Шевченко Наталья Валентиновна
Проект «Преданье старины глубокой»
▼ Скачать + Заказать документы
Научно-исследовательский проект «Преданье старины глубокой!»
Дон могучий, Дон широкий
Тёмно-синею водой
По степи бежит далекой,
Блещет яркою струей.
И, журча, катятся воды,
И валы о берег бьют,
И о днях былой свободы
Песни смелые поют.
Все поют! О буйной воле,
О наездах казаков,
О пирах, о тяжкой доле,
О бряцании оков…
Все поют! И песню эту
Кто душой своей поймет,
Пусть несет ее по свету,
Пусть, как Дон, ее поет!
Актуальность исследования:
Чем дальше в будущее входим,
Публикация «Проект „Преданье старины глубокой“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Как несёт Дон-батюшка свои воды, так быстра и стремительна наша жизнь. Всё течёт и меняется. Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения Дона, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России. Это делает данный проект актуальным в современных условиях.
Цель:
- Приобщение дошкольников к культуре и традициям Донского казачества.
Задачи:
-Формировать знания по истории и культуре казачества.
-Создать условия для ознакомления детей с культурой и бытом казаков.
-Прививать бережное отношение к традициям Донского казачества.
-Осуществлять взаимодействие ДОУ - семьи, направленное на развитие нравственно-патриотических и духовных качеств личности ребенка
Постановка проблемы:
Беседы с детьми показали недостаточный уровень знаний по истории и настоящему казачества, но при этом отмечался интерес к проблеме и желание узнать новое. Поэтому мы решили разработать и реализовать данный проект.
- Неточное толкование и использование в речи знакомых слов и выражений, малый казачий лексикон.
-Слабое знание традиций и как следствие этого непонимание их ценности.
Гипотеза исследования:
-Расширение и систематизация знаний о культуре Донского казачества.
-Создание условий, способствующих нравственно – патриотическому и духовному развитию, воспитанию творческой личности (предметно-развивающая среда, взаимодействие с социумом, родителями, интеграция образовательных областей).
-Формирование представлений о казачестве, уважения к его культуре и традициям.
– Создание методической копилки по данной проблеме.
- Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности
- Налаживание доверительных, партнерских отношений в группе.
Методы исследования:
Изучение, систематизация, анализы, сравнения, описание, наблюдения, опросный, теоретический, предположения.
Принципы обучения и воспитания дошкольников:
Принцип целенаправленности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип доступности.
Принцип наглядности обучения.
Этапы реализации проекта :
1. Организационный этап
- изучение положения о районном конкурсе
-постановка целей и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2. Этап практических действий (исследовательский) :
- разработка проекта для старшей группы.
- поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
- цикл практических занятий по изучению традиций, культуры, обычаев Донских казаков
- беседы
-рассматривание книг, альбомов, видеоматериалов «История Донского казачества»,
- ручной труд (поделки из природного материала «Быт донских казаков»)
- Экскурсия в Краеведческий музей казачьего быта «Казачий курень».
- конкурс рисунков «Мой край родной», «История земли Донской».
А) Взаимодействие с детьми
Познавательное развитие:
-проведение НОД по темам:
«Дедушкина наука», «Вооружение Донских казаков», «Мужество и отвага Донских казаков», «Варенички я варила», «Жилище казаков и обереги».
Речевое развитие:
-конкурс чтецов «Казачий Дон»;
-оформление альбома «Станичные мотивы» (фото, стихи, сказки);
- развлечение «Казачьи посиделки»;
- разучивание казачьих песен.
Художественно-эстетическое развитие:
-рисование «Одежда казаков», «Оружие казаков».
- лепка «Жилище казака»;
-«Изготовление из ткани: кукол - оберегов»;
-конструирование из природного материала «Казачий двор».
Физическое развитие:
-разучивание упражнений с палками и шашками;
-подвижные игры «Самый ловкий», «Игра в шапку»,
«Казаки», «Всадники»;
- разучивание танцев: «Хоровод», «По Дону гуляет».
Социально-коммуникативное развитие:
-просмотр презентаций;
Игровая деятельность:
-дидактическая игра «Мужская и женская работа», «Казачьи ремёсла», «Курень».
-СРИ «Казачья семья», «В казачьей мастерской», «Урожай».
Б). Взаимодействие с родителями:
консультации.
В). Совместная деятельность родителей и детей:
выставка поделок, разучивание стихов к конкурсу.
Г). Совместная деятельность с детьми и родителями:
подготовка костюмов и атрибутов к развлечению.
3. Заключительный этап (обобщающий) :
Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и составление рекомендаций.
Вывод:
Воспитание осознания своей принадлежности к казачьему сословию, гордости за свою малую Родину.
Предполагаемые результаты :
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к своей родословной, к своим потомкам- Донским казакам.
2. Воспитанники детского сада будут стремиться к правильному отношению к своей малой Родине, стране в которой они живут.
3. Дети овладеют навыками самостоятельно отыскивать информацию, работать в тандеме со взрослыми.
4. У детей сформируется стремление к исследованию объектов старины, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
5. К проекту будут привлечены родители.
Риски.
- Низкое познавательно развитие детей по проблеме проекта.
- низкая заинтересованность родителей.
Предупреждение рисков.
1. Распределить среди членов педагогического коллектива ответственных за выполнение отдельных направлений проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.
2. Организовать методическую помощь воспитателям по организации научно – исследовательского проекта.
3. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах консультацию по разъяснению запланированных задач по проекту, привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
Информационные источники:
1. Е. И. Краснов, А. В. Пониделко. Новочеркасск. Столица мирового казачества. М., ВАГРИУС, 2008 г.
2. В. Грут, Г. Курков. Военная энциклопедия казачества. М., «Яуза», «Эксмо», 2009 г.
3. Андрей Данцев. Город на холме. Казачья столица : приметы прошлого. Новочеркасск. «НОК», 2005 г.
4. В. Бурняшев. Гроза с Дона, г. Сальск, 2004 год
5. Е. Федоров. Ермак. М., «Эксмо», 1998 г.
6. Г. Семенихин. Новочеркасск. М., «Современник», 1984 г.
7. Дм. Петров – Бирюк. Сказание о казаках. Ростов – на – Дону. Ростовское книжное издательство, 1998 г.
8. Мой край родной, казачий. Энциклопедия казачьей жизни на примере Усть-Медведицкого округа области Войска Донского. Шалыгин В. В., - 3-е изд. - Волгоград: Станица-2, 2007 - 368 с.
9. Л. С. Ильюков. «Очерки древней истории Донского края», Ростов – на – Дону, Изд. БАРО ПРЕСС, 2004.