ЕЛЕНА МЕДВЕДЕВА
Проект «Полевской — моя малая Родина» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Полевской – моя малая Родина»
Автор: Медведева Е. Г.
Актуальность
Воспитание любви к своей малой родине является главной ступенью в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.
Публикация «Проект „Полевской — моя малая Родина“ для дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, братьям и сёстрам, бабушке и дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребёнок хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нём должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил свой детский сад. Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины, это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине - России.
Проблема:
Педагогический мониторинг, показал, что у современных детей недостаточно сформированы представления о своей семье, о семейных традициях, о своей малой родине.
Опрос родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» выявил недостаточную осведомлённость самих родителей о составляющих нравственно – патриотического воспитания дошкольников, в частности, о понятии «малая Родина». Некоторые родители считают, что любовь к дому, семье – врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется.
Направление: познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие воспитанников посредством интеграции всех образовательных областей.
Цель проекта : формирование нравственно-патриотических чувств посредством приобщения детей к истории родного города, его достопримечательностям, развивать культурно – нравственные познавательные качества личности дошкольника.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники подготовительной группы, родители.
Срок реализации проекта : 2 недели (3 и 4 неделя января).
Задачи для педагогов:
• формировать активную позицию по отношению к истории, культуре, природе родного края;
• развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;
• обогащать предметно-развивающую среду группы, создавая условия для реализации проекта «Полевской - моя малая Родина»;
• создавать условия для активизации творческих способностей детей, стимулировать их стремление отражать в своих работах полученные представления о родном крае;
• приобщать родителей к участию в работе по проекту;
• оформить мини-музей по теме проекта.
Задачи для воспитанников:
обучающие:
• расширять представления воспитанников о своей семье, о семейных традициях;
• продолжать расширять представления о ближайшей окружающей среде (дом, детский сад, улица);
• углублять и уточнять представления детей о родном городе, его историческом прошлом;
развивающие:
• развивать у детей познавательно-исследовательские умения и навыки;
• развивать связную речь детей, активизировать и расширять словарный запас;
• побуждать детей совместно с взрослыми принимать участие в сборе необходимой информации (художественная литература, энциклопедии, Интернет, посещение с родителями музеев, просмотр телепередач, видеофильмов);
• вызвать желание представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, художественно-творческие выставки, сочинение стихотворений и др.);
воспитательные:
• воспитывать любовь и уважение к своей семье, к близким и родным людям;
• воспитывать чувство любви к своему городу, любовь и привязанность к стране;
• воспитывать толерантность по отношению к сверстникам в детском саду.
Задачи для родителей :
• познакомить детей с историей своей семьи (роль поколений в разные периоды);
• формировать у детей уважение к семейным традициям, к старшему поколению;
• знакомить детей с достопримечательностями своего города, посетить стеллу боевой славы;
• активно участвовать в мероприятиях ДОО, в расширении предметно-развивающей среды по данной теме.
Ожидаемый результат
Для педагогов:
• успешно используют инновационные технологии (метод проектов) по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
• разрабатывают конспекты НОД, досугов, дидактические игры по теме проекта;
• создают в группе папку «Полевской вчера - сегодня»;
• проводят подготовительную работу с детьми и родителями к подбору материала для изготовления лепбука;
• оформляют, обобщают и распространяют опыт по теме проекта.
Для воспитанников:
• расширяются и обогащаются знания о родном городе;
• дети знают символы своего города, района, области (герб);
• развивается связная речь детей: они могут самостоятельно рассказать об интересных событиях, выразить своё отношение, сделать выводы;
• активно участвуют в сборе необходимой информации совместно со взрослыми, делятся полученной информацией с воспитателями и сверстниками;
• отражают в продуктивной деятельности свои представления, впечатления;
• формируются гражданственно-патриотические чувства: дети интересуются событиями прошлого своего родного края; знают о подвигах героев своего города; участвуют совместно со взрослыми в городских праздниках, шествиях; бережно относятся к памятникам, к родной природе;
• дети активно взаимодействуют со сверстниками и родителями в проектной деятельности.
Для родителей :
• расширяют собственный кругозор в процессе активного участия с детьми в проектной деятельности;
• собирают совместно с детьми необходимую информацию по теме проекта
• знакомят детей с родословной и традициями своей семьи
• знакомят детей с родной улицей, рассказывают о назначении каждого объекта;
• посещают вместе с детьми памятные места города, выставки, музеи;
• выполняют совместные с детьми творческие работы;
• читают детям литературу о своём крае, городе, о его героях;
• принимают активное участие в совместных мероприятиях в ДОУ по теме проекта.
Мотивация проектной деятельности
Воспитатель приносит в группу фотографии видов города Полевского (прошлое и настоящее) или показывает презентацию о родном городе. Дети рассматривают принесённые фотографии (презентацию, в создавшейся ситуации общения воспитатель задает вопросы: «Что за улица запечатлена на фотографиях?», «Кто знает, сколько лет родному городу?» и т. п.
Этапы проекта Деятельность воспитателя Деятельность детей Совместная деятельность с семьями воспитанников
I этап (подготовительный) Постановка проблемы, цели и задач. 1. Изучение муниципального, регионального опыта работы по теме проекта, используя ресурсы Интернет.
2. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа.
3. Составление плана по реализации проекта.
4. Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и пр.
5. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности.
6. Подбор методической литературы.
7. Организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации). Знакомство с темой проекта «Моя малая Родина» 1. Разработка плана проекта (воспитатель обсуждает план проектной деятельности с родителями воспитанников).
2. Анкетирование родителей по теме проекта.
3. Помощь в организации информационного стенда.
4. Сбор исторических данных, изготовление наглядно-демонстрационного материала и пр.
II этап (основной)
1. Организует деятельность по реализации проекта :
- досуговые мероприятия;
- открытые просмотры;
- оформительская деятельность и пр.
2. Вводит в игровую ситуацию воспитанников.
3. Стимулирует активность детей через:
- создание проблемных ситуаций;
- положительные эмоции;
- мотивацию деятельности;
- игровую позицию. 1. Вживаются в игровую ситуацию.
2. Участвуют во всех мероприятиях проекта.
3. Выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности.
4. Пополняем книжный уголок материалами по теме проекта 1. Участвуют во всех мероприятиях проекта совместно с детьми.
2. Оказывают посильную помощь в организации всех мероприятий проекта.
III этап (заключительный) Изготовление лэпбука.
Итог проекта :
В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил наш город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, тогда можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Деятельность детей Совместная деятельность с семьями воспитанников
1. Вживаются в игровую ситуацию.
2. Участвуют во всех мероприятиях проекта.
3. Выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности.
4. Пополняем книжный уголок материалами по теме проекта 1. Участвуют во всех мероприятиях проекта совместно с детьми.
2. Оказывают посильную помощь в организации всех мероприятий проекта.
Психолого-педагогическое содержание проекта
Направления развития (ОО) Подразделы ОО
Основные цели и задачи в соответствии с программой «От рождения до школы» Содержание психолого-педагогической работы с детьми
Социально-коммуникативное развитие «Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание»
- Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к малой Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. - Дидактическая игра «Путешествие по улице Карла Маркса».
- Рассматривание иллюстраций, открыток, фото с изображением достопримечательностей города и его архитектурных сооружений.
«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»
- Воспитание уважения к труду близких взрослых, желание участвовать в совместной трудовой деятельности в детском саду, воспитания стремления быть полезным и умения радоваться результатам коллективного труда. - Презентация «Наш Полевской».
- Беседа о посильной трудовой деятельности в условиях семьи и детского сада.
- Трудовые поручения «Сервировка стола» и др.
«Формирование основ безопасности» - Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в условиях семьи (ППБ).
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для ребенка ситуациям на дороге. - Изготовление карты-схемы «Полевского района».
- Беседа о профессиях «Кто охранял и охраняет покой нашего города?»
- Занятие познавательного цикла о ПДД и ППБ с использованием ИКТ.
- Выставка детского творчества «Внимание: дорога!».
«Игровая деятельность» 1. Развитие у детей самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции.
2. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. 1. Сюжетно-ролевые игры:
«Мы – строители», «Библиотека», «Мы – экскурсоводы», «Больница», «Семья», «Дом», «Мы едем по нашему городу» и т. д.
2. Дидактические игры: «Какой наш город», «Было – стало», «Прогулка по городу», лото «Знаешь ли ты свой город», «Любимый город», «Собери пазлы», «Подбери словечко», «Мой дом», «Где, чей дом?», «Какие бывают дома»; «Собери картинку».
3. Словесные игры: «Я начну, а ты продолжи…» (правильное поведение в городе, «Скажи наоборот», «Скажи со словом «городской».
4. Русские народные подвижные игры.
Познавательное развитие «Приобщение к социокультурным ценностям» 1. Расширение представлений об архитектурных памятниках, учебных заведениях и промышленности города.
2. Знакомство детей с профессиями, связанными со спецификой родного города. 1. Тематические беседы: Беседа с просмотром презентации: «Моя малая Родина», «Что мы знаем о П. П. Бажове?», «История города Полевского», «Полевской – вчера и сегодня», «Памятники, памятные места природно – исторического характера».
2. НОД «Большая и малая Родина», «Герои Великой отечественной войны города Полевского», «Мы –горожане» (правила этикета).
3. Тематические экскурсии (Бажовский выставочный зал; детская библиотека имени П. П. Бажова.
«Формирование элементарных математических представлений» Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, дней недели, месяцев, времен года и др. НОД «Сколько лет родному городу?»
«Ознакомление с миром природы» Формирование первичных представлений об особенностях природы родного города. 1. Показ серии презентаций «Природа родного города».
2. Беседы по теме «Любимое место отдыха».
3. Экскурсии: в парк города, по местам героев бажовских сказов.
«Конструктивно-модельная деятельность» 1. Формирование интереса к разнообразным зданиям и сооружениям (дома, школы и др.).
2. Закрепление навыков коллективной работы: умения распределять обязанности и работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
1. Рассматривание иллюстраций с изображением старинных зданий города.
3. Конструирование «Городской парк», «Наш детский сад», «Дома на нашей улице».
Речевое развитие «Развитие речи» 1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
2. Развитие всех компонентов устной речи. 1. Беседа на тему «Улица, на которой я живу», «Герб и флаг нашего города»,
«Улица, на которой находится наш детский сад».
2. Беседы с дошкольниками о профессиях «Кем работает мой папа, моя мама».
3. Рассказы детей: «Семейное дерево» (изготовленных родителями с детьми).
«Художественная литература» 1. Развитие интереса детей к художественной литературе.
2. Пополнение литературного багажа детей сказами, стихами, рассказами.
3. Развитие чувства гордости за полевских писателей и поэтов. 1. Чтение книги «Полевские зайчики». (стихи полевских детей под редакцией А. Азовского.
2. «Чтение и рассматривание иллюстраций сказов П. П. Бажова
Художественно-эстетическое развитие «Изобразительная деятельность» 1. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
2. Развитие детского творчества. 1. Аппликация - «Российский флаг».
2. Рисование: «Флаг города», «Моя семья», «Мой микрорайон», «Мой родной дом».
3. Лепка «На хуторе».
5. Тематические выставки детско-родительского творчества по теме проекта «Мой дом. Моя улица».
6. НОД «Русские народные узоры».
7. Выставка рисунков: «Мой дом».
«Музыкально-художественная деятельность» - Приобщение детей к музыкальной культуре;
- Обогащение музыкальных впечатлений. 1. Прослушивание музыкальных произведений: песни об Полевском; гимн России.
Результат проекта :
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Продукт проекта : Лепбук «Моя малая Родина»