Екатерина Земляк
Проект «Поселок, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1
Паспорт проекта
Полное
наименование
проекта
«Поселок, в котором я живу»
Разработчик проекта Земляк Екатерина Анатольевна, старший воспитатель
Тип проекта Информационно - творческий
Цель проекта Формирование нравственно- патриотических чувств и художественно - творческих способностей детей в процессе создания макета «Наш поселок».
Задачи проекта Для детей :
Публикация «Проект „Поселок, в котором я живу“» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
1. Формировать представления о родном поселке, развивать нравственные качества.
2. Воспитывать чувства уважения и любви к поселку, в котором живем.
3. Поддерживать инициативу, стремление к импровизации, самостоятельному воплощению художественных замыслов.
4. Формировать умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами;
5. Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
6. Совершенствовать мелкую моторики руки;
Для родителей:
1. Привлечь родителей к оформлению предметно-развивающей среды.
2. Активизировать родителей к
совместной продуктивной деятельности.
Прогнозируемые результаты проекта Для детей :
1. Расширение представлений детей о родном поселке;
2. Воспитание бережного отношения к родному поселку;
3. Обогащение речи детей (свойства и качества изобразительных материалов, техника выполнения, названия организаций, профессий);
4. Повышение активности к художественно – творческой деятельности;
5. Повышение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми.
Для родителей:
1. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
2. Повышение компетенции родителей по нравственно – патриотическому и художественно – творческому развитию дошкольников.
Продукт деятельности:
- выставка рисунков «С чего начинается Родина?»;
- составление рассказов: «За что я люблю мой поселок»;
- лепка коллективная «Детская площадка»;
- макет «Наш поселок»;
- оформление уголка, посвященного нашему поселку.
Участники
Дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Сроки реализации I этап - с 17.01 по 18.01.2016 г. Подготовительный:
1. Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ).
2. Изучение литературы по теме.
3. Постановка целей и задач, определение методов и приемов.
4. Составление перспективного, тематического плана.
5. Подготовка оборудования и материалов.
6. Оснащение предметно-развивающей среды.
7. Составление информационных листов
для родителей.
II этап - с 21.01 по 25.01.2016 г. Организационный:
Организация наблюдений, НОД, игр по теме.
III этап - с 26.01 по 28.01.2016 г. Завершающий:
Систематизация наработанного материала (конспекты, игры, фото, детская продуктивная деятельность).
IV этап – 29.01. 2016 Презентационный:
- выставка рисунков «С чего начинается Родина?»;
- презентация макета «Наш поселок»
Раздел 2
2.1 Актуальность
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Психологами доказано, что у человека врожденны не сами художественно - творческие способности, а способности к их развитию. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей.
Одной из образовательных областей (согласно ФГТ) является «Художественное творчество», которая направлена и строится на развитии продуктивных видов деятельности.
В свете современных требований мы должны искать новые пути и формы развития художественно - творческих способностей детей. Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок здоровым и успешным.
Развитие детского художественного творчества – это комплекс эстетических способностей и умений. Их формирование направлено на развитие творческой активности, эмоциональности, инициативности, самостоятельности, способности к самооценке.
Эта проблема особенно актуальна и направлена на потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа выразительными средствами. Особенно ярко это проявляется в деятельности с разнообразными художественными материалами.
Развитие творческих способностей старших дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности. (Б. Г. Ананьев, М. Н. Скаткин). Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе при создании макета. Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, плодов растений, пробок, крышек, палочек от мороженого, зубочисток, проволоки и т. д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей старшего дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.
В процессе изготовления макета создаются условия для развития речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно - конструктивных способностей, социально – нравственных качеств детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом.
В процессе создания макета у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
Исследования педагогов, ученых (М. Ю. Новицкой, Т. А. Будариной Л. С. Куприной, С. А. Козловой) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания: в различных видах художественно - продуктивной деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, интерес к общественному окружению.
При организации совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей предлагается форма организации в мини-группах, что способствует приобщению старших дошкольников к художественно – творческой деятельности, предоставлению детям свободы выбора, возможности развития комбинаторных умений и выработки индивидуального стиля и темпа деятельности.
Выше сказанное доказывает необходимость разработки проекта «Поселок, в котором я живу», направленного на развитие художественно - творческих способностей в процессе создания макет «Наш поселок».
Концептуальные основы.
В основе проекта представлены концептуальные идеи:
- Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами художественно – творческой деятельности, необходимой для дальнейшего обучения.
- Целостное развитие ребенка, т. е. единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуализации. (В. М. Крулехт)
Концептуальные идеи
Направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л. С. Выготский).
Таким образом, художественно – творческая деятельность является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Новизна
Эффективным средством развития у детей художественно-творческих способностей, является организация продуктивной деятельности в мастерской Карандашкина, дающая возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых творческих и познавательных задач.
2.2 Цели и задачи проекта
Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств и художественно - творческих способностей детей в процессе создания макета «Наш поселок».
Задачи:
Для детей:
1. Формировать представления о родном поселке, развивать нравственные качества.
2. Воспитывать чувства уважения и любви к поселку, в котором живем.
3. Поддерживать инициативу, стремление к импровизации, самостоятельному воплощению художественных замыслов;
4. Формировать умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами;
5. Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
6. Совершенствовать мелкую моторики руки.
Для родителей:
1. Привлечь родителей к оформлению предметно-развивающей среды.
2. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Гипотезой проекта является предположение о том, что создание макета «Наш поселок» в совместной художественно – творческой деятельности будет способствовать реализации поставленных задач.
2.3 Ожидаемые результаты
Для детей:
1. Расширение представлений детей о родном поселке;
2. Воспитание бережного отношения к родному поселку;
3. Обогащение речи детей (свойства и качества изобразительных материалов, техника выполнения, названия организаций, профессий);
4. Повышение активности к художественно – творческой деятельности;
5. Повышение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми.
Для родителей:
1. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
2. Повышение компетенции родителей по художественно – творческому развитию дошкольников.
Продукт деятельности:
- выставка рисунков «С чего начинается Родина?»;
- создание альбома «С чего начинается Родина?»
- лепка коллективная «Детская площадка»;
- макет «Наш поселок»;
- составление рассказов: «За что я люблю мой поселок»;
- оформление уголка, посвященного нашему поселку.
2.4 Принципы
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно – творческой деятельности:
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастных групп ДОУ;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Раздел 3
3.1 Механизм реализации
Перспективный план реализации проекта
I этап – подготовительный
Деятельность
педагога Деятельность детей Деятельность
родителей
1. Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ).
2. Изучение литературы по теме.
3. Постановка целей и задач, определение методов и приемов.
4. Составление перспективного, тематического плана.
5. Подготовка оборудования и материалов.
6. Оснащение предметно-развивающей среды.
7. Составление информационных листов
для родителей. Педагогический анализ сформированности умений и навыков у дошкольников.
Выявление уровня педагогической культуры родителей по теме (анкетирование).
II этап – организационный
Деятельность
педагога Деятельность детей Деятельность
родителей
Проведение наблюдений, занятий, совместной художественно - творческой деятельности. Участие детей в совместной игровой, практической, художественно – творческой деятельности. 1. Оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды:
- сбор природного и бросового материала
- участие в создании макета (дома поселка)
2. Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.
III этап – завершающий
Деятельность
педагога Деятельность детей Деятельность
родителей
1. Систематизация практического материала (конспекты, игры, фото, детская продуктивная деятельность). 1. Педагогический
анализ сформированности умений и навыков у дошкольников.
2. Оформление результатов педагогического наблюдения.
1. Отзывы родителей
2. Участие в презентации макета всем участникам проекта.
VI этап - презентационный
Деятельность
педагога Деятельность детей Деятельность
родителей
1. Создание альбома «С чего начинается Родина?»
2. Оформление макета «Поселок, в котором я живу»
3. Подготовка и организация презентации. Участие в презентации
(обыгрывание). Участие в презентации
макета «Поселок, в котором я живу»
3.2 План реализации проекта
Тематическое планирование НОД
Деятельность Название Программные задачи
Социализация, труд, безопасность Социализация «Мой поселок»
Закрепить знания о родном поселке
Коммуникация «Труд человека»
Знакомство с профессиями людей, работающих в поселке.
Художественное творчество Рисование: «С чего начинается Родина?»
Лепка: по замыслу «Детская площадка» Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства, как одном из «уголков» своей Родины.
Инициировать творческие проявления детей при создании поделки.
Познание «Дом под крышей голубой» (природа – наш общий дом) Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом.
Игры для детей
Вид игры Название Цель
Сюжетно - ролевая «Магазин»,
«Детский сад», «Библиотека»,
«Школа»,
«Больница». Обогащение содержания сюжетно ролевых игр детей на основе знакомства с социальной действительности и отношениями людей.
Дидактическая
игра
«Правила дорожного движения»,
«Раньше и сейчас»,
«Кем быть?»
«Кому что нужно для работы»
Обогащение игрового опыта каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.
Перспективное планирование
Мероприятия Сроки
1. Открытие недели творчества:
Встреча с Карандашкиным в его творческой мастерской. Заучивание девиза «Тили бом! Тили бом!»
Беседа по теме «Как создать макет поселка», составление плана деятельности на неделю с детьми.
Рассматривание буклета «Наш поселок».
Оформление основы для макета «Наш поселок» (подготовка планшета – оклеивание, нанесение разметки, план расположения домов)
Экскурсия по поселку. Понедельник
2. Начинаем день с девиза.
Беседа: «Кто работает в детском саду»
Час творчества: «Оформление территории будущего детского сада» (изготовление клумб, детских площадок, песочниц, беседок и т. д.)
Наблюдение строительства детского сада. Вторник
3. Начинаем день с девиза.
Беседа: «Профессии – учитель, библиотекарь, продавец»
Творческая деятельность - установка макетов домов и офисных зданий на основной макет.
Изготовление дорог и пешеходных дорожек, газонов, уличных фонарей в рамках кружка «Волшебные ладошки» - беседа о безопасности дорог.
Слушание песен о поселке. Среда
4. Начинаем день с девиза.
Беседа: «Профессии в амбулатории, КСК «Ника», администрации»
Творческая деятельность – установление готовых атрибутов на макет.
Изготовление клумб, газонов, деревьев, знаков в рамках кружка «Макаронная фантазия» - беседа об озеленении поселка.
Чтение стихов, написанных жителями поселения. Четверг
5. Закрытие недели творчества.
Презентация макета «Наш поселок».
Составление рассказов: «За что я люблю мой поселок».
Создание альбома «С чего начинается Родина?»
Прощание с героем. Пятница
3.3. Литература:
1. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» - СПб. : Детство-Пресс, 2003.
2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Москва. «ВАКО». 2008.
3. Киселева Л. С. Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения – М. : АРКТИ, 2003.
4. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009.
5. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Художественно – эстетическое и социально – нравственное воспитание дошкольника – М. : школьная пресса, 2007.
6. Сайт https://Мама для мам.