евсеева
Проект «Правовое воспитание в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1 Ключевые задачи правового воспитания дошольников
2 Методы и средства успешного освоения правовых понятий
3 Игры по правовому воспитанию в детском саду
3.1 Словесные игры
3.2 Игры-драматизации и развивающие воображение
3.3 Настольно-печатные игры
3.4 Подвижные игры
3.5 Сюжетно-ролевые игры
4 Виды деятельности на занятии по правовому воспитанию
5 Тематика занятий
6 Мотивирующее начало занятия по правовому воспитанию
6. 1 Таблица: фрагменты конспектов занятий по правовому воспитанию в ДОУ
Публикация «Проект „Правовое воспитание в ДОУ“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
7 Развлечение по правовому воспитанию в ДОУ
7. 1 Таблица: фрагмент конспекта развлечения по правовому воспитанию в подготовительной группе ДОУ «Права ребёнка» воспитателя О. Н. Садыриной
8 Работа с родителями по правовому воспитанию
8. 1 Фотогалерея: наглядные средства работы с родителям
8. 2 Таблица: фрагменты конспекта родительского собрания «Правовое воспитание» воспитателя К. С. Междидовой
9 Самообразование воспитателя по правовому воспитанию
10 Видеоматериалы по теме правового воспитания дошкольников
10.1 Занятие по правовому воспитанию со старшими дошкольниками: видео
10.2 Фрагмент занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе (дети рассказывают о значении своего имени) : видео
10.3 Репортаж с родительского собрания в ДОУ, посвящённому Всероссийскому дню защиты прав детей (г. Елец) : видео
Ключевые задачи правового воспитания дошольников
Правовое воспитание в дошкольном учреждении нацеленона реализацию следующих задач.
Дать детям представление о собственных правах и обязанностях.
Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм.
Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей.
Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.
Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.
Знакомство с основными правовыми документами, которые координируют отношения между людьми (включая международные).
В целом процесс дошкольного правового воспитания включает в себя такие компоненты:
информационно-познавательный;
эмоционально-оценочный;
поведенческо-деятельностный.
Начинать осваивать правовое пространство целесообразно со среднего дошкольного звена. В этом возрасте (четыре–пять лет) основное внимание нужно уделять нравственному воспитанию. Педагог закладывает в сознание малышей основы правового поведения : как можно поступать, а как нельзя, помогает им осознать, какие действия приносят вред самому человеку и окружающим людям.
С помощью воспитателя ребята осознают свою уникальность, ценность собственной жизни, своей семьи, понимают самые важные потребности.
Плакат «Право детей на воспитание и уход»
В среднем группе дошкольники узнают, что каждый ребёнок имеет право на семью для наилучшего ухода и воспитания
Старшие дошкольники уже вполне могут управлять собственным поведением, прилагают волевое усилие к достижению поставленной цели, понимают этические образцы. Им интересны отношения не только между отдельными людьми, но и целыми народами, нормативные правовые акты (конечно же, педагог преподносит их в предельно доступной увлекательной форме).
Методы и средства успешного освоения правовых понятий
Реализуя процесс правового воспитания в дошкольном учреждении, педагог применяет различные методы, средства и формы деятельности.
Лото для дошкольников «Я — хороший»
Лото поможет оценить различные поступки с позиции правил, установленных в обществе
Также ребятам будет интересно проследить последствия каждого поступка. Например, сделал кормушку для птиц и насыпал туда зерна — пернатые не будут голодать зимой, схватил кошку за хвост — ей больно и т. д. Главный вывод, которые должны сделать дошкольники — никто не имеет права обижать другого, наказывать его, делать больно.
Парные картинки: ребёнок схватил кошку за хвост — ей больно
Данная пара карточек напоминает дошкольнику о праве каждого на неприкосновенность
Подвижные игры
Дошкольники очень любят подвижные игры, их можно совместить с непринуждённым усваиванием важных правовых понятий.
«Прогулка по ручью» (право каждого на отдых, уметь отдыхать совместно). На полу изображается ручеёк, его ширина меняется (с помощью верёвочек или вырезанный из обоев). Дети (это туристы) становятся «паровозиком» (руки кладутся на плечи идущему впереди) и по ходу движения расставляют ноги на нужную ширину. Оступившийся ребёнок отправляется в конец «паровоза».
«Спасатели» (закрепление права на жизнь). В обруч кладутся игрушки: они оказались на необитаемом острове либо в горящем доме. Воспитатель даёт задания добираться до обруча и поочерёдно спасать игрушки. Каждый раз дети передвигаются разными способами (можно провести эстафету между двумя командами с двумя обручами) : «паучком», парами, держась за руки, с закрытыми глазами и пр.
Пантомима «Я помогаю родителям по дому» (закрепление понятия обязанностей). Дошкольник движениями тела показывает, как он делает какую-то работу по дому. А остальные ребята должны отгадать, что именно имеется в виду.
Воспитатель, объясняет, что драться — нехорошо (это нарушение права на личную неприкосновенность, и предлагает дошкольникам направить негативные эмоции в игру «Петушиные бои» Двое участников становятся «петухами» — садятся на корточки и обхватывают коленки руками, боком толкают друг друга. Проигрывает тот, кто первым свалится либо уберёт руки с колен.
Сюжетно-ролевые игры
Важную роль в становлении доброжелательных взаимоотношений дошкольников, осознании ими правовых отношений играет сюжетно-ролевая игра, поскольку она очень близка к реальной жизни. Так, обыгрывая такие сюжеты, как «Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», малыши закрепляют знание о том, что каждый человек имеет право на медицинскую помощь, а также должен сам заботиться о своём здоровье).
Дошкольники играют в больницу
Играя в больницу, дошкольники уясняют, что каждый человек имеет право на медицинскую помощь
Важные нравственные качества воспитывает игра «Спасатели» : ребята уясняют ценность человеческой жизни и то, что каждый человек имеет право на помощь и спасение в трудной ситуации. Правовому воспитанию способствует и моделирование сценок из семейной жизни («Семья», «Дочки-матери») : дошкольники понимают, что каждый имеет определённые обязанности по дому, а взрослые несут ответственность за своих детей.
Виды деятельности на занятии по правовому воспитанию
Занятия по правовому воспитанию обычно проводятся в ДОУ один раз в месяц в старшем дошкольном возрасте (в среднем звене — гораздо реже, два-три раза в год, поскольку они носят ознакомительный характер) в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира (блок «Социализация»). Однако дошкольники лучше всего осваивают правовое пространство на конкретных примерах и на собственном опыте. Поэтому такая работа тесно связана с поисково-экспериментальной и коммуникативной деятельностью.
Большое воспитательное значение имеет чтение художественной литературы, затрагивающей правовую тематику, в частности, обращение к русским и зарубежным сказкам. Ведь, многие из них ярко демонстрируют, как нарушается то или иное право. Приведём конкретные примеры.
«Кот, лиса и петух». Лисица нарушила право на личную неприкосновенность петушка.
«Заюшкина избушка». Грубое вторжение в личную жизнь, нарушено право на неприкосновенность жилища зайца. Подобную ситуацию можно найти в сказках «Теремок», «Три поросёнка», «Зимовье зверей».
«Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок». Нарушение права на жизнь и свободу персонажей.
«Маша и медведь». Ограничение свободы человека, удержание егов неволе.
На примере литературной сказки «Айболит» можно объяснить дошкольникам, что каждый вправе рассчитывать на медицинскую обслуживание и помощь, а в связи со сказкой «Буратино» рассказать дошкольника о праве на образование.
Иллюстрация к сказке «Кот, петух и лиса»
В русской народной сказке Кот, петух и лиса демонстрируется нарушение права на личную неприкосновенность
Комплексные и интегрированные занятия по теме права могут включать в себя и продуктивную деятельность. Например, после рассказа воспитателя о символике стран старшим дошкольникам предлагается нарисовать флаг и герб своей страны. После беседы о правах и обязанностях членов семьи ребята могут нарисовать сюжетную картинку «Как я помогаю родителям дома».
Тематика занятий
Поскольку занятия по правовому воспитанию проводятся в ДОУ не так часто, то тематика их не будет слишком разнообразной. Можно выделить основные темы, с которыми педагог должен познакомить детей.
В средней группе, когда только начинается приобщение дошкольников к правовой сфере можно рассмотреть следующие темы.
«Мои права и обязанности» (у всех, даже у маленьких детей, есть свои права и обязанности).
«Я и моё имя» («Право на имя», «Имя каждому дано, много значит оно»).
В старшем же дошкольном звене тематика более обширна. Более глубоко изучаются указанные темы и добавляются новые.
«Моя страна» (каждая страна имеет свои законы и правила, которые обязаны соблюдать все граждане).
«Мы — граждане» («Мы разные, но имеем одинаковые права»).
Знакомство с важнейшими правовыми документами : «Конституция», «Декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребёнка» (конечно, на предельно доступном уровне).
«Право иметь семью» («Право на любовь и заботу»).
«Право на жилище».
«Право на имущество».
«Право на свободу и равенство»
«Право на отдых, игру, развлечение».
Итоговое занятие можно обозначить как «Путешествие в страну Правдивию» (либо Правознайкино и пр.)
Мотивирующее начало занятия по правовому воспитанию
Поскольку правовые понятия довольно сложны для дошкольников, то задача педагога — максимально заинтересовать детей познавательной деятельностью. Здесь очень важна увлекательная мотивация. Например, воспитатель приглашает ребят отправиться в необыкновенную Страну имён. Каждый ребёнок сможет превратиться в вагончик — для этого нужно назвать своё имя.
Рисование «Нарисуй узор, какой ты хочешь».
Дети при помощи штампиков, палочек раскрашивают рамку «Свидетельство о рождении». Чебурашка выбирает себе то свидетельство, которое ему больше всего понравилось. Воспитатель вписывает в него имя и показывает свидетельство детям и Чебурашке.
Воспитатель. Любимый наш Чебурашка, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ.
Чебурашка. Спасибо ребята, я очень рад. Пойду покажу это свидетельство своим друзьям. До свидания ребята.
Музыкальная пауза. Группа «Барбарики» песня «Человек-хороший»
Конкурс 4 Игра «Волшебный сундучок».
Воспитатель. У меня в руках «волшебный» сундучок. Его подарил наш друг Чебурашка. Давайте посмотрим, что же в нём находиться.
Из сундучка по очереди воспитатель достаёт предметы, символизирующие знакомые детям права человека. Каждое право кратко обсуждается.
Сердечко
Воспитатель. Какое право может обозначать сердечко?
Дети. Право на любовь и заботу.
Воспитатель. Что означает забота? Кто заботиться о вас? О ком вы заботитесь?
Свидетельство о рождении.
Воспитатель. Что это за документ? О каком праве он вам напоминает?
Дети. Право на имя.
Воспитатель. Что означает иметь право на имя? Как вы должны обращаться друг к другу? Как следует обращаться ко взрослым людям?
Домик.
Воспитатель. Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве он напоминает?
Дети. О праве на имущество.
Воспитатель. Как вы считаете, можно ли взять чужую вещь? Как люди должны относиться к своему дому?
Конверт.
Воспитатель. О чем вам напомнил этот конверт?
Дети. Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать.
Воспитатель. Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма?
Букварь
Воспитатель. Узнаете эту книгу? О каком праве детей она напоминает?
ДетиО праве на образование.
Воспитатель. Почему это право необходимо?
Игрушечные утка и утенок.
Воспитатель. Как вы думаете, почему чебурашка положил в сундучок эти игрушки? О чем они напоминают нам?
Дети. О праве ребенка быть вместе с мамой.
Конкурс 5 «Конкурс капитанов».
Воспитатель. Все вы знакомы с Конвенцией ООН о правах ребенка и Декларацией прав человека. Попробуйте ответить на следующие вопросы, к каждому из которых я предложу 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ, поднять карточку с нужной буквой.
1. В каком документе изложены права ребенка?
А. В конституции РФ.
Б. В конвенции о правах ребенка.
В. В декларации прав ребенка.
2. Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?
А. Лицо до достижения 18 лет.
Б. Лицо до достижения 14 лет.
В. Лицо до достижения 16 лет.
3. Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и свобод граждан?
А. Председатель правительства
Б. Президент
В. Председатель Государственной Думы.
4. Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?
А. Промышленный и военный капитал.
Б. Человек, его права и свободы.
В. Государство
Конкурс 6 «Игра разрезная картинка»
Воспитатель : Одну картинку порвали на7 частей, попробуйте собрать её.
(По образцу дети собирают сюжетную картинку “ Все имеют Права независимо от. ”. Знак разрезан на 7 частей — по одной части на каждого ребёнка. Дети собирают его на ковре)
1 ребёнок. Лишь появиться ребёнок
2. И дышать начнёт едва.
3. У него уже с пелёнок
4. Веские права
5. Он имеет право жить
6. Развиваться и дружить
7. Иметь просторный, добрый дом,
8. Видеть тихий, мирный сон
9. Врачей помощь получать,
10. Обучаться, Отдыхать.
11. Быть весёлым и здоровым
12. Восхищаться чем то новым
13. И любить и быть любим
Все… Он на свете не один.
Воспитатель. Ребята, давайте предоставим нашим гостям воспользоваться правом на личное мнение. Возьмём у них интервью. Незнайка будет корреспондентом и будет брать интервью, А Знайка будет репортёром снимать на видеокамеру
-Вам понравилась наша игра?
— Что больше всего запомнилось?
— Вам нравиться наш детский сад?
— Спасибо за интервью. Приходите к нам ещё. Будем рады видеть вас! Досвидания!
Подведение итогов и вручение поощрительных подарков.
Работа с родителями по правовому воспитанию
Прививая своим воспитанникам основы правового сознания, педагог должен тесно сотрудничать с их родителями. Ведь, многие семьи испытывают значительные трудности в воспитании детей — не знают, как повести себя в определённых ситуациях (непослушание, агрессия, пассивность ребёнка и пр.). Некоторые взрослые используют в общении со своим сыном или дочерью авторитарный стиль общения, запугивают их, проявляют чрезмерную строгость, даже практикуют телесные наказания. Такие родители обычно не придают значения детским переживаниям, считая их беспредметными и не имеющими серьёзной причины. Подобная ситуация очень опасна для психического развития ребёнка, формирования его личности.
Как показывает практика, во многих семьях правовая культура находится отнюдь не на высоком уровне. И нарушение прав маленького ребёнка часто становится обычным явлением (речь при этом даже не идёт о социально неблагополучных семьях). Вот поэтому становится очень значимой роль воспитателя — именно он должен заниматься правовым просвещением родителей.
Методы работы с родителями в области правового воспитания.
Родительские собрания на данную тему (например, «Соблюдение прав ребёнка в семье»).
Оформление правого уголка для родителей.
Индивидуальные беседы.
Посещение семей.
Регулярные устные и письменные консультации для родителей.
Фотогалерея: наглядные средства работы с родителям
Рассмотрим пример родительского собрания на тему правового воспитания воспитателя К. С. Междидовой
Таблица: фрагменты конспекта родительского собрания «Правовое воспитание» воспитателя К. С. Междидовой
Автор и название собрания Ход родительского собрания
Меджидова К. С.
«Правовое воспитание» Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас на родительских собраниях. Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Это означает, что вам не безразличны права ваших детей. Сегодня на нашем собрании мы будем говорить о правах. У нас у всех есть права. А есть ли они у ваших детей? Попробуем вместе разобраться.
Как хорошо, что есть права
Закон нас строго защищает
И в нём важны на все права
Они важной силой обладают
Важнейшее право, которое имеют все дети на планете, — право на жизнь. После рождения вы получили первый в своей жизни документ — свидетельство о рождении. Что записано в документе? (И. О. Ф. ,гр.) Статья № 58 Семейного Кодекса РФ гарантирует ребёнку право на имя. Друзья, а кто заботится о вас после рождения? Кто назвал вас вашими именами? (Родители.) Уважаемые родители, мы предлагаем вам рассказать о происхождении имени своего ребёнка и о том, что оно означает.
Родители по очереди рассказывают, почему они выбрали именно это имя для своего ребёнка, о значении имён детей (Александр — мужественный защитник; Владимир — владеющий миром; Софья — премудрая и др.)
Воспитатель : Спасибо за то, что все родители ответственно подошли к вопросу выбора имени своему ребёнку. Имя от рождения до самой смерти остаётся с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье. Всегда обращайтесь к ребёнку по имени. Даже в ситуации, когда мы, взрослые, порицаем детей, должны звучать детские имена, а не обидные слова: «недотёпа», «лодырь» и т. д. Каждому приятно, а особенно ребёнку, услышать в свой адрес ласковое «Солнышко», «Зайка».
Игра с родителями «Назови ласково».
Воспитатель : Не забывайте пословицы и поговорки при выборе имени своему ребёнку
— Доброе имя лучше богатства.
— С именем Иван, а без имени болван.
— Хорошо и там и тут, где по имени зовут.
Воспитатель :
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале мы отражается в нём.
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Мы в этом альбоме гостей принимаем,
Цветы поливаем и в игры играем,
Мы спорим, гуляем, мы дом убираем,
Друзей вспоминаем и песни поем!
Уважаемые родители, почему этот альбом семейный, о каком праве идёт речь в этом стихотворении? (О праве на семью.) Статья № 54 Семейного Кодекса РФ гарантирует ребёнку право на семью. Наши дошкольники уже знают, что семья для ребёнка очень важна.
Именно в семье ребёнок получает первоначальные сведения о своих правах, затем к прававому воспитанию подключается государство (д / сад, школа, социальные объединения)
Наши ребята знают, что семьи бывают большие и маленькие, что семья — это родители, дети, бабушки и дедушки. Сейчас они расскажут о членах своих семей.
Дети рассказывают о членах своих семей и показывают рисунки.
1-й ребёнок.
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя!
В. Руссу
2-й ребёнок.
Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые, сильные руки!
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
Е. Серова
3-й ребёнок.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно,
Она во всех затеях со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки, и все мне любо в ней.
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Ах, сколько эти руки чудесного творят!
Летают, вяжут, метят, все что-то мастерят.
Л. Квитко
4-й ребёнок.
Хоть мой дедушка седой,
Но душой он молодой!
Замечательный мой дед!
Пусть живёт ещё сто лет!
Воспитатель : Знать все взрослые должны, что право на семью
Все вместе. Имеем мы!
Воспитатель : А сейчас я предлагаю послушать пословицы
Боль врача ищет;
Болен — лечись, а здоров — берегись
Верь не болезни, а врачу.
О каком праве говориться в эти х пословицах. Право на медицинское обслуживание. Это право реализуется и детском саду. Дети постоянно находятся под наблюдением врача и старшей медицинской сестры.
Ребята знают, как важно знать свои права. А кто знает из вас родители, в каком документе они записаны? (Конвенция о правах ребенка)
Уважаемые родители сейчас поиграем в викторину Права литературных героев
В какой сказке было нарушено право человека на жизнь? («Морозко», «Сказка о царе Салтане»)
В какой сказке было нарушено право героя жить со своими родителями? (Снежная королева)
Герои, какой сказки пользуются правом на получения бесплатной медицинской помощи? (Айболит)
В какой сказке у известной героини нарушено право на отдых? («Золушка», «Морозко».)
Воспитатель : Наши ребята, также как герои сказок любят и должны отдыхать. Ведь они имеют на это право. Не забывайте об этом, уважаемые родители. Чаще играйте вместе с ними. В нашей большой семье и радость и песня на всех одна. Сегодня на родительском собрании мы рассмотрели лишь некоторые права наших детей. На помощь могут прийти детские сказки и рассказы. Предлагаю вам просмотр мультимедийной презентации «Золушка».
Нашу сегодняшнюю встречу я хочу завершить прекрасным стихотворением.
Язык чужой обиды и печали
Волшебник изучает с детских лет.
Его вселять надежду обучали –
И это основной его предмет.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Здесь хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
Таким волшебником может стать каждый из вас. Главное — захотеть. Важно научить своё сердце быть чутким и добрым, окружить заботой и вниманием своих детей, не нарушать их права.
Самообразование воспитателя по правовому воспитанию
Основы правовой культуры дошкольников могут стать направлением для самообразования воспитателя. Можно рассмотреть следующие темы.
«Приобщение дошкольника к социальному миру посредством правового воспитания»
«Толерантность и правовая культура дошкольников».
«Дидактические игры как средство формирования правового сознания»
«Роль сюжетно-ролевой игры в правовом воспитании ребёнка».
«Проектная деятельность как современная форма правового воспитания в ДОУ».
«Использование новых образовательных технологий в процессе правового воспитания дошкольников».
Видеоматериалы по теме правового воспитания дошкольников
Правовое воспитание — актуальное направление в современной дошкольной педагогике. Поэтому это направление часто выбирается для открытого просмотра.
Занятие по правовому воспитанию со старшими дошкольниками: видео
Фрагмент занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе (дети рассказывают о значении своего имени) : видео
Репортаж с родительского собрания в ДОУ, посвящённому Всероссийскому дню защиты прав детей (г. Елец) : видео
Воспитание правовой культуры человека — одна из актуальных задач общества. Начинать этот процесс нужно уже с детского сада — самого первого социального института ребёнка. Осознанно воспринимать правовые знания ребята начинают со среднего дошкольного возраста, и лучше всего преподносить их в игровой форме. Задача педагога — подбирать различные методы и средства, которые помогут детям овладеть довольно сложными правовыми понятиями, и активно привлекать к этой работе родителей.