Марина Таможникова
Проект мини-музея «В городе пирамидок» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка-1»
Проект познавательного мини – музея
«В городе пирамидок»
в 1 младшей группе
Подготовила:
воспитатель Таможникова М. Г.
г. Горняк 2020 - 2021г.
ПАСПОТ МИНИ – МУЗЕЯ «Пирамидки»
Место нахождения мини – музея : МБДОУ «Детский сад «Сказка», группа «Радуга»
Название мини – музея : «В городе пирамидок»
Публикация «Проект мини-музея „В городе пирамидок“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Пирамидка
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Профиль мини – музея : познавательный
Направление: сенсорика
Год открытия: 2020 - 2021
Руководитель: Таможникова М. Г.
Содержание и экспонаты: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей, располагаются пирамидки на полках стенки в групповой комнате (экспонаты связанные с деревянной игрушкой, литература по теме (загадки, стихи и произведения о деревянной игрушке, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей, альбомы, пирамидки разного времени, поделки, детские рисунки,раскраски).
Экспонаты мини – музея находятся в свободном доступе у воспитанников группы и используются ими для развития познавательной активности детей, мелкой моторики рук.
Экспонаты могут быть использованы в процессе ООД, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое творчество».
Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Характеристика помещения: мини-музей расположен на полках и стендах группы.
Пояснительная записка
Создание музея в стенах детского сада – дело увлекательное и интересное, доступное каждому.
Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею «В городе пирамидок» : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Мини-музей даёт стимул для общения.
Чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение.
Игры с пирамидками способствуют развитию крупной и мелкой моторики, творчества и воображения. В ходе игры дети исследуют и экспериментируют с пирамидками. Что позволяет расширить представления об окружающем мире.
Актуальность
Мини-музеи в детском саду являются одним из средств развития познавательной, творческой активности детей, приобщая их к искусству.
Есть игрушки, которые популярны у многих поколений детей. У ребёнка на определенном этапе его жизни появляется пирамидка. Она просто необходима малышу: развивает познавательную активность, психические процессы (внимание, память, воображение) даёт сенсорные эталоны.
С целью обогатить сенсорный опыт детей, продолжать учить группировать предметы по цвету, развивать зрительно – слуховое восприятие, мы решили создать мини – музей самой популярной игрушки у детей раннего возраста.
Цель: совершенствовать сенсорное развитие, мелкую моторику, восприятие цвета; развивать зрительно – слуховое восприятие; развивать у ребенка логическое мышление, речь.
Задачи:
Для воспитанников и родителей (законных представителей) :
• мини - музей предназначен для формирования у детей первичных представлений о музеях;
• совершенствовать сенсорное развитие и мелкую моторику рук у детей;
• способствовать игровой деятельности ребенка, познавательной активности, развитию творчества, исследования и экспериментированию с игрушкой;
• обучать группировать предметы по цвету, развивать зрительное – слуховое восприятие;
• включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; изготовлению поделок совместно с детьми, развивать познавательную активность детей;
• способствовать закладке у дошкольников основ речевого развития;
• воспитывать бережное отношение к экспонатам.
Для педагогов:
• обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с педагогами;
• проведение музейного собрания, воспроизводящего основной перечень обогащения предметно – развивающей среды;
• включение в воспитательно-образовательную деятельность элементов музейной педагогики;
• формирование активной жизненной позиции;
• накопление и передача эстетического, эмоционально-ценностного отношения к миру, формирование духовно-нравственной культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.
Принципы:
• Принцип научности: любая экспозиция должна строиться на научной основе.
• Принцип предметности: основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей, героев сказок и пр.
• Коммуникативно-информационный принцип: дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.
Виды детской деятельности:
• игровая (дидактические игры, словесные, настольные,
• изобразительная деятельность.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ – МУЗЕЯ «В городе пирамидок»
Название этапа
Содержание работы
Сроки реализации
Ожидаемый результат
Подготовительный этап
Родительское собрание.
1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
3. Выбор инициативной группы.
Декабрь Создание характеристики мини – музея «В городе пирамидок».
Практический этап
1. Сбор экспонатов;
2. Оформление выставки;
3. Индивидуальная работа с детьми.
Декабрь Создание выставки экспонатов мини – музея «В городе пирамидок».
Выставки поделок, рисунков детей и родителей.
Подведение итогов
Заседание инициативной группы.
Январь Оформление паспорта мини – музея «В городе пирамидок»,
альбома мини – музея.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Наименование
экспоната/фото
Дата поступления
Постоянное /временное/ хранение
ФИО представившего экспонат
Пирамидка «Утёнок»
11.12.20
временное
Бочарова Т. С.
Пирамидка «Утёнок»
14.12.20
временное
Шахматова Т. В.
Пирамидка
«Лисичка»
15.12.20 постоянное
Жихарева О. С.
Пирамидка
«Классическая»
15.12.20 постоянное
Жихарева О. С.
Пирамидка
«Классическая»
Напольная, большая. 17.12.20 постоянное
группа
Пирамидка
«Считалочка»
21.12.20 постоянное
группа
Пирамидка
«Лягушка»
22.12.20 постоянное
группа
Пирамидка «Жирафик»
23.12.20
временное
Бурулько И. А.
Формы работы
1. Беседы.
2. Дидактические игры.
3. Изобразительная деятельность.
Формы деятельности
1. Фондовая;
2. Научная;
3. Познавательная.
Перспектива развития мини - музея :
- пополнение разделов;
- дальнейшее привлечение родителей к работе в музее;
- использование экспонатов в воспитательно-образовательном процессе
Ожидаемые результаты.
Значимость программы мини-музея «В городе пирамидок» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини - музею : приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем мини - музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.
Эффективность использования мини - музея в обучении и воспитании во многом определяется разнообразием форм и методов работы, включающей музейный материал в воспитательно-образовательный процесс.
Мини - музей в ДОУ помогает воспитывать у дошкольников исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.
Планируемая образовательная деятельность мини - музея «В городе пирамидок» в полной мере может способствовать формированию необходимых качеств личности воспитанников, достижению поставленных целей и задач.
Итоги реализации данной программы сложно оценить с помощью количественных показателей. Работа рассчитана на долгосрочные качественные изменения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В МИНИ – МУЗЕЕС ДЕТЬМИ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Месяц
Тема
Цель
Программное содержание
Методы, приемы
Декабрь.
1 неделя Знакомство с мини – музеем «В городе пирамидок».
Познакомить детей с мини - музеем.
Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.
Рассказ воспитателя.
Словарная работа.
Декабрь.
2 неделя Дидактическая игра «Собери пирамидку».
Формировать умение группировать по цвету.
Формировать простейшие приемы установления тождества. Различать и называть цвета. Умение составлять пирамидку из трех и пяти колец. Развивать внимание, мышление.
Показ.
Объяснение.
Игра.
Дидактическая игра «Складные башенки».
Формировать умения накладывать кольца друг на друга.
Учить накладывать кольца друг на друга, не обязательно нанизывать их на стержень. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. Формировать позитивный настрой.
Показ.
Объяснение.
Игра.
Декабрь.
3 неделя Дидактическая игра "Меткий стрелок".
Упражнять в бросках.
• Развивать внимательность, глазомер. Формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания,
• вызвать эмоциональный отклик у ребёнка в игре.
Показ.
Объяснение.
Игра.
Дидактическая игра «Принеси такого же цвета».
Упражнять в классификации по признаку принадлежности к той или иной группе предметов.
• Учить вбирать по величине кольца, толщине стержня, выбор по цвету выполнять работу по показу. Учить нанизывать кольца пирамидки на стержень, чередую положение рук (держать правой рукой, нанизывать левой рукой и наоборот). Развивать зрительно – двигательную координацию при действии двумя руками. Развивать интерес к определённому виду сенсорной игры. Формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания,
• вызвать эмоциональный отклик у ребёнка в игре.
Показ.
Объяснение.
Игра.
Декабрь.
4 неделя Дидактическая игра «Пирамидки».
Закрепить названия цветов.
• Учить вбирать кольца по цвету. Развивать интерес к определённому виду сенсорной игры. Формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания,
• вызвать эмоциональный отклик у ребёнка в игре.
Показ.
Объяснение.
Игра.
Дидактическая игра «Прибежали на полянку самые маленькие колечки. Вот такие!»
Упражнять в классификации по признаку принадлежности к той или иной группе предметов.
• Учить вбирать по величине кольца. Развивать интерес к определённому виду сенсорной игры. Вызвать желание принимать участие в игре.
Показ.
Объяснение.
Игра.
Январь.
3 неделя. Выставка «Наши поделки» к музею «В городе пирамидок». Привлечь родителей к изучаемому материалу. Объединить взрослых и детей общим делом. Объяснение для взрослых о материалах, которые возможно использовать для изготовления поделки.
Показ образцов поделок.
Январь.
4 неделя. Работа с пластилином. Учить отображать с помощью пластилина форму предмета.
Учить скатывать шар, расплющивать его скрепляя детали, использовать разные цвета в поделке.
Показ.
Объяснение.
Лепка.
Работа с раскрасками Закрашивать форму предмета. Учить держать карандаш, закреплять знание основных цветов. Показ.
Объяснение.
Рисование.
Январь.
5 неделя. Развлечение
«Мишка в гости к нам пришёл, пирамидки нам принёс» Порадовать детей. Закрепить полученные ранее знания, объединить общей игрой. Показ.
Объяснение.
Игра.
Итог работы по проекту «В городе пирамидок». Подвести итоги проделанной работы. Выявить полученные детьми и родителями знания. Презентация
«В городе пирамидок».
Вывод:
В ходе работы обогатился сенсорный опыт детей, большинство из детей научились группировать предметы по цвету и размеру, развилось зрительно – слуховое восприятие, положили начало развития у детей логического мышления и речи.
Удалось включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации и экспонатов по заданной теме; изготовлению поделок совместно с детьми.