Светлана Шишкова
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, Екатеринбург, ул. Крестинского 53а
тел. 8(343) 218-02-74
Проект
«Приобщение детей дошкольного возраста
к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации
посредством музыкальной деятельности»
Выполнила:
Шишкова С. В.
музыкальный руководитель ВКК
Екатеринбург, 2022
Проект
Публикация «Проект „Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ“» размещена в разделах
«Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации
посредством музыкальной и изобразительной деятельности»
Паспорт проекта
Тип проекта : социально значимый.
По продолжительности: долгосрочный.
Срок реализации: август 2022 года – май 2023 года.
Участники проекта : дети МАОУ лицей №180 (дошкольное отделение, пе-дагоги, родители детского сада, музыкальный руководитель.
Разработчик: музыкальный руководитель Шишкова С. В.
Актуальность
Народная культура – полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Каждый наш день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Невозможно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Кто мы, откуда мы, где и в чем наши народные корни? Пословица гласит: «Кто старое помянет, тому глаз вон. Но кто старое забудет, тот и вовсе может ослепнуть». Вспомним слова великого русского педагога К. Р. Ушинского, ко-торый говорил, что воспитание, лишенное народных корней, - бессильно. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша исто-рия, наша культура.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные го-ды. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. В. Зеньковского, Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личной культуры включаются ориентировки ребенка в явлениях обще-ственной жизни, деятельности, традициях родного края, особенностях этно-культурного окружения. Базис личной культуры – собственно человеческое начало в человеке.
Формирование первичных представлений у дошкольников об отече-ственных традициях и праздниках, приобретение социального опыта, соци-альной информации, т. е. социализация, происходит через освоение многооб-разных ценностей. Необходима специальная организация этого процесса, по-скольку социальный опыт, заложенный в культуре, не наследуется человеком, а усваивается в процессе образования.
Федеральный государственный образовательных стандарт дошкольного образования в качестве в качестве основного принципа дошкольного образо-вания выделяет «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Содержание образовательной области «По-знавательной развитие» предполагает не только знание о традициях Отече-ства, но и формирование ценностного отношения к культуре и истории своего народа.
Федеральный закон РФ «Об образовании» призывает воспитывать в де-тях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм.
Анализ недостатков исследуемой проблемы подчеркивает объективную необ-ходимость формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках. Успешность развития дошкольников при ознакомлении с отечественными традициями и праздника-ми возможно только при условии их активного взаимодействия с окружаю-щим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свой-ственные дошкольному возрасту.
Приобщая детей с дошкольного возраста к родной культуре, истории, мы воспитываем у них чувство красоты, опираясь на такие виды деятельности как: музыкально - образовательная, слушание, исполнительство и творчество.
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заклю-чаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчи-во, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом рус-ского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чув-ством юмора.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей тех, кого зовут соотечественниками.
Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия чело-века, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего наро-да. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чув-ства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Работа с фольклором - это путь к пониманию, что народное творчество - чуть ли ни единственная возможность привить человеку с самого раннего возраста любовь к Родине, воспитать трудолюбие, милосердие, честность, уважение к старшим, заботу о младших.
Дети обучаются принципам народного исполнительства, учатся петь народ-ные песни, водить хороводы, обыгрывать театрализованными приемами со-держание песни.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, за-клички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в бла-гополучное будущее.
Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются му-зыкальные занятия в детском саду, на которых дети знакомятся с различными видами народного музыкального фольклора – это детские игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, игры-хороводы, потешки и народные танцы.
Приобщение дошкольников к русской народной культуре имеет образова-тельный, воспитательный и развивающий эффект.
Исходя из этого, я выбрала следующие направления, необходимые для реа-лизации проекта :
1. Русский фольклор. Продолжить использование в работе с детьми народ-ного фольклора, что помогает приобщить дошкольников к культуре народа, знакомит с богатым, образным родным языком. В простой, а иногда и в шу-точной форме фольклор прививает чувство дружелюбия и товарищества, учит осуждать лень и тщеславие. В русском фольклоре, как нигде отразились черты русского характера, присущие русскому народу нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности, честности, ценностное отношение к труду, уважение к предкам, любовь к Родине. Фольклор вклю-чает в себя сценки кукольного театра. В детском саду имеется кукольный те-атр, разнообразные ширмы, собрано все для драматизации русских народных сказок.
2. Песенное народное творчество. Знакомство детей с песенным творческим наследием народов России. Вечера досуга, развлечения в течение года напол-нят песни народов России, которые так любят инсценировать дети.
3. Русские народные танцы и игры. Дети старшего дошкольного возраста с большим желанием исполняют русские народные танцы, выступают на сцене лицея №180. Для дошкольников интересны и доступны игры с песенным и стихотворным сопровождением. На Руси игры функционировали не только в праздники, но и в повседневной жизни, они требуют находчивости, смекалки, дают детям массу умений и навыков, закаляют характер.
4. Знакомство с декоративно-прикладным искусством искусством. Народные мастера украшали реальность фантазией, порождая самобытные образы. Накопился опыт работы с Дымковской, Хохломской, Гжельской рос-писью, народной вышивкой. В ходе подготовки к Широкой ярмарке дети зна-комятся со старинными предметами русского быта, с историей костюмов, ко-торые достались нам от предков в наследство и продолжают жить, как живы до сих пор национальные традиции Руси.
5. Развитие детского творчества. Игра на инструментах – интересная и по-лезная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развить его и вызвать желание к собственному твор-честву. В процессе игре на детских музыкальных инструментах хорошо фор-мируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В дей-ствиях ребенка развивается самостоятельность и организованность.
6. Проведение традиционных русских народных праздников, целью кото-рых является раскрытие значения фольклора как средства активизации твор-ческого мышления детей, на основе которого у дошкольников развивается понимание культурного наследия, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.
Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Одним из условий развития творчества является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности. Организуя работу по раз-витию творческих способностей детей возникла необходимость большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям на основе народных танцев России, что повлекло за собой создание хореографической студии «Искорки».
Объект:
Процесс духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством приобщения к народному музыкальному и изобразительному творчеству.
Предмет:
Инновационные подходы в создании системы работы по формированию музыкальных способностей, основ художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста.
Цель:
Создание системы работы по приобщению детей дошкольного возраста к культурному наследию и традициям многонационального народа Россий-ской Федерации посредством музыкальной и изобразительной деятельно-сти.
Задачи:
-формировать у детей представления о культуре русского народа, его ис-тории и традициях;
-расширять формы включения детей в музыкальную деятельность;
-создать условия для развития музыкальных и изобразительных способно-стей детей дошкольного возраста посредством применения ИКТ – техно-логий;
-воспитывать чувство любви и привязанности к своей стране, малой ро-дине уважение и гордость за свой народ, его историю, культуру;
развивать коммуникативные навыки, творческую активность;
-обогатить развивающую предметно – пространственную среду группы и музыкального зала;
-содействовать популяризации в информационном пространстве темы ин-новационной деятельности;
-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопро-сах духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста по-средством приобщения к народному музыкальному творчеству;
-повысить уровень компетентности родителей (законных представителей) в вопросах инновационной деятельности.
Гипотеза:
Комплекс психолого-педагогических условий (содержание образователь-ной работы, используемые технологии, оснащение РППС) в музыкальном развитии дошкольников, в том числе с применением современных техно-логий, будет способствовать приобщению детей к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
Новизна:
-создание системы работы по формированию у дошкольников музыкаль-ной способностей, в процессе приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию и традициям многонационального народа Россий-ской Федерации в дошкольном учреждении;
-введение в образовательный процесс разнообразных форм и методов обу-чения (тематические занятия, развлечения, встречи в «Русской горнице», интегрированные занятия, в том числе и дистанционного обучения (видео-занятия, чаты, виртуальные экскурсии и др.);
-введение в образовательный процесс современных технологий и форм ра-боты с детьми (экспериментирование, музыкальный флешмоб, озвучивание русских народных потешек и сказок, фото и видеорепортажи, создание мультимедийных презентаций по теме проекта, использование ИКТ - тех-нологий и пр.);
-проведение мероприятий, направленных на популяризацию инновацион-ной деятельности;
Практическая значимость:
-разработка содержания и технологии развития музыкальности дошколь-ников в свете новых требований;
-разработка методических и практических материалов для индивидуально-го и группового консультирования педагогов и родителей воспитанников по решению проблем образовательного процесса в рамках темы;
-обогащение педагогического опыта по применению музыкального экспе-риментирования в образовательном процессе.
Ожидаемые результаты:
-развитие у детей самосознания принадлежности к нации, воспитание в них уважения к своему народу;
-формирование у дошкольников чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, настоящего и будущего;
-развитие у детей осознания важности сохранения русских традиций и обычаев;
-развитие у детей познавательной и творческой активности в музыкальном деятельности и удовлетворение потребности общения со взрослыми в сов-местной деятельности;
-освоение и применение педагогами современных технологий познаватель-ноисследовательской направленности в разных видах детской деятельно-сти;
-обогащение развивающей предметно – пространственной среды группы,
Центра музыкальной и театрализованной деятельности, и музыкального зала;
-освоение и применение педагогами современных технологии в музыкаль-ном развитии дошкольников, как форма работы по приобщению детей к культурному наследию и традициям многонационального народа Россий-ской Федерации;
-заинтересованное и активное участие родителей в работе по данному во-просу.
Тиражируемость результатов:
Результаты данного инновационного опыта в целом или частично могут быть востребованы в других дошкольных образовательных организациях в связи с универсальностью задач, на решение которых он направлен.
Создание модели методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности педагогов – инноваторов позволит обеспечить непрерывное образование педагогических кадров в условиях ДОО.
№ п/п Описание
деятельности Сроки исполнения
1. Подготовительный этап
-изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному направлению;
-разработка перспективных планов работы с деть-ми, с родителями воспитанников. август 2022 г.
2. Основной
-подготовка программно-методических условий;
-создание базы данных методических разработок педагогов по инновационной деятельности;
-разработка рабочей программы хореографиче-ской студии «Искорки»;
-разработка серии технологических карт по теме проекта;
-изготовление дидактического материала и посо-бий по музыкальному развитию детей;
-подбор музыкального сопровождения;
-пополнение предметно - развивающей среды в группе:
-подготовка к совместной с родителями деятель-ности по Дымковской, Хохломской Гжельской росписи;
-составление картотек «Народные игры с пением»,
-создание атрибутов к играм с предметами;
-аудио- и видеотеки;
- реализация перспективного плана работы с вос-питанниками;
-реализация перспективного плана работы с роди-телями воспитанников;
-выставки детских работ к праздникам и развлече-ниям;
-выявление потребностей и проблем по работе с детьми и родителями в инновационном поле;
-осуществление консультативной помощи педаго-гам и родителям по выявленным проблемам. в течение года
3. Итоговый этап
-итоговая диагностика
-анализ эффективности инновационной деятельно-сти апрель-
май 2023
Реализация проекта
разделы
программы формы и методы работы мероприятия
Развитие речи
Знакомство с художественной литературой Разучивание стихов, посло-виц и поговорок по теме праздников.
Знакомство с художествен-ной литературой. Конкурс чтецов.
Изготовление книжек-малышек.
Познавательное развитие Изучение традиций русского народа, уклада жизни.
Знакомство с народными му-зыкальными и шумовыми инструментами. Знакомство с жилищем, предметами быта, народ-ным костюмом.
Создание самодельного шумового оркестра.
Игровая
деятельность Сюжетно-ролевые и дидак-тические игры. Изготовление атрибутов к играм, помощь в их орга-низации.
Театрализован-ная деятельность Театрализация народных ска-зок, небылиц, стихов- сов-местное творчество детей, педагогов, родителей воспи-танников. Выступления на праздни-ках.
Музыкальная
деятельность Изучение народных песен, танцев, способов игры на са-модельных шумовых ин-струментах. Концерты детей старших групп для детей младших групп. Совместные раз-новозрастные развлече-ния.
Детско-родительские вы-ступления на праздниках.
Физическая культура Изучение русских народных игр. Развлечение «Как у наших у ворот»
ИЗО
деятельность Изучение декоративно-прикладного творчества, способов и приёмов. Выставки рисунков и по-делок детей и семейных композиций.
Работа
с родителями Привлечение к изготовлению костюмов, атрибутов, ин-струментов шумового ор-кестра. Выступления на праздни-ках и развлечениях, во-влечение в театрализо-ванную деятельность.
План праздников и развлечений
месяц название возрастная
группа
октябрь «Посиделки на Покров» подготовительная
группа
ноябрь «Рядом с мамой» старшая группа
январь «Святки-колядки» средние, старшие,
подготовительные группы
февраль «Масленичные гуляния» все группы
март «Сороки- праздник птиц» средние,
старшие группы
апрель «Ярмарка широкая» старшие,
подготовительные группы
Вывод:
целенаправленная, систематическая и планомерная деятельность педагогов обеспечила высокие результаты.
В воспитательно-образовательном процессе проект обеспечил развитие у детей любознательности, приобретение знаний о своей стране, крае, во-кально - хоровой культуре, обогащение песенного и художественного ре-пертуара произведениями советских и русских композиторов-классиков, народного творчества, изучили традиции своего края. Дети приняли уча-стие в праздниках вместе с родителями.
Ребенку дается возможность почувствовать радость творчества, что является важнейшим условием нравственного становления маленького гражданина.