Валентина Золотарева
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе». Часть 1
▼ Скачать
Золотарева Валентина
Ивановна
Воспитатель первой квалификации МКДОУ «Эртильсикий детский сад №3»
«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.»
Януш Корчак
Участники проекта :
- Дети старшей группы «Солнышко»
- Воспитатель
- Музыкальный руководитель
- Родители
АКТУАЛЬНОСТЬ
Социологические исследования о популярности художественной литературы в нашей стране выявили такие негативные тенденции:
Публикация «Проект „Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе“, Часть 1» размещена в разделах
- заметное снижение интереса к чтению;
- резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео и аудио техника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни;
- подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры;
- в нескольких поколениях российский семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом
Художественная литература - одно из важнейших средств все стороннего гармонического развития личности.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. В. А. Левин понимает литературное развитие как одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Ежедневное чтение детской художественной литературы оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель.) Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности, такое издание расширяет жизненный опят ребенка, создает для него духовно – эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно
развивает личность ребенка.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Огромную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Книжный уголок - это специально организованное и соответствующим образом оформленное место в каждой группе детского сада. Уголок книги располагается вдали от учебной зоны, от мест для игр детей, т. к. дети, играя, могут отвлечь ребенка от общения с книгой. Книжный уголок должен находиться вблизи естественного освещения, рядом с окном, из-за недостаточного освещения в вечернее и зимнее время.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с е помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна.
Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.
В заключении следует отметить, что литература оказывает большое влияние на нравственное развитие дошкольника. Поэтому очень велика роль педагога в процессе организации детского чтения. По словам В. А. Сухомлинского : «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».
ЦЕЛИ
- восприятие содержания литературных произведений;
- знакомство с различными жанрами литературных произведений;
- формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания – развитие детской речи;
- ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы);
- понимание детьми смыслового оттенка, знакомство с многозначностью, переносным значением фразеологизмов, загадок, пословиц;
- формирование интереса детей к книге как мотив подготовки к чтению, заложить в детские души зёрна волшебного мира книг.
ЗАДАЧИ
- прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге;
- формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества;
- овладение литературным языком – правильность и коммуникативная целесообразность речи;
- развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи;
- воспитывать способность чувствовать и понимать образность языка сказок, рассказов, стихотворений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1. Обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.
2. Создание книжного уголка в группе.
Предложить детям принести в группу любимы книги из дома, провести беседы о них.
3. Знакомство детей с книгами библиотеки детского сада.
4. Экскурсия в городскую библиотеку имени А. С. Пушкина.
5. Просмотр книг в группе, беседа на тему «Бережное хранение книг».
Проведение игры «Книжная больница» (выбор идей, поиск путей решения проблемы).
6. Рисование по впечатлениям.
7. Театральная деятельность.
8. Игра-занятие «Необычные книги». Изучение различных стилей оформления книг.
Обсуждение роли книг в передаче информации с давних времён до наших дней.
9. Знакомство с творчеством эртильских авторов.
10. Настольно-печатная игра «Путешествие по сказкам».
11. Игра «От загадки к сказке».
12. Проведение ООД по развитию речи «Сундучок сказок». Ознакомление с малыми фольклорными формами в музее «Русская изба».
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
- знакомство родителей с планом работы по проекту «Дарите детям сказки»;
- проведение родительского собрания «Роль сказки в жизни ребёнка»;
- консультация для родителей «Что читать детям»;
- рекомендации «С какого возраста начинать читать сказки?», «Какое время в режиме дня выделить для чтения?», «Как использовать сказки в качестве средства развития малыша?».
Проведение обзорной выставки по творчеству М. М. Пришвина. Знакомство с рассказами о природе.