Елена Сидорова
Проект «Правила дорожные детям знать положено»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта Сидорова Елена Павловна, высшее образование, стаж работы 17 лет, высшая квалификационная категория.
Тема. Правила дорожные детям знать положено.
Тип проекта. Информационно-познавательно – игровой.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность
Публикация «Проект „Правила дорожные детям знать положено“» размещена в разделах
Одной из серьезнейших проблем большого города является дорожно-транспортный травматизм. В ДТП ежегодно получают ранения и гибнут дети. Это происходит из за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к поведению детей на улице, по неосторожности детей, из за несоблюдения ими, незнания правил дорожного движения. Неожиданный выход на проезжую часть в неположенном месте, неподчинение сигналам светофора, выход из за стоящего транспорта, нарушение правил езды на велосипеде, роликах, скейтборде – вот самые распространенные ошибки, которые совершают дети.
Чтобы оградить детей от опасности, нужно как можно раньше начать знакомить их с правилами поведения на улице и в общественном транспорте.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
По словам К. Д. Ушинского: «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».
Обучение правилам дорожного движения нужно начать с дошкольного возраста, т. к. знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, в последствии становятся нормами поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Цель проекта : формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице города, создание необходимых условий в группе для предупреждения детского травматизма на дорогах, повышение компетентности родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей.
Задачи:
• Усвоение первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
• Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения
• Расширять у детей знания, о правилах дорожного движения, о правилах поведения пешеходов; закреплять знания о дорожных знаках, о сигналах светофора их назначении.
• Закреплять знания детей о специальном транспорте.
• Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте.
• Расширять знания детей о работе сотрудников ГАИ
• Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о велосипеде, как транспортном средстве, знаний о правилах безопасного поведения на улицах во время катания на велосипеде, расширить представления о создании велосипеда, его видах, назначениях и устройстве, познакомить детей с правилами юных велосипедистов.
• Развитие ориентировки в пространстве.
• Формирование личностных качеств: внимание, ответственность за своё поведение - уверенность в своих действиях.
• Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения
путем проигрывания проблемных ситуаций.
Первый этап:
Постановка проблемы перед детьми: «Для чего нужно знать правила дорожного движения?»
Обсуждение проблемы, принятие задач :незнание правил дорожного движения может привести к беде
Подбор детской и методической литературы, дидактического материала
Подбор информации через Интернет
Пополнении предметно – развивающей среды.
Ознакомление родителей с проектом.
Чтение художественной литературы:
Стихи: В. Мостовой «Три цвета есть у светофора», С Михалков «Светофор», Р. Фархади «У любого перекрестка», А Северный «Три чудесных цвета», Я Пищумов «Это улица моя», С Михалков «Моя улица»
Загадки о дорожных знаках
К Малеванная «История про грузовичок», «Крутой поворот», «Приключения Бабы яги
В. Клименко «Кто важнее всех на улице»
Е Житков «Светофор»
Сказка «Кот, Петух и Лиса» (на новый лад)
Сказка «Как Незнайка изучал правила дорожного движения»
«Сказка о заветных огоньках»
«Заяц Коська – велосипедист»
Конкурс загадок «Азбука дорожных знаков»
Дидактические игры:
Лото «Дорожные знаки», лото «Дорожные знаки с загадками», Д. И. «Назови знак», Д. И. «Какой знак лишний», Д. И. «Найди пару», лото «Виды транспорта» пазлы «Виды транспорта», «Сложи знак» - разрезные картинки, «Назови одним словом», «Да –нет», «Запрещается – разрешается», «Разложи знаки по группам», «Это я, это я…», «Светофор и регулировщик», «Я грамотный пешеход», игра на внимание «Веселые светофорчики» (дети у которых в руках круги желтого, красного и зеленого цвета, по одному цвету на каждого, двигаются под музыку. Как музыка останавливается надо встать тройками (красный, желтый, зеленый) Дидактическая игра «Прошагай слово».
Цель: Закрепить умение определять количество слогов в словах (полицейская, пожарная, скорая машины)
Ход игры.
Педагог называет слово пожарная и предлагает прошагать это слово. Дети шагают и произносят заданное слово, затем называют количество слогов.
Сюжетно – ролевые игры: «Безопасность на дорогах», «Гибдд», «Автобус»,
Театрализованные игры
Имитация «Слушай мою команду» (вторая младшая группа) • повторить виды транспортных средств;
• тренировать навык выполнения действия по сигналу;
• развивать внимательность. Дети выступают в образах машинок, автобусов, троллейбусов, трамваев. По условному сигналу воспитателя они жестами и мимикой заводят мотор, поворачивают руль, запускают дворники, опускают и поднимают стёкла и т. д.
Кукольный театр Для демонстрации того, насколько хорошо дети-режиссёры знают ПДД, используются куклы-артисты разных видов театра (перчаточные, пальчиковые, баночные и др.).
Например, в подготовительной группе малыши с персонажами-куклами бибабо идут по макету проезжей части, комментируя все обозначения на дороге.
Таблица: картотека пальчиковых упражнений по правилам дорожного движения
Название Возрастная группа Содержание
«Транспорт» Младшие, средняя группы. Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
В морях — корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного).
«Постовой» Средняя, старшая и подготовительная группы. Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо, (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся, (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти. (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите, (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
«Гонки» Младшие, средняя, старшая группы. Раз, два, три, четыре, пять. (возят машинку по каждому пальчику вперёд и
назад, начиная с большого)
Можно гонки начинать. (тоже самое, но начиная с безымянного)
По кругу, по кругу.
Вперёд и назад,
Но пальцы машинку мою тормозят. (катают машинку по пальцам, которые
слегка согнуты)
Закрылись. (сжимают кулак)
Машинка стоит в гараже
И фары погасли, не светят уже. (заглядывают в маленькую щёлочку в
кулаке).
«Машины» Средняя, старшая и подготовительная группы. По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются
параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен –
«сигналим».)
«Повороты» (подвижная) • развивать координацию движений рук (вправо, влево);
• внимание, мышление, умение выполнять команду, согласно знаку в руках воспитателя. • знаки «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево»;
• рули. Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети
делают один шаг вперёд, если знак «Движение направо» — дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» — дети,
имитируя поворот руля, поворачивают налево.
Аппликация: «Светофор», «Дорожный знак»
Лепка «Перекресток»
Рисование «Улица города», «Дорожные знаки»
Целевая прогулка по ул. Метелевской
Беседы: «Об истории транспорта», «О правилах поведения в общественном транспорте», «Правила перехода улиц и дорог», «Наши друзья дорожные знаки», «Правила катания на велосипеде (роликах)» «Где можно и где нельзя играть»
Пальчиковые игры «Дорожных правил очень много»
Раз - Внимание дорога!
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.
«Автомобиль»
В «Автомобиль» друзья играли
Вот из чего его собрали:
Двигатель, капот и фары
И колеса по две пары.
Есть багажник для вещей,
Бардачок – для мелочей.
Есть в нем руль – для поворота
И салон, где едет кто-то.
Есть и звуковой сигнал,
Пешеход, чтоб услыхал.
«Мы пешеходы»
Все пальчики водители
Машиной управляют! крутят рули
А так все пешеходы
Идут и не скучают
Идут по тротуару
Все правилу верны!
Все держатся лишь правой,
Лишь правой стороны.
Дидактическая игра «Палочки Кюизенера»
Цель: Закрепить знание детей пассажирского транспорта.
Ход игры.
С помощью палочек Кюизенера по схеме сложить автобус и троллейбус.
Подвижная игра «Светофор».
Ход игры.
Играют две команды. Ведущий поднимает зеленый круг, ребята потихоньку начинают топать ногами, будто идут. Когда поднят желтый круг, ребята хлопают в ладоши. При красном круге- тишина.
Подвижная игра «Остановка общественного транспорта».
Ход игры.
Участвуют по три, четыре человека от каждой команды.
Первый ребенок в команде – водитель, он надевает на себя обруч, бежит до противоположной стойки, огибает ее, возвращается к команде. К нему прицепляется второй участник, и вместе они бегут до обруча, где «пассажир» отцепляется. «Водитель» перевозит всех участников к противоположной стойке. Побеждает та команда, «водитель» которой первым перевезет своих «пассажиров».
Выставка детского творчества.
Викторина «Путешествие в страну ПДД»