Смирнова Анастасия
Проект по здоровью «Мое здоровье — в моих руках»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25»
Проект
«Моё здоровье - в моих руках!»
(подготовительная к школе группа)
Подготовила и провела:
воспитатель А. М. Смирнова
2019 год
Аннотация проекта.
Проект "Моё здоровье в моих руках!" выполнен воспитателем подготовительной к школе группы Смирновой Анастасией Михайловной совместно с детьми и их родителями. В проекте поставлена актуальная цель: создание благоприятных условий для воспитания у детей устойчивых навыков здорового образа жизни, формирование гармоничной личности с активной жизненной позицией.
Темочки:
В проекте используются разнообразные формы и методы работы с детьми и их родителями: познавательные занятия и игры, организованно-образовательная деятельность, спортивные праздники, конкурсы, совместно детско-родительские развлечения, соревнования, разные формы профилактической гимнастики, семинар-практикум с родителями.
Эффективность этого проекта в том, что в процессе его реализации были охвачены разные стороны образовательного процесса и познавательно-практической деятельности.
Проект рекомендован в группах с детьми старшего дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях.
В процессе его реализации раскрываются актуальные аспекты оздоровительной деятельности :
Здоровье – это здоровое тело, сильное и чистое.
Здоровье – это правильное питание.
Здоровье – это движение.
Здоровье – это доброе сердце.
«Дороже здоровья нет ничего,
Все дети и взрослые знают про то.
Так пусть же здоровье они берегут
Дома, на улице, в детском саду!»
Создание благоприятных условий для воспитания у детей устойчивых навыков здорового образа жизни, формирование гармоничной личности с активной жизненной позицией.
Привитие любви к физическим упражнениям, закаливанию.
Формирование осмысленного и осознанного отношения к физической культуре и к здоровому образу жизни.
Воспитывать общую культуру поведения и потребность в здоровом образе жизни.
Совершенствовать физические качества детей. Развивать креативность, ловкость, чувство взаимовыручки.
Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Актуальность.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У детей отсутствует ценностное отношение к собственному здоровью. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.
В настоящее время особое внимание уделяется креплению физического и психического здоровью ребенка. В дошкольном учреждении предусматривается в старшем дошкольном возрасте валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Только здоровое поколение может быть созидателем своей будущей духовной и материальной жизни и успешно реализоваться в семье, в коллективе, социуме.
Проблемные вопросы проекта :
-Что я могу делать, чтобы быть здоровым?
-Что такое закаливание?
-Как закаляются взрослые?
-Что из этого подходит нам?
Цель проекта :
Формировать представление у дошкольников о здоровом образе жизни, умение заботиться о своём здоровье.
Задачи проекта :
- Создать благоприятные условия для воспитания у детей устойчивых навыков здорового образа жизни, формирование гармоничной личности с активной жизненной позицией.
- Развивать познавательный интерес воспитанников к компонентам здорового образа жизни.
- Формировать навыки ухода за телом, создавать условия для закаливания, выработать стойкую привычку к самомассажу.
-Расширить представления о витаминах и полезных продуктах.
-Знакомить детей с возможными травмирующими ситуациями.
-Учить некоторым правилам оказания первой медицинской помощи в случае травм (ушиб, порез, ссадина, вызов скорой помощи).
-Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Тип проекта :
познавательный, практико-ориентированый, групповой.
Сроки реализации: краткосрочный (2 недели).
Участники: дети подготовительно к школе группы, воспитатель, родители.
Ожидаемый результат:
-Знать несложные приёмы закаливания и самооздоровления.
-Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт).
-Повышать речевую активность, активизировать словарь по теме «Наше тело».
-Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
-Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей.
-Повысить заинтересованность родителей в ведении здорового образа жизни своего и ребёнка.
Этапы реализации проекта :
1-й этап – подготовительный.
Его цели:
-определить тему проекта; поставить перед детьми проблему, которую надо решить общими усилиями;
-изучить методическую, научно- популярную и художественную литературу по теме;
подобрать иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной, театрализованной деятельности;
-составить план мероприятий на каждый день, картотеку стихов, загадок, пословиц, массажа, зрительной и дыхательной гимнастики;
-привлечь родителей к совместной работе с ДОУ по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
2-й этап – основной.
РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО ДНЯМ НЕДЕЛИ
1 НЕДЕЛЯ
ПОНЕДЕЛЬНИК: «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ – ЗАКАЛЯЙСЯ»
• Беседа: Что значит выражение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»?
• Самомассаж от простуды, гимнастика «маленьких волшебников»;
• Проведение закаливающих процедур с детьми: умывание прохладной водой; утренняя гимнастика в облегчённой одежде после проветривания помещения; прогулка на свежем воздухе; полоскание горла прохладной водой; оздоровительная гимнастика после сна.
ВТОРНИК: "ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ"
• Беседа: «Правильный режим дня - залог здоровья»;
• Дидактическая игра "Составь свою формулу здоровья".
• Просмотр познавательных телепередач о здоровье, рассматривание энциклопедий.
СРЕДА: "ЧИСТОТА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ"
• Беседа: "От простой воды и мыла у микробов тают силы".
• Просмотр мультфильма "Бактерии в нашей жизни";
• Советы Мойдодыра – знание правил гигиены (детская энциклопедия о здоровье).
• Ищем ответ на вопрос: "Как правильно мыть и вытирать руки?" (рассматривание слайдов и энциклопедий о здоровье).
• Задание на дом: спросить у родителей, знают ли они «правила чистоты».
ЧЕТВЕРГ: "БОЛЬШЕ ГУЛЯЕМ - СЕБЯ ЗАКАЛЯЕМ"
• Беседа: "Свежий воздух необходим для здоровья".
• Спортивные развлечения на свежем воздухе.
• Рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок о здоровье.
ПЯТНИЦА: "БЫТЬ СПОРТИВНЫМ - ЭТО ЗДОРОВО"
• Беседа: "Чем спорт отличается от физической культуры".
• Просмотр программы "Детские спортивные соревнования".
• Игры с атрибутами физического уголка.
2 НЕДЕЛЯ
ПОНЕДЕЛЬНИК: "ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ"
• Беседа: "Почему очень важно правильно питаться?"
• Дидактическая игра: "Витамины я люблю, быть здоровым я хочу".
• Ищем ответ на вопрос: почему некоторые овощи и фрукты совсем не полезны?
ВТОРНИК: "В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ"
• Беседа: "Как вы понимаете поговорку «В здоровом теле – здоровый дух»?".
• Познавательное занятие «А как поступаешь ты?» (с рассматриванием сюжетных картинок по охране безопасности жизнедеятельности).
СРЕДА: "ИГРАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ"
• Беседа: "Как игры влияют на укрепление здоровья?"
• Дидактическая игра «Полезно-вредно», «Что нам нужно для здоровья» (с мячом).
• Разнообразные подвижные игры на свежем воздухе и в группе.
ЧЕТВЕРГ: "ЗДОРОВЫМ БЫТЬ МОДНО"
• Беседа «Мои любимы спортсмены» с рассматриванием фотографий спортивных журналов.
• Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
• Чтение художественной литературы: Е. Жаброва «Будь спортивным и здоровым».
3-й этап – заключительный.
ПЯТНИЦА: "МОЁ ЗДОРОВЬЕ – В МОИХ РУКАХ"
• Развлечение «В поисках пиратского клада» в форме квеста.
• Фоторепортаж «Неделя здоровья» .
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
1. Знакомство с мероприятиями проекта, включение родителей в ход проекта.
2. Анкетирование родителей «Закаливание ребенка».
3. Консультации: «Закаляемся правильно», «Если хочешь быть здоров.».
4. Изготовление информационных буклетов: "Виды закаливания", "Гимнастика маленьких волшебников", "Массаж волшебных ушек", "Игровой массаж для закаливания дыхания", "Поиграем с носиком" (самомассаж носа).
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ
Рекомендации для детей.
Провести экскурсию на стадион «Звезда».
Организованно-образовательная деятельность «Быть здоровыми хотим».
Просмотр мультимедийной презентации «Неделя здоровья».
Рекомендации для родителей.
1. Режим для дошкольника.
Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье.
Основное требование к режиму – это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать.
Сон.
Только во время сна ребенок получет полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: дети 3-4 лет спят 14 часов в сутки, 5-6 лет 13 часов, 7-8 лет 12 часов. Из этого времени необходимо, особенно для младших детей, выделить часа полтара для дневного сна. Дети должны ложиться не позднее 8-9 часов вечера.
Питание.
Дети получают питание 4-5 раз в день. Первая еда дается через полчаса после пробуждения ребенка, а последняя- часа за полтара до сна. Между приемами пищи должны быть установлены промежутки в 3-4 часа, их надо строго соблюдать. Наиболее сытная еда дается в обед, менее сытная на ужин.
Прогулки.
Как бы точно не соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильны, если в нем на предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее. В летнее время дети могут находиться более 6 часов в день на улице. В осеннее и зимнее время дети должны быть на воздухе не менее 4 часов. Лучшее время для прогулок с детьми – между завтраком и обедом и после дневного сна. До ужина. Причиной отмены прогулки для здорового ребенка могут быть исключительные обстоятельства: дождь, большой мороз с сильным ветром.
2. Закаливание – первый шаг на пути к здоровью.
Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания. При закаливании детей следует придерживаться основных принципов:
- проводить закаливающие процедуры систематически;
- увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;
- учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;
- начинать закаливание в любом возрасте;
- избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;
- правильно подбирать одежду и обувь: они должны соответствовать температуре воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;
- закаливаться всей семьей;
- закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;
- в помещении, где находится ребенок никогда не курить.
Основные факторы закаливания - природные и доступные «Солнце, воздух и вода». Начинать закаливание детей можно с первого месяца жизни после осмотра малыша врачом- педиатором.
3. Босохождение- элемент закаливания организма.
Еще один способ закаливания – это прогулки босиком.
Хождение босиком не закаляет, но и стимулирует нервные окончания, находящиеся на стопе, положительно влияет на работу внутренних органов. При ходьбе босиком увеличивается интенсивная деятельность почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.
Как и когда лучше заняться босохождением?
Зимой в холода начинать приучать ребенка к подобному не стоит, но весной или летом, малыш вполне может бегать босиком по полу дома, а еще лучше- по зеленой траве.
Ребенок должен регулярно ходить босиком, настоящий закаливающий эффект наступает лишь после длительных систематических тренировок.
Используйте специальные резиновые коврики с шиповым рифлением. Каждое утро начинайте зарядку с ходьбы босиком на таком коврике.
Полезно массажировать стопы ног с помощью скакалки круглой палки. Катая их подошвами по несколько минут в день.
4. Физические упражнения.
Задания и объяснения должны быть ясными и четкими, давать их надо «бодрым голосом» и тут же показывать все движения.
Упражнения должны быть интересные, в них следует использовать хорошо запоминающиеся образные сравнения. например: «птичка», «кошка», «паровоз».
Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнениями с малышами- изображать все в виде игры. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребенка.
Количество повторений движений для дошкольников обычно колеблется от 2-3 до 10.
После наиболее трудных упражнений необходимо давать кратковременные паузы отдыха.
Средние значения показателей двигательной активности детей за полный день – объем 17000 движений, интенсивность 55-56 движений в минуту.
Физические упражнения только тогда приносят пользу. Когда ими занимаются систематически. Родители обязаны ежедневно находить время для занятий физическими упражнениями со своими детьми и тщательно следить за их здоровьем.
5. Как сохранить зрение ребенка?
1. Старайтесь. чтобы малыш больше двигался, бегал. Прыгал.
2. Включите в рацион полезные для глаз продукты: творог, кефир, отварную морскую рыбу, морепродукты. говядину, морковь, капусту, чернику, бруснику, клюкву. Петрушку, укроп.
3. Следите за его осанкой – при «кривой» спине нарушается кровоснабжение головного мозга, которое провоцирует проблемы со зрением. Расстояние между книгой и глазами должно быть не менее25-30 см.
4. Не допускайте, чтобы ребенок подолгу сидел перед телевизором, а если уже сидит, то только строго напротив и не ближе трех метров.
5. Дошкольник может играть на компьютере не более получаса в день, после 7 лет – 1 час в день или два подхода по 40 минут.
6. Ежедневно делайте вместе гимнастику глаз- превратите эту процедуру в увлекательную игру.
Рефлексия.
В процессе работы над проектом у детей сформировались:
-Интерес к занятиям физической культуры и спорту, повысилась двигательная активность.
-Сформировались двигательные навыки: прыжки, бег, броски, ловля и метание, физические качества: развитие быстроты силы, выносливости, гибкости, ловкости.
В стадии формирования правильная осанка и навыки личной гигиены.
Детьми получены новые знания о способах сохранения и укрепления здоровья и правильного питания, понятие о том, что здоровый образ жизни – это ежедневная работа над собой и своими привычками.
В дальнейшем бы хотелось включить в рамки работы над данным проектом такие формы как фестивали, ритмопластику, танцевальная ритмика, более активное использование мультимедийных технологий в работе с детьми и родителями.
Системно, по сезонам проведение оздоровительных походов и краеведческого туризма в тесной и более конструктивной деятельности с родителями воспитанников
.
Выводы:
Погружение детей в тему недели даст им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что до них хочет донести педагог;
Работа в данном направлении будет интересна не только педагогам, но и родителям, так как они будут вовлечены в воспитательно- образовательный процесс, что позволит им сделать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребёнка.
Литература.
1. Алямовская В. Г. и др. Ребё нок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
3. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М. : АСТ, 1998
4. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М. : Медицина, 1987» .
5. В. Г. Кудрявцева, Б. Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления».
6. Ю. Ф. Змановский «К здоровью без лекарств»
Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. Е. Комаровой, М. А. Васильевой «основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», М., 2012 г.
7. Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве».
8. Т. Е. Харченко «Организация двигательной деятельности детей в детском саду».
9. Н. Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста и младших школьников».
10. Н. С. Голицына, С. В. Люзина «ОБЖ для старших дошкольников. Система работы», М., 2010г.
11. Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста».
12. В. Г. Фролов, Т. П. Юрко «Физкультурные занятия на воздухе»
Т. Г. Карепанова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников».