Татьяна Родичева
Проект «Помним! Гордимся!» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать
Проект «Помним! Гордимся!»
«Есть память, которой не будет забвенья,
И слава, которой не будет конца…»
Тип проекта: краткосрочный.
Вид проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: дети 5-7 лет с ТНР, воспитатели, специалисты, логопед, психолог, родители (законные представители, представители социума.
Публикация «Проект „Помним! Гордимся!“ для детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Проблема. Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Настоящее и будущее нашего общества и государства, как никогда раньше, определяется духовно-нравственным здоровьем нашего многонационального общества, бережного сохранения и развития его культурного наследия, исторических
и культурных традиций общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательного восприятия большинством граждан (особенно молодыми) принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. У некоторых детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня, к сожалению, материальные ценности преобладают над духовными. А «патриотизм – это не значит только любовь
к Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней» (А. Н. Толстой).
Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Актуальность. Патриотизм— это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос воспитания патриотов России, граждан, способных к социализации в условиях гражданского общества, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам и культуре других народов.
Гражданско-патриотические чувства не может возникнуть сами по себе.
Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. Им доступно чувство любви к своей семье, детскому саду, к своему городу, к родной природе, к своей родной стране. Чем крепче корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, тем глубже и крепче чувство Родины. Именно в дошкольном возрасте дети особенно обучаемы и восприимчивы, а навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера в этот период оказываются особенно прочными, и являются фундаментом дальнейшего развития личности. В дошкольном возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире и проявления начал патриотизма и гражданственности. ФГОС ДО определяет одним
из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение
к социальным нормам, традициям семьи, общества и государства».
В ФГОС также уделяется большое значение социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста, поскольку именно в общении происходит становление человеческой личности, формирование её свойств, нравственной сферы, мировоззрения. Для детей с тяжелыми нарушениями речи (с ТНР) данная проблема наиболее актуальна. Нарушение речи имеет существенное влияние на психику ребенка. Речевой дефект является одной из значимых причин, в результате которой могут закладываться определенные негативные личностные качества, такие как пассивность, замкнутость, неуверенность, обидчивость, это негативно сказывается на развитии познавательной сферы, социально-коммуникативных и личностных навыков.
Проблемы дошкольников с ТНР вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием, личной пассивностью взрослых в вопросах патриотизма и гражданственности. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, иногда разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление компьютерной зависимости, включая жестокие игры.
К сожалению, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, а с «помощью телевидения» формируются новые героические образы.
В процессе воспитания детей с ТНР необходимо создавать условия для полноценной духовной жизни воспитанников, для максимальной реализации их природных способностей, для актуализации душевных и духовных потребностей. Гражданско-патриотическое воспитание, являясь важной
и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с ТНР, может и должно служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей!
Апробируя различные педагогические технологии, методики, приемы работы, мы убедились на практике, что неиссякаемым источником патриотического воспитания в социализации детей с нарушениями речи может служить региональный компонент. Именно он дает возможность наглядно, доступно, на близком, понятном и зачастую знакомом материале создать условия для формирования основ социальной активности подрастающего гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
День Героев Отечества в России – это памятная дата, которая отмечается 9 декабря. В этот день чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы.
В этот же день тихвинцы вспоминают и чествуют героев, освобождавших в годы Великой Отечественной войны наш родной город от немецко-фашистских захватчиков.
Цель проекта: Создание условий для развития у дошкольников с ТНР основ нравственно-патриотических и гражданских чувств, уважения, гордости за подвиг наших предков на основе обогащения их представлений
о Великой Отечественной войне, о роли Тихвинской операции и качествах характера людей, которых мы называем Героями.
Задачи проекта:
1. Вызвать интерес к знакомству с некоторыми сведениями из военной истории нашей Родины, армии, народа, города Тихвина.
2. Способствовать повышению уровня познавательного интереса детей
и формированию основ их гражданско-патриотических чувств
3. Создать условия совместного детско-взрослого сопереживания событий патриотической направленности, потребности быть сопричастным к культурно-историческому наследию и служению Родине.
4. Расширять и систематизировать представления детей о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне, о подвигах героев и роли битвы за Тихвин.
5. Обогащать словарный запас детей, развивать грамматически правильную
и связную речь.
6. Познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военных лет.
7. Предоставить условия для демонстрации своих знаний и художественно-речевых умений по теме
8. Воспитывать уважительное отношение к защитникам Родины, ветеранам, любовь к Родине.
Предполагаемый результат:
= дети будут интересоваться фактами истории родной страны
= у детей сложатся элементарные представления о подвигах советского народа, героях Великой Отечественной войны,
о битве за Тихвин, местах боевой славы города; о чертах характера людей – патриотов, защитников, Героев
= расширится их словарь, будет развиваться способность грамотно составлять словосочетания и предложения, появится опыт составления рассказов по теме
= дети будут развивать навыки совместной работы, поиска и сбора информации, ее анализа и систематизации, выступления с презентациями
= дети научатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие.
= дети будут испытывать чувство гордости, уважения и заботы к Защитникам Отечества; будут осознавать, что герой – это тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию. Героями не рождаются, ими становятся, а значит у каждого есть возможность в будущем стать Героем России!
Работа с родителями:
- Привлечение к пополнению предметно-развивающей среды (атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр, настольно-печатные игры, детская художественная литература и раскраски по тематике проекта)
- Помощь детям в заучивании и выразительном исполнении стихотворений
-Подбор материала и рекомендации в вопросах помощи своему ребенку при подготовке рассказов на темы «Герои ВО войны», «Тихвин-город воинской славы»
-Оформление рекомендаций для родителей «Как рассказать нашим детям
о войне», «Как знакомить детей с родным городом?»
-Совместный выход в комнату боевой славы военно-патриотического клуба «Десант»
-Посещение памятных мест, связанных с освобождением Тихвина от немецко-фашистских захватчиков
Этапы реализации проекта
I - подготовительный этап.
Цель: Подбор и накопление материала по тематике проекта, создание условий для реализации проекта.
-Составление плана проекта.
-Выбор сюжетных иллюстраций, фотографий, видео и слайдов о Великой Отечественной войне
-Подбор записей музыкальных произведений, игр, стихов для заучивания
и исполнения детьми, литературы для слушания
II - Основной этап.
Цель: внедрение накопленного материала по тематике проекта в образовательный процесс.
Образовательная область «Познавательное развитие».
-Рассматривание и обсуждение иллюстраций «Герои», «Награды войны», «Тихвин в годы войны», «По местам боевой славы Тихвина»
-просмотр энциклопедических и видеоматериала о ВОВ
-НОД: = «Героями не рождаются, героями становятся»
= «Что за страшное слово «война»
= «Мы помним! Герои битвы за Тихвин!»
= Проведение бесед с демонстрацией слайдов на тему: «Кто такой герой? Что такое героизм?», «Дети войны», «Тихвин в декабре 1941года»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
= Сюжетно-ролевые игры «Защитники Тихвина», «Госпиталь»
=Дидактические игры «Узнай и назови боевую технику ВОВ», «Кто служит в армии?», «Каким должен быть воин?», «Чья форма?», «Четвертый лишний», «Военный транспорт», «Рода войск», «Кому что нужно?».
=Настольно-печатные игры: «Военные профессии», «Наша Родина».
= Посещение памятника «Звезда» и стелы, возложение цветов в память
о погибших воинах
=Посещение комнаты боевой славы военно-патриотического клуба «Десант»
Образовательная область «Речевое развитие».
= Рассматривание детских книг и энциклопедий по данной тематике
=Чтение художественной литературы о ВОВ (С. Алексеев «Победа будет за нами», Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», К. Паустовский «Стальное колечко»,
И. Туричин «Крайний случай», Н. Ходза «Дорога жизни»).
=Составление рассказов «Тихвин- город воинской славы», «Герой войны».
=Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной».
=Выступление с выразительным исполнением стихов, посвященных 81-ой годовщине освобождения Тихвина от немецко-фашистских захватчиков на Русском радио Тихвин
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
=Рисование в нетрадиционной технике «Салют в честь Победы».
= Пластилинография «Подарок ветерану».
= Работа с раскрасками по теме.
= Прослушивание песен военных лет и песен о войне (Л. Олифирова
«С дедом на парад», Е. Петерсбурский «Синий платочек», Д. Тухманов «День Победы», А. Новиков «Смуглянка», М. Блантер «Катюша», А. Александров «Священная война»).
Образовательная область «Физическое развитие».
=Подвижные игры «Встречные перебежки», «Перебежки парами», «Стенка - мишень», «Разведчики», «Шагаем на параде», «Самолеты -бомбардировщики».
=Эстафеты «Доставь пакет с секретным донесением», «Переправа», «Помоги раненому», «Меткий стрелок», «Полоса препятствий», «Собери патроны».
III - Заключительный этап.
Цель: подведение итогов
=Квест–игра «Юные патриоты»
Заключение.
Патриотическое воспитание дошкольников – сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов и родителей, систематической
и планомерной работы. В процессе совместного детско-взрослого сопереживания событий патриотической направленности формируется потребность быть сопричастным к культурно-историческому наследию
и служению Родине. Реализация проекта позволила не просто повысить интерес детей к событиям ВОВ, людям, защищавшим Родину много лет назад, к родному городу, но и способствовала формированию основ гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет
в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.