МААМ-картинки

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе». Часть 1 (9 фото)

Валентина Золотарева
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы

Золотарева Валентина

Ивановна

Воспитатель первой квалификации МКДОУ «Эртильсикий детский сад №3»

«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.»

Януш Корчак

Участники проекта :

- Дети старшей группы «Солнышко»

- Воспитатель

- Музыкальный руководитель

- Родители

АКТУАЛЬНОСТЬ

Социологические исследования о популярности художественной литературы в нашей стране выявили такие негативные тенденции:

Публикация «Проект „Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе“, Часть 1» размещена в разделах

- заметное снижение интереса к чтению;

- резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео и аудио техника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни;

- подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры;

- в нескольких поколениях российский семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом

Художественная литература - одно из важнейших средств все стороннего гармонического развития личности.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. В. А. Левин понимает литературное развитие как одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Ежедневное чтение детской художественной литературы оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель.) Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности, такое издание расширяет жизненный опят ребенка, создает для него духовно – эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно

развивает личность ребенка.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Огромную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Книжный уголок - это специально организованное и соответствующим образом оформленное место в каждой группе детского сада. Уголок книги располагается вдали от учебной зоны, от мест для игр детей, т. к. дети, играя, могут отвлечь ребенка от общения с книгой. Книжный уголок должен находиться вблизи естественного освещения, рядом с окном, из-за недостаточного освещения в вечернее и зимнее время.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с е помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна.

Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

В заключении следует отметить, что литература оказывает большое влияние на нравственное развитие дошкольника. Поэтому очень велика роль педагога в процессе организации детского чтения. По словам В. А. Сухомлинского : «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».

ЦЕЛИ

- восприятие содержания литературных произведений;

- знакомство с различными жанрами литературных произведений;

- формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания – развитие детской речи;

- ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы);

- понимание детьми смыслового оттенка, знакомство с многозначностью, переносным значением фразеологизмов, загадок, пословиц;

- формирование интереса детей к книге как мотив подготовки к чтению, заложить в детские души зёрна волшебного мира книг.

ЗАДАЧИ

- прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге;

- формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества;

- овладение литературным языком – правильность и коммуникативная целесообразность речи;

- развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи;

- воспитывать способность чувствовать и понимать образность языка сказок, рассказов, стихотворений.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.

2. Создание книжного уголка в группе.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе». Часть 1

Предложить детям принести в группу любимы книги из дома, провести беседы о них.

3. Знакомство детей с книгами библиотеки детского сада.

Фото «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»

4. Экскурсия в городскую библиотеку имени А. С. Пушкина.

5. Просмотр книг в группе, беседа на тему «Бережное хранение книг».

Проект . Часть 1 - фото

Проведение игры «Книжная больница» (выбор идей, поиск путей решения проблемы).

6. Рисование по впечатлениям.

Фото №1 Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств вызывая интерес к личности к внутреннему миру героя

7. Театральная деятельность.

Фото №2 Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности

8. Игра-занятие «Необычные книги». Изучение различных стилей оформления книг.

Обсуждение роли книг в передаче информации с давних времён до наших дней.

9. Знакомство с творчеством эртильских авторов.

Фото №3 Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы мир человеческих чувств и взаимоотношений

10. Настольно-печатная игра «Путешествие по сказкам».

Фото №4 Она развивает мышление и воображение ребенка обобщает его эмоции дает прекрасные образцы русского литературного языка развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка

11. Игра «От загадки к сказке».

Фото №5 Ежедневное чтение детской художественной литературы оказывают большое влияние на развитие словаря детей

12. Проведение ООД по развитию речи «Сундучок сказок». Ознакомление с малыми фольклорными формами в музее «Русская изба».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

- знакомство родителей с планом работы по проекту «Дарите детям сказки»;

- проведение родительского собрания «Роль сказки в жизни ребёнка»;

- консультация для родителей «Что читать детям»;

- рекомендации «С какого возраста начинать читать сказки?», «Какое время в режиме дня выделить для чтения?», «Как использовать сказки в качестве средства развития малыша?».

Фото №6 На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия жанр рифма писатель

Проведение обзорной выставки по творчеству М. М. Пришвина. Знакомство с рассказами о природе.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДОПриобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Елена Владимирова..

Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» (по сказкам)Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» (по сказкам) Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» Актуальность: У большинства современных детей.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный (с 25.02.2020 г. по 06.03. 2020г.) Актуальность: Актуальность заключается.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературеТворческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе на тему «Пересказ литературных и фольклорных произведений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе». Часть 1
Опубликовано: 7 апреля 2021 в 22:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе». Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Золотарева (УИ 2616341) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД