ребята, хочу пожелать, чтобы вы выросли такими же
-удачливыми, как Иван-царевич,
- добрыми, как Емеля
- хозяйственными, как Хаврошечка
- трудолюбивыми, как Золушка
- находчивыми, как Кот в сапогах
- веселыми, как Колобок
Ведущая: Уважаемые родители! Вот и закончился наш необычный праздник. Сказка всегда остается с нами, стоит только открыть книжку и прочитать: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…» Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть наши детки продолжают любить сказки, почаще читайте им и пусть каждый их день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг.