Кадырова Назия
Проект «Помнит сердце, не забудет никогда» (75-лет ВОВ) группа «Сказка»
Аннотация
на проект «Помнит сердце, не забудет никогда» (75-лет ВОВ)
для детей (5 – 7 лет) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида № 22»
Актуальность проекта определена тем, что в современном мире на фоне переплетения культур все более заметной становится утрата патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитание патриота начинается в дошкольном возрасте. Как писал В. А. Сухомлинский: «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины…»
Публикация «Проект „Помнит сердце, не забудет никогда“ (75-лет ВОВ) группа „Сказка“» размещена в разделах
Проект имеет большую практическую значимость для дошкольного образования, так как обеспечивает реализацию субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Инновационная направленность отражается в соответствии проекта федеральному государственному образовательному стандарту, включение детей и родителей в образовательный процесс как равноправных его партнёров.
Степень распространения представленных материалов охватывает детей 5-7 лет, всех педагогических работников ДОУ, социальных партнёров.
Актуальность проблемы
75 лет минуло со дня Победы в Великой Отечественной войне, но не меркнет величие подвига нашего народа. Дошкольники и их родители мало знают об этой войне, о её героях и подвигах, не задумываются, как та, далёкая уже война прошла по судьбам их родственников.
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос воспитания патриотов России, граждан, способных к социализации в условиях гражданского общества, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам и культуре других народов. Как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь?
Патриотическое воспитание – основа нравственного воспитания подрастающего поколения. Современное общество сталкивается со многими проблемами. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление компьютерной зависимости, включая жестокие игры. К сожалению, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, с «помощью телевидения» формируются новые героические образы. В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Формы взаимодействия с родителями
О военных событиях нашей Родины и о подвигах её защитников рассказывают дома. В процессе совместного детско-взрослого сопереживания событий патриотической направленности и формируется потребность быть сопричастным к культурно-историческому наследию и служению Родине.
Включение родителей в проектную деятельность помогает детям проявить интерес к военным событиям своей Родины, к жизни участников – родственников ВОВ.
В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое. На данном этапе перед нами стояла задача непрерывно продолжать работу над проектом. Мы активно стали использовать интернет-ресурсы, с помощью которых мы имели возможность общаться с детьми и их родителями, не выходя из дома.
Формы взаимодействия с родителями:
- памятка для родителей «Как рассказать родителям детям о ВОВ»;
- выставка совместного творчества родителей и детей «Была война…Была победа»;
- консультация «Книги для детей о войне»;
- изучение семейных архивов об участниках в ВОВ;
- общение с родителями путем интернета – ресурсов (дистанционное обучение);
- видео занятия;
- образовательные маршруты для совместной деятельности родителей с детьми, размещенные на сайте детского сада.
Цель и задачи организации проекта
Участники проекта Цель организации проекта Задачи организации проекта
Дети Формирование патриотических чувств и любви к Родине, на основе расширения представления у детей о ВОВ, через различные виды детской деятельности с помощью дистанционного обучения. Обогатить представление детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в ВОВ;
воспитывать чувство гордости и уважение к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину, к павшим бойцам и ветеранам ВОВ;
- продолжать развивать творческие способности детей в рамках реализации проекта.
Педагоги (воспитатели, специалисты ДОУ) Создание условий для обобщения и расширения знания детей о героях войны, о подвигах юных героев и об истории ВОВ. Изучить информацию, подобрать литературу, иллюстрации о ВОВ отражающие историю ВОВ, её героях и их боевых заслугах;
создать развивающую предметно-пространственную среду, отражающая историю нашей страны в период ВОВ;
построение работы с родителями с использованием дистанционного обучения.
Родители Способствовать активному вовлечению родителей в деятельность ДОУ, сформировать у родителей активную позицию в патриотическом воспитании и образовании детей. Дать методические рекомендации о том, как правильно рассказать детям о войне,учитывая возрастные особенности детей.
Участники проекта : педагоги дошкольного образовательного учреждения: воспитатели подготовительной к школе группы; воспитанники старшей и подготовительной к школе группы и их родители.
Срок реализации:март - апрель 2020 г.
Основание проекта
Проект реализуется на основе использования интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Образовательная область познавательное развитие: рассматривание альбомов «Кто помог солдатам победить», «Собаки на войне», «Герои Великой Отечественной войны», рассматривание картин: А. Лактионов «Письмо с фронта», А. Дайнека «Оборона Севастополя», А. Худяков «Медсестра», Ю. Непринцев «Отдых после боя»; дидактические игры: «Узнай и назови бытовую технику ВОВ», «Кто служит в армии?», «Каким должен быть воин?», «Чья форма?», «Четвертый лишний», «Военный транспорт», «Рода войск», «Кому что нужно?».
Образовательная область речевое развитие: диалог, монолог после просмотра фильмов и видеороликов, презентаций о ВОВ. Беседы: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Дети войны», «История георгиевской ленточки», «Великая Победа», «Мы незабудем», «Защитники родного края», «Символы Победы – ордена, медали, знамена». Словесные игры: «Один - много», «Сосчитай до пяти», «Скажи наоборот».Чтение рассказов : С. Алексеева «Рассказы о Великой Отечественной войне», М. Зощенко «Солдатские рассказы», Ю. Яковлев «Как Серёжа на войну ходил», Л. Кассиль «Твои защитники», О. Высоцкая «Салют», Е. Благинина «Шинель», Е. Трутнева «Парад», А. Твардовский «Рассказ танкиста», С. Михалков «День Победы». Чтение стихотворений: Т. Белозеров «День победы», Н. Иванова «Что за праздник», А. Шамарин «Дедушкины друзья».Пословицы и поговорки о войне.
Образовательная область художественно-эстетическое развитие:
художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка, оригами, изготовление открыток для ветеранов;
музыкально-художественная деятельность: прослушивание музыкальных произведений: «Праздник Победы» (муз. М. Парцхаладзе, «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача, «Герои Сталинграда» (муз. С. Чернецкого, «Журавли» (муз. Я. Френкеля, «День Победы» (Д. Тухманова, «Солнце Победы» (муз. А. Филиппенко, «Песня о мире» (муз. А. Филиппенко, сл. Волгиной, «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, сл. Чибисова).
Образовательная область социально-коммуникативное развитие: сюжетно-ролевые игры: «Госпиталь», «Разведчики», «Моряки», «Летчики», «Парад».
Образовательная область физическое развитие: подвижные игры: «Встречные перебежки», «Стенка-мишень», «Разведчики», «Шагаем на параде», «Самолеты-бомбардировщики». Эстафеты: «Доставь пакет с секретным донесением», «Переправа», «Помоги раненому», «Меткий стрелок», «Полоса препятствий», «Собери патроны».
Условия реализации проекта
Подготовленность педагогов, обеспечивающая их профессиональную готовность к созданию проектов в дошкольном образовательном учреждении.
Создание развивающейпредметно – пространственный среды, способствующей обогащениюзнаний об исторических событиях военных лет.
Наличие научно-методической, художественной литературы о ВОВ.
Создание уголков творчества для продуктивной деятельности детей.
Подготовка родителей к созданию ситуаций успеха для детей в условиях проектной деятельности.
Взаимодействие и сотрудничество с социумом.
Формы реализации проекта
Образовательный проект реализуется на основе субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательных отношений и предполагает следующие организационные формы:
утренние сборы в группе детского сада, позволяющие организовать введение детей в проблему изучения истории ВОВ на основе их интересов и потребностей; либо сделать выводы по наблюдениям, фотоматериалам, собранным на протяжении какого-то определенного времени;
экскурсии виртуальные («видео экскурсия» по городам героям);
составление образовательных маршрутов для совместной деятельности родителей с детьми в условиях дистанционного обучения
Этапы реализации проекта
№ этапа Название блока Сроки
1 Подготовительный этап февраль
2 Основной этап (реализация проекта)
(Дистанционный) март
3 Заключительный этап
(дистанционный)
- Мини-проекты детей
- Подведение итогов
апрель
План реализации проекта «Помнит сердце, не забудет никогда»
Этапы проекта Деятельность детей Деятельность педагогов Взаимодействие с семьей
Подготовительный
Рассматривание иллюстративного материала по теме.
Участие в обсуждении этапов выполнения проекта в зависимости от желаний детей, которые будут осуществлять сбор материала по конкретной теме.
- Оформление для родителей «Уголок памяти» (Приложение 1)
- Акция «Окна победы» (Приложение 2)
- Изготовление поделок «Была война… Была победа» (Приложение 5) Составление плана работы над проектом, распределение заданий, обсуждение с детьми пошагового выполнения заданий.
- Создание альбомов «Города - герои», «Бугурусланцы в боях за Родину», «Дети герои ВОВ» (Приложение 3)
- Создание книги «Бессмертный полк» (Приложение 4) Обсуждение на родительском собрании содержания проекта.
Обсуждение тематики мероприятий в русле выполнения проекта.
Сбор материалов, фотографий о участниках ВОВ.
Основной - Участие детей в викторинах, олимпиадах (Приложение 6)
- Изготовление открыток ветеранам
- Рисунки «Спасибо за мир» (Приложение 7)
- Конкурс чтецов «Великой победе посвящается» (все возрастные группы детского сада) (Приложение 8) - Составление образовательного маршрута(https://sad-22bg.ucoz.ru) (Приложение 9)
- Видео экскурсия «Города герои» (Приложение 10)
Чтение детям литературы по теме и рассматривание иллюстраций, просмотры фильмов о войне, слушание песен, заучивание стихотворений, рассказы детям о своих родных принимавших участие в ВОВ.
Заключительный Презентация детьми
мини-проектов.
Сбор материалов для создания фильма. Совместное составление мини-проектов.
Подведение итогов Фильм «Помнит сердце, не забудет никогда» (Приложение 11)
Темы индивидуальных маршрутов детей
Имя ребенка Предлагаемые проблемы Тема мини-проекта
Никита Б.
Заинтересованность детей о своих родственниках-участниках в ВОВ. «Через все прошли и победили»
Алёша А. «Мой прадед-танкист»
Валерия К. «Мой прадед-герой»
Моряков Б. «Спасибо за победу!»
Мини-проект Никиты Б.
Тема: «Через все прошли и победили»
Моя прабабушка, Богданова Елизавета Павловна, родилась27 октября 1923 года. Участвовала на фронтах Великой Отечественной войны с июня 1943г. по май 1945 года. Она была снайпером, военной связисткой. В одном из боев была ранена осколком в руку. Победу встретила в Берлине. Была награждена орденами Отечественной войны I степени, Красной звезды, Славы III степени, медалями «За освобождение Варшавы», «За освобождение Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественный войне 1941-1945гг.» и другими медалями.
Мой прадедушка, Богданов Яков Никитич, родился 20 октября 1920 года. Участвовал на фронтах Великой Отечественной войны с 1941г. по май 1945 года. Был командиром танка Т-34. В боях был ранен, контужен. Победу встретил в Берлине. Была награждена орденами Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественный войне 1941-1945гг.» и другими медалями.
Про подвиги моих прадедушки и прабабушки было много написано в газетах, книгах. (Приложение 12)
Мини-проект Алёши А.
Тема: «Мой прадед-танкист»
Мой прадедушка, Мокшаев Леонид Павлович, родился в с. Старые Узели, Бугурусланского района. Был призван в армию 1939 году, служил в Монголии. Участвовал в обороне Москвы, в боях на Курской дуге. При форсировании р. Неман на подступах к г. Каунас, командовал 122 минометным расчетом. участвовал при формировании реки Днепр, был неоднократно в разведке. Получил 5 ранений, 2 из которых тяжелые. Дошел до г. Будапешт, где 17 июля 1944 года получил ранение и отправлен в госпиталь. Представлен к награждению орденом «Красной Звезды». Награжден «Медалью за отвагу», награжден юбилейным орденом «Великой Отечественной войны Iстепени».
Мини-проект Богдана М.
Тема: «Спасибо за победу!»
Мой прадед, Моряков Иван Кириллович, родился 22.06.1921 года в с Виловатое Богатского района, Куйбышевской области. Был призван в армию 05.1940 года. Служил 887-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион 16-й Гвардейской стрелковой дивизии, 1-я батарея. Воевал на фронтах: Сталинградский фронт, Кавказский фронт, Белорусский фронт. Был награжден медалями: «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.», «За освобождение Кенигсберга». Умер 13.06.1990г.
Мини-проект Валерии К.
Тема:«Мой прадед-герой»
Мой прадед, Голубев Сергей Алексеевич, родился 23.09.1917г. в Чкаловской области, д. Никулино. Он был призван в армию Амурская область, Благовещенский район, откуда и ушел на фронт в воинском звании «сержант». Принимал участие в освобождении городов Сталинград и Орел. Во время войны получил два осколочных ранения в голову и в грудь. Победу он встретил в Литве город Мажейкяй. Был награжден медалью за победу над Германией в Великой Отечественной Войне, Орденом Красной звезды и орденом Отечественной войны II степени. Умер 04.03.1987г.
Полученный результат отследить по следующим критериям
активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;
развитие патриотических чувств, гордость и уважение к ветеранам ВОВ;
проявление индивидуальности ребёнка в решении поставленных перед ним задач;
компетентность и включенность родителей в образовательный процесс.
Ожидаемый результат
Дети:
- проявляют интерес к событиям ВОВ, имеют представления о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях ВОВ;
- имеют представления о военных профессиях, о родах войск, военной технике;
- толерантны, испытывают уважение к ветеранам ВОВ и чувство гордости за свой народ;
- с помощью взрослого выбирают необходимые способы работы в соответствие с поставленными задачами;
- используют полученные знания и умения в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, коммуникативной, а также в конструировании, рисовании, ручном труде и т. д.
Родители, в том числе старшее поколение (бабушки и дедушки) :
- активно участвуют в реализации проекта, знакомя детей с родными, участвовавших в ВОВ;
- оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы и детского сада (фотографии, поделки, книги, вырезки из журналов и газет и др.);
- активны и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Педагоги (воспитатель и специалисты) :
- повышают педагогическую компетентность по теме проекта «Помнит сердце, не забудет никогда»;
- создают условия для восприятия сведений об историческом прошлом нашей Родины;
- организовывают дистанционно воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов детской деятельности;
- организовывают итоговую презентацию по результатам проектной деятельности.
Научно-методическое обеспечение:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
3. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы». Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. - М. : 2008 г. – 156с.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России». Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. - М. : 2007. – 203с.
5. Казакова А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе». – М. : 2010 г. – 86с.
6. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
7. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст] : для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.
12. Журнал «Д/в» № 4, 2001; №1, 2005; № 5, 2005
13. Журнал «Ребенок в д/с» № 2, 2007; №2, 2008;