Орлова Лариса
Проект «Применение здоровьесберегающих технологий в режимных моментах»
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Информационная карта проекта
1. Направленность проекта : Формирование здорового образа жизни,физической активности детей.
2. Тема: Формирование у детей устойчивого интереса к овладению способами укрепления здоровья.
Публикация «Проект „Применение здоровьесберегающих технологий в режимных моментах“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
3. Автор: Орлова Лариса Михайловна – воспитатель по физической культуре.
Прохорова Юлия Анатольевна – воспитатель старшей группы.
Валова Виктория Евгеньевна – воспитатель старшей группы.
4. Руководитель: Тютюгина Елена Александровна – старший воспитатель МАДОУ №73.
5. База проекта : МАДОУ № 73 г. Златоуст.
6. Сроки: Долгосрочный, 3 месяца
7. Тип проекта : Оздоровительный, познавательный
8. Аннотация: Здоровье сберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Одной из основных задач на протяжении последних лет, является воспитание здорового ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, а также разработка и внедрение в практику здоровье сберегающих технологий, формирование у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении уделяе большое внимание созданию здоровье сберегающего пространства.
9. Ресурсы: - нормативные документы:
• От рождения до школы : основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А, Васильевой
• Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения СанПин 2.3/2.43590-20) утвержденными главным государственным санитарным врачом РФ от 1.01. 2021г. ;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 25.11.2013.
• Федеральный закон «Об образовании Р. Ф.»от 29.12.2012г. №273-фз
-В нашем детском саду оборудован физкультурный зал для занятий с разнообразным спортивным инвентарём.
-В группе оборудован физкультурный уголок, для развития физических качеств, формированию двигательных умений и навыков.
10. Цель: Освоение детьми способов укрепления здоровья в повседневной жизни и умения самостоятельного их применения.
11. Задачи: – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.
- внедрение применения здоровье сберегающих технологий в режимных моментах.
12. Предполагаемый результат: обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.
14. Оригинальность:
Комплексный подход в освоении здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогического процесса в детском саду.
Актуальность
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей. Это объясняется тем, что к детям предъявляются высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких – либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно - психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Чтобы ребенок рос здоровым и активным, нужно правильно организовать его деятельность на протяжении суток. В решении этой задачи очень важное значение имеет режим дня. Он представляет собой определенную систему, которая помогает распределить время сна и бодрствования, приема пищи, гигиенических процедур, занятий, игр и прочей деятельности детей.
Состояние ребенка, как физическое, так и психическое, полностью зависят от соблюдения или несоблюдения установленного режима. Даже небольшие запаздывания на сон или прием пищи способны отрицательно повлиять на общее самочувствие ребенка.
Результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше.
План реализации проекта
Содержание
1 этап Подготовительный
Цель: обеспечить условия для успешной реализации проекта.
2 этап Основной
Цель: выполнить задачи проекта.
3 этап Заключительный
Цель: Создание условий для приобщения детей к здоровому образу жизни путем самостоятельного применения здоровье сберегающих технологий в повседневной жизни.
Этапы реализации проекта
Этап Содержание
1этап Задачи:
1. составление плана работы, подбор технологий;
2. формирование целей, задач;
3. создание необходимых условий для реализации проекта;
4. разработка проекта;
5. подбор и изучение необходимой литературы;
6. составление картотек.
Используемые технологии :
Медико-профилактические технологии - обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды).
Физкультурно-оздоровительные технологии - направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка - обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.
2этап - Основной Задачи:
При планировании расписания дня в детском саду и использовании здоровье сберегающих технологий нужно учитывать тот факт, что активность и работоспособность ребенка на протяжении дня разная. Наиболее активны дети с восьми часов утра до двенадцати часов дня и с четырех часов дня до шести часов вечера. Самая минимальная работоспособность у детей – это приблизительно с двух часов до четырех часов дня. Поэтому развивающим занятиям отводится первая половина дня, учитывая тот факт, что дети в это время могут активно включаться в развивающую деятельность.
Все оздоровительные мероприятия должны быть выстроены в определенную цепочку и равномерно распределены на весь день.
Шаги реализации:
Режимные моменты Оздоровительные мероприятия
I половина дня
Утро Утренняя зарядка, стретчинг
Пальчиковая гимнастика
Игровой самомассаж
Музыкотерапия (веселые песни)
НОД Динамическая пауза
Гимнастика для глаз
Дыхательная гимнастика
(1 упражнение)
Релаксация под музыку во время
Физкультминутки
Прогулка Двигательная активность (бег, игры,
упражнения)
Подвижные игры
Дыхательная гимнастика
Песочная арт-терапия (в летнее время)
Ароматерапия
Закаливающие мероприятия
Перед сном Элементы аутогенной тренировки
Релаксация под музыку (в постели)
II половина дня
После пробужде
ния Бодрящая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Босохождение
Корригирующие дорожки
(профилактика плоскостопия)
Самомассажи
После полдника Сказкотерапия
Игротерапия
Стретчинг
Арт-терапия с песком, крупой
Ритмопластика
3 этап Задачи:
1. Обобщение опыта работы по теме «Здоровье сберегающие технологии».
2. Создание условий для вовлечения детей в оздоровительную деятельность, формирование устойчивого интереса к различным способам укрепления здоровья.
3. Применение детьми доступных способов укрепления здоровья в самостоятельной деятельности в помещение и на улице.
4. Составить отчет о проделанной работе.
Шаги реализации:
5. Оформление картотеки «Здоровье сберегающие технологии».
6. Анкета для родителей по теме «Здоровый образ жизни в семье».
7. Фотовыставка на тему проекта.
8. Оформление проекта по данной теме.
Показатели результативности:
-Повышение уровня физической активности дошкольников, снижение заболеваемости.
-Составление рекомендаций по проведению закаливающих мероприятий в детском саду и в семье.
-Составить отчет о проделанной работе.
Критерии и показатели результативности
Очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе. Здоровье сберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.
Применение в работе здоровье сберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий. Если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей.
Для проведения успешной работы по здоровье сбережению необходимо:
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни :
Оздоровительная гимнастика.
Игры – релаксации.
Разные виды массажа.
Элементы упражнений йоги.
Привитие детям гигиенических навыков.
Простейшие навыки оказания первой помощи.
Физкультминутки во время занятий.
Функциональная музыка.
Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.
Массовые оздоровительные мероприятия.
Упражнения для глаз.
2. Осуществление профилактики простудных заболеваний:
Для предупреждения простудных заболеваний рекомендуется регулярно применять точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную звуковую гимнастику, которая проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений.
3. Проведение закаливающих процедур (требуется согласие родителей) :
Ежедневно проводить гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Условия формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни :
Создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры здорового образа жизни.
Создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно – педагогической направленности.
Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера.
Учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности.
4. Работа с семьей.
Пропаганда здорового образа жизни.
Консультации.
Индивидуальные беседы.
Выступления на родительских собраниях.
Распространение буклетов.
Выставки.
Проведение совместных мероприятий.
5. Создание условий и развивающей среды.
Приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей.
Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Подбор картотек.
Продукт проекта
1. Создания картотек по здоровье сберегающим технологиям.
2. Оформление фотовыставки, отражающей работу над проектом.
3. Проведение спортивного развлечения «Будь здоров!»
Результат, прогноз и перспектива
Создать условия формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни :
-Создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры здорового образа жизни.
-Создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно – педагогической направленности.
-Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера.
-Учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности.