Светлана Гуськова
Проект по здоровьесбережению в средней группе «Здоровым быть здорово!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по здоровьесбережению
«Здоровым быть здорово!»
Воспитатель:
Гуськова С. В.
г. Бор
2017 г.
Актуальность
[/b]
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования.
Публикация «Проект по здоровьесбережению в средней группе „Здоровым быть здорово!“» размещена в разделах
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, низкая двигательная активность и физическая деятельность детей, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту - факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас практически здоровых детей немного.
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.
Поэтому наш педагогический коллектив считает, что проблема укрепления здоровья детей не кампания одного дня, деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива в тесной взаимосвязи с родителями, с медицинскими работниками на длительный период. Для решения этой проблемы в детском саду разработана комплексно-целевой проект «Здоровым быть здорово!», который отражает систему деятельности образовательной организации по здоровьесбережению детей, эффективные подходы к комплексному решению вопросов укрепления здоровья подрастающего поколения в детском саду, способствует активизации методической работы по данному направлению.
Кроме того, по результатам медицинских осмотров, по результатам диагностики, проводимой в детском саду воспитателями, отмечены следующие показатели:
- не сформированность двигательной деятельности (высокий уровень 26% детей, средний 61% детей, низкий 13% детей)
- общей и мелкой моторики (высокий уровень 35% детей, средний 52% детей, низкий 13% детей);
- проблемы речевого развития проценты (высокий уровень 26% детей, средний 61% детей, низкий 13% детей);
- наличие барьеров в общении, недостаток в понимании себя и других; отсутствие возможностей самовыражения (высокий уровень 31,5% детей, средний 65% детей, низкий 3,5% детей;
Также мы оценили уровень заболеваемости в прошлом году по нашей группе и оказалось, что процент посещаемости за год составил 63%, заболеваемости 13%.
На основании вышесказанного, нами был разработан долгосрочный проект по здоровьесбережению воспитанников средней группы «Здоровым быть здорово!».
Тип проекта: практико-ориентировочный
По содержанию: социально-педагогический
Участники проекта:
- воспитанники средней группы (от 4 до 5 лет);
- семьи воспитанников;
- педагогический коллектив.
Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный (1год).
Проблема: физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость.
Цель проекта: формирование осознанного отношения детей и родителей к своему здоровью.
Для каждого участника проекта были выделены свои задачи
В сфере работы с детьми поставлены задачи:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- обучение уходу за своим телом (мытье рук, лица, ног в летнее время);
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям, и закаливающим процедурам (босохождение с использованием массажных дорожек, воздушные и солнечные ванны, обширное умывание);
- снижение количества детей с низкими показателями в речевой, физической и социокультурной сфере до нулевых показателей;
- формирование потребности в ЗОЖ;
- укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости в группе до 10%.
В работе с родителями поставлены следующие задачи:
- повышение компетентности родителей в использовании здоровьесберегающих технологий дома.
- формирование потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ.
В работе с педагогическим коллективом в поставлены следующие задачи:
- обмен и накопление опыта.
Принципы:
• Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
• Принцип активности и сознательности - поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по здоровьесбережению детей.
• Принцип комплексности и интегративности - решение здоровьесберегающих и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
• Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.
• Принцип результативности и гарантированности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой медико-психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
Ожидаемый результат
:
1. У детей должны появится стойкие культурно-гигиенические навыки;
2. Дети самостоятельно смогут осуществлять элементарный уход за своим телом (мытье рук, ног, лица);
3. Дети и взрослые с легкостью смогут определять, что полезно, а что вредно для их организма;
4. Сформируются привычки к ежедневным физическим упражнениям, и закаливающим процедурам;
5. Сформируются у детей и родителей потребность в ЗОЖ;
6. Снизится количество детей с низкими показателями в речевой, физической и социокультурной сфере до нулевых показателей;
7. Ожидается укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости в группе до 10%;
8. У родителей повысится компетентность родителей в использовании здоровьесберегающих технологий дома.
9. Родители будут вовлечены в единое пространство «Педагоги и родители – единый коллектив»;
Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.
Основные этапы проекта:
Этапы реализации проекта
Подготовительный
-мониторинг уровня заболеваемости и физического развития детей на начало учебного года;
- изучение передового опыта и новых подходов в организации оздоровления и укрепления физического и психологического здоровья детей (Анохина И. А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации, Змановский Ю. Ф. К здоровью без лекарств)
-изучение условий реализации проекта;
-привлечение родителей к участию в проекте (день открытых дверей по теме Здоровье, совместное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья);
-определение цели и задач;
-анкетирование родителей по теме «условия здорового образа жизни в семье»;
-создание условий, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- анализ имеющегося спортивного оборудования,
- изготовление нестандартного спортивного оборудования и пополнение спортивных уголков в групповом помещении;
-разработка перспективного плана работы;
- создание картотек гимнастики после сна и дыхательной гимнастики и картотека самомассажа.
Сроки Сентябрь- октябрь 2017 г.
Содержание работы
Мониторинг детей на начало учебного года.
Подборка методического пособия и литературы для работы над проектом.
Просмотр развивающей среды и оборудования, анализ,
Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье»;
Практический
1. Проведение цикла физкультурных занятий (Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа (4-5 лет)
2. Ежедневное проведение утренней гимнастики по разработанному комплексу утренних гимнастик с использованием спортивного оборудования (Пензулаева Л. И., Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений (3-7 лет)
3. Ежедневное проведение бодрящей гимнастики после сна и игровой дыхательной гимнастики (картотека);
4. Самомассаж, массаж рук, ушек, точечный массаж, пальчиковая гимнастика (картотека);
5. Проведение цикла тематических бесед:
«Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!»;
«Если хочешь быть здоров!»;
«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»;
«Беседа о здоровье, о чистоте»;
Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки);
«Здоровая пища»,
«Как вести себя в поликлинике»,
Сказка-беседа «Мойдодыр»;
6. Организация игр на развитие двигательной активности (индивидуальная деятельность);
7. Малоподвижные игры (Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для занятий с детьми 3-7 лет);
8. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «У зубного врача»; «Аптека»
9. Дидактические игры по теме;
10. Подвижные игры (Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр);
11. Физкультурные упражнения на спортивном участке с использованием спортивного оборудования;
12. Артикуляционная гимнастика (картотека);
13. Проведение совместных с родителями досугов «Папа, мама, я –спортивная семья», «Русские зимние забавы»
14. Закаливающие процедуры (хождение по массажным дорожкам, обширное умывание, босохождение);
15. Проведение цикла дыхательной гимнастики (картотека);
16. Чтение художественной литературы по теме «Здоровье» (Приложение 3)
17. Аромотерапия (лук, чеснок, фитотерапия (ромашка, шиповник, витаминизация первых блюд (лук, чеснок);
18. УФО и проветривание помещений.
19. Взаимодействие с родителями по оздоровлению детей и формировании привычки к ЗОЖ
- консультации для родителей по приобретению знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитанию у детей культуры здоровья:
«Физкультурное оборудование своими руками», «Закаливание» «Подвижные игры на свежем воздухе», «Дидактические игры для формирования у детей навыков правильного питания»;
- индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми;
- наглядность в виде информационных файлов
- проведение мастер – класса совместно с детьми и родителями «Подвижные игры моего детства»;
- проведение экоакции «Посади свое дерево»;
- круглый стол «Роль семьи в оздоровлении детей»
- проведение спортивных праздников, досугов и развлечений с участием родителями. Сроки ноябрь – апрель 2017 – 2018 г. г.
Содержание работы Физкультурные занятия и праздники
Оформление Альбома детских рассказов «Я хочу здоровым быть»
Выставки детских рисунков «Мы со спортом крепко дружим»;
Ежедневная профилактика
III заключительный
- подведение итогов реализации проекта:
- проведение недели здоровья с педагогами и детьми;
- анкетирование для родителей
- создание коллажа «Быть здоровым – здорово!»
Сроки Май 2018 г.
Содержание работы
Мониторинг детей на конец учебного года;
Анкета для родителей «Растём здоровыми»;
Оформление коллажа «Быть здоровым – здорово!»
Презентация итогов проекта на педсовете ДОУ
Список литературы
1. Аверина И. Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.
2. Анохина И. А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.
3. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 лет).
4. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для занятий с детьми 3-7 лет.
5. Змановский Ю. Ф. К здоровью без лекарств.
6. Нефедова Е. А, Узорова О. В Пальчиковая гимнастика.
7. Пензулаева Л. И., Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений (3-7 лет)
8. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа (4-5 лет)
9. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр.