Андреева Екатерина
Проект «Подземные богатства Земли» в старше-подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационно-познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта : 14.09-25.09
Участники проекта : дети старше-подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность темы: Проект возник на основании интереса детей, которые задавали много вопросов:
- Из чего состоит мел?
- Почему он крошится?
- Как он рисует?
- Почему мелки выделяют пыль, когда их стирают?
- Почему некоторые камни тоже рисуют?
- Откуда вообще берутся камни?
Темочки:
- Подготовительная группа
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
На основании этих вопросов возникла идея создания проекта под обобщенным названием «Подземные богатства Земли», в ходе реализации которого мы познакомили детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами добычи. Также расширили знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта : Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.
Задачи проекта :
Для детей:
Обучающие:
1. Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами добычи (песок, глина, гипс, торф, известняки, гранит, драгоценные камни, соль, минеральные воды)
2. Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:
- определять задачи, исходя из поставленной проблемы;
- планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.
3. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер.
Воспитательные:
1. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.
Для родителей:
1. Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
2. Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми;
Ожидаемый результат:
Для детей:
1. Приобрели знания о полезных ископаемых: песок, глина, гипс, торф, известняки, гранит, драгоценные камни, соль, минеральные воды)
2. Знают свойства и качества, знакомы со способами добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и жизни человека.
3. Сформирован познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.
4. Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Для родителей:
1. Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
2. Развито совместное творчество родителей и детей;
3. Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней;
Этапы реализации проекта :
Первый этап: Подготовительный
Второй этап – Основной
Третий этап – Итоговый
План работы с родителями.
1. Подготовить совместно с детьми рассказ-презентацию одного полезного ископаемого на выбор.
2. Подготовить рассказ об этом полезном ископаемом.
3. Оказание помощи в создании Мини – музея «Дары Земли».
4. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
Повышение уровня знаний о полезных ископаемых.
• Составление плана проекта.
• Изучение материалов по теме на различных сайтах.
• Подбор литературы
• Знакомство родителей с проектом.
• Создание развивающей среды (Мини – музей (коллекция полезных ископаемых)
• Пополнение уголка экспериментирования (глина, песок; оборудование: лупы, воронки)
• Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала – презентация «Полезные ископаемые»
Основной этап
Цель: Формирование знаний у детей о полезных ископаемых и их свойствах через экспериментально - исследовательскую деятельность.
Виды деятельности
Познание:
Беседы с использованием иллюстративного материала:
«Полезные ископаемые»,
«Каменное царство Земли»,
Наблюдения на прогулке «Камни под ногами»;
Просмотр видео о добыче полезных ископаемых и их значении в жизни людей;
Знакомство со свойствами глины, лепка;
Знакомство со свойствами гипса, создание мелков;
«Драгоценные камни»
Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)
Опытно-экспериментальная деятельность
Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых:
«Изготовление мелков из гипса»
«Можно ли менять форму камня и глины»
«Песочная страна»
«Камни, которые подарило море»
Игровые эксперименты:
«Пирамида из камней»
«Тонет-не тонет?»
«Проверь на прочность»
Социально-коммуникативное развитие
Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
«Отыщи такой же камень",
«Узнай на ощупь»,
«Польза - вред»
Речевое развитие:
П. П. Бажов «Серебряное копытце»,
«Малахитовая шкатулка»;
Составление рассказа детьми об одном из полезных ископаемых на выбор и его презентация.
Физическое развитие:
Хождение по каменной дорожке;
П\и «Гора и камешки»
П\и «Разрушение горы»
Художественно-эстетическое развитие:
Ручной труд - Творческая мастерская «Сувенир из глины».
Рисование изготовленными нами мелками на асфальте.
Аппликация «Кольцо с драгоценными камнями»
Выкладывание рисунков из камней (режимные моменты)
Рисование песком
Итоговый этап
Цель: закрепление полученных знаний по предложенной теме.
Сюжетно-ролевые игра "Геологи" (знакомство с профессией «геолог»)
Мини – музей «Дары Земли»
В ходе проекта мы :
• Приобрели знания о полезных ископаемых: песок, глина, гипс, торф, известняки, гранит, драгоценные камни, соль, минеральные воды, нефть, газ.
• Узнали о свойствах и качествах полезных ископаемых;
• Узнали о способах добычи полезных ископаемых и о пользе их в природе и жизни человека.
• Сформировали познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.
• Начали развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
• Вызвали интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Презентация проекта «Подземные богатства Земли?»