Ирина Михайловна Сергеева
Проект постановки спектакля «По обрывкам памяти»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект постановки спектакля
«По обрывкам памяти»
Выполнили обучающиеся: 10-11 «А» кл.
Руководитель проекта : Сергеева И. М. Педагог доп. образования без к/к.
Проект постановки спектакля «По обрывкам памяти».
По рассказу А. Дударева «Не покидай меня».
Обоснование актуальности проекта :
• актуальность
Публикация «Проект постановки спектакля „По обрывкам памяти“» размещена в разделах
- День Победы. Сценарии праздничных мероприятий на 9 мая
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Выбранная тема проекта актуальна в настоящее время, т. к. основной целью Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Постановка спектакля и процесс работы над ним способствуют формированию всех этих качеств, что в дальнейшем ведет к правильному развитию личности ребенка. А выбор темы спектакля способствует нравственному воспитанию ребенка, развитию патриотических чувств, любви к Родине и своему народу.
• аудитория проекта – дети, участвующие в постановке спектакля, их родители и друзья, обучающиеся СОШ2.
• сроки реализации 5 недель.
• Цель – развитие творческих способностей детей через постановку спектакля «По обрывкам памяти», вызвать у детей интерес к театральной деятельности, помочь детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, учить согласовывать свои действия с действиями партнёров, узнать больше о героях ВОВ;
• задачи:
1. Подготовить костюмы, декорации и реквизит для выступления.
2. Адаптировать сценарий для постановки.
3. Сформировать у детей интерес к театральной деятельности и военно-патриотической теме спектакля.
4. С помощью тренингов помочь детям сформировать уверенность в себе.
5. Раскрыть их творческий потенциал в театральной деятельности.
6. Помочь преодолеть страх сцены.
7. Научить работать в коллективе, навыкам общения и взаимопомощи.
8. Научить детей добиваться поставленных целей.
Проект
• характеристика группы
Для реализации проекта была выбрана группа желающих принять участие в спектакле детей 14-16 лет, состоящая из 10 человек. Как видно из результатов исследования все дети хотя бы раз выступали на сцене, 35% детей любят театр, а 60 % детей любят, но не посещают часто; 60% детей уже участвовали в театральных постановках в школе, детском саду и в кружках; 35% детей уверено чувствуют себя на сцене, это в основном те дети, у которых был опыт участия в театральных постановках, 30% детей немного не уверенны в своих силах, и еще 35% застенчивы, испытывают страх сцены. Практически всем детям надо учиться работать в команде, лишь 50 % готовы полностью слушать режиссера и принимать те роли, которые, по его мнению, им подходят. Как показал 7 вопрос, 70 % детей готовы продолжать театральную деятельность. (см. Приложение 1)
На решение этих проблем и направлен проект постановки спектакля.
• Ресурсы проекта – звуковое сопровождение, зал для репетиций и выступления, кадровый состав: руководитель, звукооператор.
• этапы проекта;
Подготовительный этап - 5 дней
Подготовка экземпляров сценария для каждого участника, подбор костюмов для выступления из фонда учреждения, изготовление некоторых элементов костюмов самостоятельно, оформление декораций, на основе уже имеющихся в фонде учреждения, подбор музыкальных композиций для звукового сопровождения, подбор показательного материала для первых занятий.
Основной этап - 4 недели
Цель: Формирование интереса к театральной деятельности
Содержание
Беседа на тему «Что такое театр?» Знакомство с видами театров, театральными профессиями.
Формирование умений придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание).
Игры «Сочини предложение», «Фраза по кругу», «Давай поговорим». Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются обучающиеся. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей.
Знакомство детей с темой постановки.
Беседа о времени, которому посвящен сценарий «По обрывкам памяти» обсуждение персонажей, их характеров.
Обучение игровым действиям
Разыгрывание сценок «Выступление перед врагом», «Обсуждение спец. операции», «Отбой». Импровизационная работа детей.
Распределение ролей
Предварительное распределение ролей. Репетиция некоторых сцен спектакля на основе предварительного распределения. Окончательное распределение ролей.
Работа по ролям, изучение текста
Работа с каждой ролью в индивидуальном порядке, объяснение мимики и телодвижений. Репетиция реплик, диалогов
Репетиция спектакля
Репетиция спектакля со всеми персонажами, работа над умением пользоваться жестам, интонацией, мимикой, развитие двигательных способностей,
Репетиция спектакля со звуковым сопровождением. (Руководитель, звукооператор)
Репетиция действий во время звукового сопровождения, репетиция всего спектакля. (Руководитель, звукооператор)
Генеральная репетиция.
Репетиция спектакля с костюмами и декорациями, звуковым сопровождением.
(Руководитель, звукооператор)
Итоговый этап – 2 дня
Выступление со спектаклем перед родителями и друзьями детей. Подведение итогов постановки спектакля.
• Программа проекта
1-5 день
Познакомить детей с понятием «театр», с видами театров (художественных, драматический, кукольный, Сформировать устойчивый интерес к театральной деятельности и желание заниматься ею.
Беседа – диалог, рассказ, показ иллюстраций, фотографий театров.
6 день
Перед началом работы над спектаклем необходимо вызвать у детей интерес к театральной деятельности и обогатить их знания на тему театра.
Беседа – диалог «Какие бывают театральные профессии»
Познакомить детей с театральными профессиями и их значениями для театра.
Беседа – диалог, рассказ
7 день
Импровизационные игры
Сформировать умения придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание).
Игры, беседы – диалоги.
8 день
Игры направлены на развитие речевых способностей детей, умений быстро придумывать ответ, импровизировать. Так же игры призваны помочь застенчивым детям расслабится, почувствовать себя уютней.
Знакомство с темой постановки
Познакомить детей со сценарием «Не покидай меня», обсудить персонажей, как их будущие роли.
Рассказ, беседа – диалог.
9 день
Разыгрывание некоторых сцен из спектакля.
Обучить детей игровым действиям, путем разыгрывания некоторых сцен.
Импровизационный тренинг.
10 день
Дать возможность многим детям поучаствовать во многих ролях, что бы в последствии подобрать для каждого подходящую для него роль
Предварительное распределение ролей
Распределить роли на основе желаний и предпочтений детей и их способностей.
Распределение ролей, репетиция
11 день
Окончательное распределение ролей
Распределить все роли окончательно на основе предыдущей репетиции. Прорепетировать основные сцены на основе нового распределения. Начать изучать с детьми их роли.
Распределение ролей, репетиция
12 день
Индивидуальные репетиции
Индивидуально прорепетировать с исполнителями ролей Батян, Кремис, Гурцкая, Ладысева. Учить с детьми тексты их ролей
Индивидуальная работа
13 день
Необходимо прорепетировать каждую роль в индивидуальном порядке, с целью научить правильным телодвижениям, речи, интонациям в голосе
Индивидуальные репетиции
14 день
Индивидуальные репетиции
Прорепетировать роли Михасева, Батян, Капитана. Учить с детьми тексты их ролей
Индивидуальная работа
15 день
Совместная репетиция
Репетировать всем составом, корректировать ошибки детей, учить согласовывать свои действия с действиями других участников постановки, навыкам взаимопомощи. Помогать детям побороть неуверенность в себе
Репетиция
16-17день
Репетиция со звуковым сопровождением и декорациями.
Репетировать со звуковым сопровождением, со всеми декорациями, корректировать действия детей на сцене.
Репетиция
18-25 день
Необходимо прорепетировать со звуковым сопровождение и декорациями, что бы дети привыкли
Генеральная репетиция
26-29 день
Репетиции с костюмами и всем реквизитом, скорректировать костюмы и реквизит. Настроить детей на выступление, помочь побороть страх сцены
Репетиция
30 день
Если в костюмах или реквизите имеются недочеты, их необходимо исправить. Так же детям надо привыкнуть к костюмам
Психологически подготовить детей к выступлению перед публикой.
Подготовить зал перед выступление, проверить все оборудование.
Выступление.
Подведение итогов.
Подвести итоги всего проекта, выявить ошибки, постараться их решить.
Анализ проведенной работы.
Прогнозируемый результат:
1. Постановка спектакля и выступление перед родителями и друзьями детей.
2. Дальнейшее увлечение детьми театральной деятельностью и долгосрочный эффект перспективы развития проекта.
3. Проведение занятий с углубленным изучением театральной деятельности, что впоследствии поможет участникам определиться с будущей профессией.
Приложение 1
Анкета
Дорогие ребята, предлагаем вам ответить на вопросы нашей анкеты. Выберите из предложенных вариантов ответ, отражающий вашу точку зрения, и подчеркни его.
1. Нравится ли тебе выступать на сцене?
Да/Нет
2. Как ты относишься к театру?
Мне очень нравиться ходить в театр
Я люблю театральные постановки, но не хочу часто их посещать
Мне не очень нравятся спектакли
3. Участвовал ли в театральных постановках, если да, то где и когда это было?
Да/Нет
4. Нравится ли тебе участвовать в спектаклях?
Да/Нет
5. Представь, что ты на сцене, играешь роль в постановке. Как ты себя чувствуешь?
Я уверен в своих силах, свободно и уверено выступаю
Я немного стесняюсь, боюсь, что забуду слова
Я не уверен в себе, мне страшно перед зрителями
9. Какие бы роли ты хотел получать?
Только главные, у меня есть большой опыт в театре.
Какие дадут, режиссеру лучше знать, на что я способен
Роли второго плана, я боюсь быть в центре внимания
10. Как ты думаешь, будешь ли ты после участия в этой постановке продолжать посещать драматические кружки?
Да, я бы и дальше хотел продолжать актерскую деятельность
Посмотрю, понравится ли мне участвовать в спектакле
Я не думаю, что мне захочется еще участвовать
Приложение 2
Сценарий
«По обрывкам памяти»
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
МИХАСЕВ. Товарищ полковник! Капитан Михасев по вашему приказанию прибыл.
ПОЛКОВНИК. Проходи (улыбается, жмет руку) Ну, как чувствуешь себя?
МИХАСЕВ. Как после курорта! Какой то дурень приказал не выписывать меня из госпиталя?
ПОЛКОВНИК. Это был мой приказ.
МИХАСЕВ. Виноват, товарищ полковник.
ПОЛКОВНИК. Чего уж там… Бараном не назвал и на том спасибо… Садись! Давай сразу к делу… Значит, так… Рядом с нами местечко Беседь…
В перелеске на берегу речки – бывшая панская усадьба.
МИХАСЕВ. Знаю.
ПОЛКОВНИК. Сегодня туда прибыла спецразведгруппа. Из четырех бойцов. Во главе с младшим лейтенантом Кремис. Поступают в твое распоряжение. Ты дожжен подготовить их для особо важного задания. Вопросы?
МИХАСЕВ. А этот… Кремис… нормальный мужик?
ПОЛКОВНИК. Нормальный. Свой парень. Зеленый, правда… Курсы.
МИХАСЕВ. (Усмешка)
ПОЛКОВНИК. А ты же местный.
МИХАСЕВ. Так точно.
ПОЛКОВНИК. Иди!
МИХАСЕВ. Есть!
З а т е м н е н и е.
ПЕСНЯ Яди: (фонограмма гитары)
Я тебя к небесам подниму.
Я не дам тебе слова сказать,
Я их все разгадаю,
На губах прочитаю
Твои беспокойные сны.
О тебе лишь молюсь,
О тебе об одном лишь мечтаю,
О тебе шепчет дождь, отебе песнопенья весны…
Ладысева: (подпевает). На губах прочитаю
Твои беспокойные сны.
Ядя – ты гений.
Входит МИХАСЕВ. Остолбенел.
ЛАДЫСЕВА. Ой! (Прикрывается.)
БАТЯН. Стучаться надо! (Не прикрывается.)
МИХАСЕВ. Что?
БАТЯН. Нужно стучаться!
МИХАСЕВ. Что. вы. тут делаете?
БАТЯН. На табуретке стою… А чтё?
МИХАСЕВ. Вы как разговариваете со старшим по званию? Встать! Смирно!
БАТЯН. Хорошо хоть не «ложись»!
ГУРСКАЯ. Зина!
МИХАСЕВ. Кто вы такие?
ЛАДЫСЕВА. Кто мы такие, товарищ гвардии капитан, нужно спросить не у нас, а у нашего непосредственного начальства.
БАТЯН. А оно у нас тоже офицер, а не хухры-мухры.
МИХАСЕВ. Вы из санбата или связистки?
Девушки молчат.
Я у вас спрашиваю!
Молчание. Входит еще одна девушка
младший лейтенант КРЕМИС.
КРЕМИС. Отряд, стройся! Смирно! (Вытягивается перед МИХАСЕВЫМ.) Товарищ гвардии капитан! Специальная разведгруппа, прибывшая в ваше распоряжение, готовится к отбою. Докладывает командир группы младший лейтенант Кремис.
МИХАСЕВ (после долгой паузы). Еще раз.
КРЕМИС. Спецразведгруппа готовится к отбою. Командир группы младший лейтенант Кремис.
МИХАСЕВ (как сомнамбула). Вольно…
КРЕМИС. Вольно!
МИХАСЕВ. Отбой…
КРЕМИС. Отбой!
З а т е м н е н и е.
ПОЛКОВНИК. Что, капитан?
МИХАСЕВ. Товарищ полковник, это же девчонки…
ПОЛКОВНИК. Смотри-ка ты! Заметил…
МИХАСЕВ. Это и есть спецразведгруппа?
ПОЛКОВНИК. Так точно.
МИХАСЕВ. И это их я должен подготовить для какого-то задания?
ПОЛКОВНИК. Так точно.
МИХАСЕВ. Товарищ гвардии полковник! Разрешите подать рапорт.
ПОЛКОВНИК. Разрешаю.
МИХАСЕВ достает из кармана лист бумаги.
ПОЛКОВНИК читает.
«Прошу направить меня в штрафной батальон. Гвардии капитан Михасев». Не по адресу, товарищ гвардии капитан Михасев! В штрафбат путевку дает трибунал, а не я.
МИХАСЕВ. Отдавайте под трибунал.
ПОЛКОВНИК. За что!
МИХАСЕВ. Я отказываюсь выполнять ваш приказ.
ПОЛКОВНИК. Герои Советского Союза в штрафбатах не воюют.
МИХАСЕВ. Это же дети!
ПОЛКОВНИК. Все совершеннолетние…
МИХАСЕВ. Совершеннолетние… -O- Женщина на войне – это позор мужчины. Дочерей, жен, сестер защитить не смогли, под сапоги гансам бросили.
ПОЛКОВНИК. Молчать! Я сказал, молчать! (Пауза.)
МИХАСЕВ. Виноват!
ПОЛКОВНИК. Я думаю также как и ты., но… другого выхода нету. Нету.
МИХАСЕВ. Но это же не сорок первый год, чтобы…
ПОЛКОВНИК. Все! (Кричит.) Я сказал все!
Пауза.
МИХАСЕВ. Какое будет задание?
ПОЛКОВНИК. Не знаю. (Поднял палец.) Там разрабатывается. Иди.
З а т е м н е н и е.
Слышны звуки команд на площадке перед усадьбой.
Появляются девушки.
КРЕМИС. Групп-а-а! Раз-два! Раз-два! Носочки, носочки тянуть! Раз-два! Раз-два! Ногу выше!
БАТЯН. Куда еще выше? Выше уже только на плечи…
КРЕМИС. Разговорчики в строю! Ровняйсь, смирно! (Подходит к МИХАСЕВУ.) Товарищ гвардии капитан! Специальная разведывательная группа занимается строевой подготовкой. Командир группы младший лейтенант Кремис.
МИХАСЕВ. Здравствуйте, товарищи …бойцы!
ДЕВУШКИ. Здравия желаем, товарищ гвардии капитан!
МИХАСЕВ. Вольно.
КРЕМИС. Вольно!
МИХАСЕВ. Давайте знакомиться. Я – капитан Михасев.
ЛАДЫСЕВА. Аля…
МИХАСЕВ. Аля… Ну, а я тогда Петя… Как представляться нужно?
ЛАДЫСЕВА. Ладысева…
МИХАСЕВ. Не Ладысева, а боец Ладысева…
ЛАДЫСЕВА. Боец Ладысева.
ГУРСКАЯ. Боец Гурская.
БАТЯН. Боец Батян! Два «Б».
МИХАСЕВ. И два наряда на кухню!
БАТЯН. За что?
МИХАСЕВ. За два «Б». Вы в армии, товарищ боец! Я назначен командованием, чтобы подготовить вас для особо важного задания. С этой минуты дисциплина в подразделении должна быть железной. Под вашу ответственность, лейтенант.
КРЕМИС. Есть!
МИХАСЕВ. О разведгруппе чтобы я больше не слышал ни в слух, ни шепотом. Никакой разведгруппы нет. Вы – женское отделение батальона связи. Понятно?
БАТЯН. Понятно.
МИХАСЕВ. Кто не умеет плавать?
ГУРСКАЯ. Я!
МИХАСЕВ. Фамилия!
ГУРСКАЯ. Боец Гурская!
МИХАСЕВ. Кто хорошо плавает?
БАТЯН. Я! Боец Батян.
МИХАСЕВ. Срок – три дня. Научить. Чтобы плавала и ныряла как уточка.
МИХАСЕВ. Кто хорошо поет?
Пауза.
КРЕМИС. Боец Гурская.
МИХАСЕВ. Что, скромная очень? Чтобы через три дня Батян пела как соловей.
ЛАДЫСЕВА. Как соловей не обещаем, но петь будет.
МИХАСЕВ. Отставить смех! (К Кремис.) Занятия по строевой больше не проводить.
КРЕМИС. Есть!
БАТЯН (тихо и радостно). Ура-а-а…
МИХАСЕВ. Каждый день два марш-броска по пять километров. В сумерках. Утром и вечером.
МИХАСЕВ. Через неделю дистанцию увеличить до семи километров, еще через три дня – до десяти.
МИХАСЕВ. Днем – сон и спецподготовка. (К Кремис.) Следить за тем, чтобы все пищевое довольствие, бойцами употреблялось лично. Съедать все до последней крошки.
ГУРСКАЯ. А если аппетита нет?
МИХАСЕВ. Будет. Ослабший боец в разведке – нож в спину остальным. Вопросы? Нет. Это первое. Второе. Вы находитесь в действующей армии, значит, требования с вас…
БАТЯН. Как с мужиков.
ЛАДЫСЕВА. Так точно.
ГУРСКАЯ. Так точно.
БАТЯН. Так точно.
КРЕМИС. Так точно.
МИХАСЕВ. Вас, товарищ лейтенант, это не касалось. Вопросы? Нет! Ровняйсь! Смирно! Напра-а-во! Вдоль берега реки, на опережение! Бего-ом-марш! (Девушки убегают.) Жобс!
З а т е м н е н и е.
З а т е м н е н и е. Утро.
БАТЯН. Девочки, пристрелите меня.
ГУРСКАЯ. Воды…
ЛАДЫСЕВА. Сердце из грудей выскакивает.
Входит МИХАСЕВ и КРЕМИС.
МИХАСЕВ. Встать! Двигаться… Воду не пить! Двигаться… Согнулись… Выдох! Руками потрясли… Становись!
Девушки построились.
Как себя чувствуете, Батян?
БАТЯН. Как скаковая лошадь …
ЛАДЫСЕВА. Я пить хочу!
МИХАСЕВ. Один глоток. Только один глоток… (Каждой раздает вещи.) Гребешок, зеркальце, тушь, пудра, помада, одеколон… Сделать прически и накраситься… лежа… Ложись! Гурская, куда?
ГУРСКАЯ. Я лицо помою.
МИХАСЕВ. Команду слышали?
ГУРСКАЯ. Я же мокрая вся! Какая прическа?
МИХАСЕВ. Ложись!
БАТЯН. Ложись, Ядя.
МИХАСЕВ. Ложись! Пять минут. Чтобы прически и лица были как с иголочки! Как на танцы. Как на свадьбу.
ГУРСКАЯ. Водой из собственной фляжки пользоваться можно?
МИХАСЕВ. Можно. (Смотрит на часы.) Начали.
Девушки, лежа наводят марафет.
МИХАСЕВ. Так… Эти причиндалы пока что в сторону. Следующее задание. Лежа…
БАТЯН. Опять лежа!
МИХАСЕВ. Лежа. снять ремни, обувь, расстегнуть форму. Вот перед каждой туфельки, чулки, платье, пояса, бусы, серьги, колечки. По команде, на время, как только можно быстрее… Снять форму и все это одеть на себя.
ЛАДЫСЕВА. Тоже лежа?
МИХАСЕВА. Тоже лежа. При этом не испортить свои прически. Раз. Не выпачкать платье. Два. При этом боец Гурская должна петь, остальные подпевают или смеются.
БАТЯН. А кашлять можно?
МИХАСЕВ. Можно.
ГУРСКАЯ. Что петь?
МИХАСЕВ. Во всяком случае, не «Гимн Советского Союза».
ГУРСКАЯ. Понятно.
МИХАСЕВ. Начали!
МИХАСЕВ. Гурская, не слышу песни?
ГУРСКАЯ (поет)
З а т е м н е н и е.
БАТЯН. Следующий. Номер. Нашей… Программы… Это… Имя забыла… Как ее? Агретта, что ли?
МИХАСЕВ. Батян, вы что, уксуса выпили? Улыбка, где улыбка? Еще раз!
БАТЯН уходит и снова появляется с «улыбкой».
БАТЯН. Дорогие наши немецко-фашистские товарищи!
МИХАСЕВ. Стоп! Какие, к черту, товарищи -O-
МИХАСЕВ. Боец Батян!
БАТЯН. Слушаю, товарищ гвардии капитан!
МИХАСЕВ. Дай Бог, чтобы вы через несколько дней от этого цирка горькими слезами не заплакали.
БАТЯН. Не заплачу.
ЛАДЫСЕВА. Товарищ капитан! У нее песня хорошо получилась. Пусть Гурская ведущей будет. Ядя! Будешь номера объявлять. Давай! Зинку объявляй…
Выходит празднично одетая ГУРСКАЯ.
ГУРСКАЯ. Добрый день, дорогие рыцари! В день святой Агнии мы приветствуем вас и желаем, чтобы вы скорее победили и, чтобы вас дождались ваши невесты. И в день святой Агнии для вас поют две славянские красавицы. Просим!
МИХАСЕВ. Молодчина, Гурская! Так и будешь говорить.
МИХАСЕВ. Ну вот, Батян, можете же, когда захотите.
БАТЯН. Я когда и не хочу – тоже могу.
Танец Огня.
и ГУРСКАЯ. Конец. МИХАСЕВ смотрит на часы.
МИХАСЕВ. Десять минут… Неплохо… Что еще?
КРЕМИС. Затем свои песни поет Аля… Боец Ладысева. Потом квартетом поем немецкие… песни…
МИХАСЕВ. Еще десять минут наберется?
КРЕМИС. Двадцать наберется…
МИХАСЕВ. Хватит и десяти… До настоящего концерта… Та-ак… Перерыв…
Девушки выходят. Остается только Ладысева.
Что, Ладысева?
ЛАДЫСЕВА. Я могу еще и старинные романсы спеть…
МИХАСЕВ. Хорошо.
З а т е м н е н и е.
над картой.
ПОЛКОВНИК. С первой частью разобрались?
МИХАСЕВ. Так точно.
ПОЛКОВНИК. Если «так точно» – повтори…
МИХАСЕВ (над картой). С наступлением темноты разведгруппа должна переправиться через речку Росасенку. По одному. Высадиться вот на этой излучине… При впадении в Росасенку речки Жгунь. С максимальной скоростью двигаться вдоль русла Жгуни к поселку Ведрич.
ПОЛКОВНИК. Сколько до Ведрича?
МИХАСЕВ. Тридцать километров.
ПОЛКОВНИК. Двадцать пять.
МИХАСЕВ. Силы будем рассчитывать на тридцать.
ПОЛКОВНИК. Похвально. Дальше.
МИХАСЕВ. Дальше двигаться от поселка Ведрич на северо-запад в сторону шоссе Кромань – Жарцы. Подойти к шоссе и замаскироваться в небольшом лесном массиве за деревней Савин Дуб. Вот здесь. Ждать наступления дня.
ПОЛКОВНИК. Выдержат?
МИХАСЕВ. Выдержат.
ПОЛКОВНИК. А теперь самое главное, капитан. (Показывает на карте.) Деревня Савин Дуб, здесь ты с группой, дальше по шоссе триста метров – пуща… Где-то в пуще узел связи армии «Вайсрос». Твоя задача: парализовать его работу…
МИХАСЕВ. Виноват, товарищ полковник, это я… должен парализовать узел связи армии?
ПОЛКОВНИК. Так точно.
МИХАСЕВ. Один?
ПОЛКОВНИК. С группой. Со своей группой.
МИХАСЕВ. Смеяться можно?
ПОЛКОВНИК. Приказ разведотдела штаба фронта. Указание Ставки. Теперь смейся.
МИХАСЕВ. Они что, больные там? Узел связи! Армии! Да хоть роту там замаскируй, ничего она что сделает.
ПОЛКОВНИК. Что рота… Батальон ничего не сделает. А ты сделаешь.
(Пауза.)
МИХАСЕВ. Бесшумно не получится…
ПОЛКОВНИК. Получится. У тебя получится! На всякий случай пускай твои девчата во время ликвидации немецкую песню запоют… Если в карете кто-нибудь вякнуть успеет… Переодеться в их одежду, тела замаскировать и… с песней дальше. Ну, немножко задержались… Может кто в кустики бегал… Ты бы догадался, что что-то произошло? Я бы не догадался… Чего нахмурился… капитан?
МИХАСЕВ. Думаю…
ПОЛКОВНИК. Не ожидал?
МИХАСЕВ. Не ожидал…
МИХАСЕВ. Сколько взрывчатки брать?
ПОЛКОВНИК. Нисколько. (Положил черную коробку.) Включишь вот эту штуковину. Радиомаяк. Через десять минут его сигналы засекут наши пеленгаторы, а еще через десять минут вся фронтовая артиллерия будет бить по этим координатам. И начнется Белорусская наступательная операция. Тебе же приходилось вызвать огонь на себя.
МИХАСЕВ. На себя приходилось, на других не вызывал.
ПОЛКОВНИК. Ты – разведчик. Сантименты тебе не к лицу. Товарищ гвардии капитан, у вас еще есть вопросы ко мне?
МИХАСЕВ. Никак нет!
З а т е м н е н и е.
МИХАСЕВ. Значит так. Кто хочет выговорится – давайте здесь, на том берегу – онемели! На сутки. Разговаривать только знаками. Ни слова, ни шепота, ни вздоха. Я понятно говорю, Батян? Батя-а-ан! Что это с вами?
БАТЯН. Повышенные обязательства взяла. Немею еще на этом берегу.
МИХАСЕВ. Сейчас разведчики за излучиной немножко пошумят, чтобы внимание отвлечь и пойдем по одному.
МИХАСЕВ. Обмундирование, еда и оружие герметично запаковано в резину. Надежно привязать к руке. Пустят осветительную ракету или начнут щупать прожектором – нырнуть и держаться под водой сколько сможете. Только зацепились за берег – сразу в камыши и одеваться. Пока переправляюсь я, чтобы все были готовы к маршу. Вопросы?
КРЕМИС. Нет.
ЛАДЫСЕВА. Нет.
БАТЯН. Нет.
ГУРСКАЯ. Нет.
МИХАСЕВ. А у меня есть! Страшно?
КРЕМИС. Нет.
БАТЯН. Нет.
ГУРСКАЯ. Нет.
ЛАДЫСЕВА. Немножко.
МИХАСЕВ. И мне страшно.
Издалека доносятся звуки перестрелки.
МИХАСЕВ. Та-ак… Это наши разведчики хулиганят. Все готовы?
Пошла!
Давай, Аля…Пошла!
ЛАДЫСЕВА подходит к воде,
сбрасывает шинель, исчезает. Пауза.
Ну, Ядвига Яновна…
МИХАСЕВ. Давай.
ГУРСКАЯ, подходит к воде,
сбрасывает шинель, исчезает. Пауза.
МИХАСЕВ. Пошла! Стоп! Прожектор! Гурскую может зацепить, собака… Ну вот, я же говорил… Нырнула! Молодец, Ядя, молодец! Держись! Держись, доченька,. Держись… Не заметил… Фу-у… Дай тебе Бог здоровья, Ганс…
МИХАСЕВ (смотрит в темноту). Наплачетесь вы, ой, наплачетесь… Кровавыми слезами.
З а т е м н е н и е. Госпиталь. На кровати сидит МИХИСЕВ, смотрит в сторону, там танцуют девчата (в ночнушках) под музыку не покидай меня. Его правый рукав пустой. Рядом ПОЛКОВНИК.
ПОЛКОВНИК. Наши Кобрин взяли…
МИХАСЕВ. Никогда не верил, что если снарядом оторвет руку до плеча… пальцы ладони болят… Правда болят…
ПОЛКОВНИК. Наши Кобрин взяли…
ПОЛКОВНИК. Наши взяли Кобрин… Узел связи – Центральная нервная система армии. Мы ее парализовали. Эта операция еще раз доказала бесспорную истину: есть связь – есть армия, нет связи – толпа. Поправляйся капитан. Поедешь в Москву свою Звезду получать… Своих не нашел?
МИХАСЕВ. Нет.
ПОЛКОВНИК. Может принести чего-нибудь?
МИХАСЕВ. Все есть.
ПОЛКОВНИК. Пить тебе можно?
МИХАСЕВ. Можно.
ПОЛКОВНИК. Выше нос, гвардеец! Победа не за горами! Ну, будь.
Осторожно обнимает МИХАСЕВА, выходит.
Входит ЛАДЫСЕВА в новенькой офицерской форме.
ЛАДЫСЕВА. Петр Кузьмич, а я прощаться пришла…
МИХАСЕВ. Куда тебя?
ЛАДЫСЕВА. В распоряжение разведотдела штаба фронта. Младшего лейтенанта присвоили.
МИХАСЕВ. Поздравляю.
ЛАДЫСЕВА. А почему вы такой грустный?
МИХАСЕВ. А ты чего такая веселая?
ЛАДЫСЕВА. Димка письмо прислал!
МИХАСЕВ. Ну вот! А все хныкала: его убьют, его убьют…
ЛАДЫСЕВА (достает письмо). Зинка Батян напророчила. Он по этому поводу вот что пишет… (Читает.) «Встретив такую как ты…» Здесь он такое написал, я даже читать вам не буду. Стыдно. А ему уши надеру, когда вернется… (Читает.) «… такую как ты…» гм… гм… Вот, баламут! Вам привет.
МИХАСЕВ. А где он?
ЛАДЫСЕВА. Под Таганрогом.
МИХАСЕВ. Там горячо.
ЛАДЫСЕВА. Я знаю. Ну, я пойду, Петр Кузьмич…
МИХАСЕВ. Иди.
Целуются.
ЛАДЫСЕВА. Я побежала!
МИХАСЕВ. Подожди. Аля, ты помнишь этот романс, что вы с девчатами пели?
ЛАДЫСЕВА (после паузы). Не помню… (Сквозь слезы.) Простите, Петр Кузьмич… Я не помню!
Быстро выбегает. Пауза. МИХАСЕВ. Наши Кобрин взяли…