Кох Наталья Анатольевна
Проект познавательно — исследовательский «Наши соседи — насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
познавательно – исследовательский
«Наши соседи – насекомые»
Актуальность проекта –
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка, нужны ли насекомые в природе. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним.
Проблема:
Публикация «Проект познавательно — исследовательский „Наши соседи — насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
«Нужны ли насекомые в природе?»
Многие дети с отвращением относятся к насекомым. Насекомых боятся и губят их, потому что мало знают о пользе насекомых.
Гипотеза –
Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он, несомненно, будет ценить и беречь всё, что его окружает.
Цель проекта.
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации мини - проекта «Наши соседи – насекомые»
Задачи проекта.
• Социально-коммуникативное развитие:
Развивать эмоциональную отзывчивость по отношению к насекомым и их среде обитания;
Формировать основы безопасного поведения в отношении к насекомым; Поддерживать самостоятельность собственных действий детей.
• Познавательное развитие:
Учить различать насекомых по внешнему виду, по их характерным особенностям;
Учить делать выводы, наблюдая за насекомыми.
• Речевое развитие:
Обогащать словарь детей;
Учить составлять описательные рассказы о насекомых, используя схемы; Развивать диалогическую речь детей, используя игры-инсценировки.
• Физическое развитие:
Развивать пластику и выразительность движений в играх; Поощрять самостоятельность в двигательной активности детей; Развивать крупную и мелкую моторику рук и пальцев;
Закреплять знания о здоровом образе жизни.
• Художественно-эстетическое развитие:
Учить рисовать и лепить насекомых;
Развивать умение использовать цвет как средство выразительности при создании художественного образа;
Поощрять самостоятельность в выборе материала и способах действий; Развивать предпосылки самостоятельной творческой деятельности детей.
Участники проекта: воспитатели и дети средней группы, родители.
Тип проекта: краткосрочный
Ожидаемые результаты.
• У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы – насекомым;
• Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика;
• Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
• Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы;
• Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым;
• У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы;
• Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разных насекомых;
• К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап.
Изучение методической литературы по теме «Насекомые»,
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
Оформление консультаций для воспитателей «Наблюдение за насекомыми на прогулке»
Разработка проекта по теме «Наши соседи – насекомые» Воспитатели
Основной этап.
Чтение художественной литературы:
-Детская энциклопедия «Бабочки» Феклушин В.
«Кто в муравейнике живёт» Тамбиева А. Х.
- «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
- «Жук на ниточке» Шит Э. Ю.
- «Жизнь в пресной воде» Афонькин С. Ю.
- «Насекомые» Моя первая энциклопедия
- «Чудо на ладони» перевод с английского Т. Нилова
- «Тараканий охотник» Е. Пермяк
- «Комары» А. Барто
- «Муха - чистюха» Б. Заходер,
- «Кузнечик» И. Мордовина,
«Лесные загадки»
- «Детская энциклопедия. Пчёлы» Дмитриев Ю. Д.
- «Лунтик» развлекательный журнал № 3, 11, 2010 года;
Рассматривание иллюстраций (по возможности рассматривание живых особей). Отгадывание загадок «Загадки, которые мы любим»
Пословицы, поговорки;
Беседы:
- «Зачем бабочки нужны»;
-«Как появляется бабочка»;
-«Какие части тела есть у божьей коровки»;
- «Что едят стрекозы»;
- «Кто такие лесные санитары?»;
- «Кто приносит мёд?»
Дидактические игры:
- «Найди отличия»,
-«Подбери по цвету»,
- «Третий лишний»,
- «Кто скорее соберет»,
- «Крупная мозаика»,
- «Сравни нас»,
- «Поймай, скажи»,
- «Найди всех пчёл»
Художественное творчество:
Аппликация
-«Стрекоза»,
-«Муравьи спешат на помощь»,
Лепка
«Божья коровка»,
- «Паучок»,
- «В гостях у Мухи – цокотухи»
ИЗО
- «Бабочка – красавица»,
- «Насекомые»
Подвижные игры:
- «Птички и бабочки»,
- «Раз, два три, мотылька лови»,
- «День - ночь»,
- «Найди свой домик»
- «Жуки»,
- «Муравьи и дождик»,
- «Паук и мухи»,
- «Медведь и пчёлы»,
- «Поймай комара»,
- «Паук и мухи».
Просмотр мультфильмов:
«Лунтик. Паутина»,
- «Под грибом»,
- «Как муравей домой спешил»,
- «Лунтик. Домик»,
- «Тараканище»,
- «Муха цокотуха»,
- «Лунтик. Крылья»,
- «Стрекоза и муравей»,
- «Муравьишка – хвастунишка»,
- «Одуванчик – толстые щёки».
Консультации для родителей:
- «Как привить любовь к природе»
- «Укусы насекомых»
Совместная творческая деятельность
Оформление родителями вместе с детьми книжки о понравившемся насекомом «Наши соседи – насекомые»
Воспитатели,
дети,
родители.
Заключительный этап.
Фото презентация совместного творчества воспитателей группы, детей и их родителей «Наши соседи – насекомые»
Выставка рисунков и поделок «Насекомые» Воспитатели,
дети,
родители
Результаты проекта.
В своей работе, основной упор делала на родителей и детей – взаимоотношение и понимание сохранения насекомых в природе, их польза. Проведение таких встреч позволили повысить экологический уровень знаний детей и родителей. Мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о насекомых, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-2 названия насекомых то к концу – более 5. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.
Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:
• познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
• дети готовы охранять и защищать насекомых;
• у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания. В заключение работы экологическим проектом «Кто живёт рядом с нами?» следует сделать вывод: • для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы: литературно-художественный, музыкальный, изобразительный, наглядный, беседы;
• работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности.
Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер
Используемая литература:
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование
и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2005. – 160 с.
2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М.
Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
3. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой»
М: Просвещение 1973
4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по
экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л.
А. Обухова. - М. :. Вако, 2008. – 240 с.
5. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3
2004.
6. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
7. Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М:
«Просвещение» 1985
8. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и
педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004. –
320 с.
9. Саморукова Т. Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение»,
1983
10. Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
11. О. А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.
12.http//vospitatel.com.ua