Татьяна Варич
Проект по экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по экспериментальной деятельности
в подготовительной к школе группе.
Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Детское стихотворение
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Срок реализации проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Актуальность
Публикация «Проект по экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Под дьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Цель:
Развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира
- знакомить с различными свойствами веществ
- развивать представления об основных физических явлениях
- развивать представления детей о некоторых факторах среды
- формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач
- развивать у детей умение целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы
- пополнить предметно-развивающую среду
Методы деятельности:
- практические (опыты, эксперименты)
- наглядные (модели, схемы и т. д.)
- словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки)
Вопросы для утреннего группового сбора (планирование работы)
Какая у нас тема?
Какие задания мы с вами решили выполнить?
Что мы уже успели сделать (узнать, чему научились?
Что еще можно сделать (предложить, спланировать?
Чем бы ты хотел заняться сегодня?
Что тебе нужно для того, чтобы выполнить этот план?
С чего ты начнешь?
Какие материалы тебе понадобятся?
С кем ты будешь вместе работать?
Как ты планируешь распределить работу?
Что нового ты узнал?
Что ты хочешь еще узнать?
Вопросы для вечернего группового сбора (итоги работы)
Кто хочет рассказать о своей работе?
Что трудного было в вашей работе?
Что было самое интересное?
Получилось ли у тебя то, что ты задумал?
Как тебе удалось включить других в свою работу?
Структура проведения экспериментирования:
- постановка проблемы
- поиск путей решения проблемы
- проведение наблюдения
- обсуждение увиденных результатов
- формулировка выводов.
Ожидаемые результаты:
У дошкольников развиваются умения:
- активно познавать окружающий мир
- действовать согласно алгоритму познания
- применять разные способы детского экспериментирования
- ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно
- доказательно объяснять полученный результат
- вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
- обогатить предметно – развивающую среду в группе
- пополнить научно – методологическую базу ДОУ
Итоговое мероприятие: развлечение «Путешествие в страну Волшебных превращений».
Этапы проектной деятельности.
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный.
1 этап - подготовительный
- Обозначение актуальности и темы будущего проекта
- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
- Определение основных форм работы с детьми
- Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования
- Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности
- Работа с родителями: консультации для родителей по данной теме
2 этап - основной этап:
Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:
- непосредственно образовательная деятельность
- самостоятельная деятельность детей
- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником
- экспериментальные игры,чтение художественной литературы, беседы по изучаемым темам, игры дидактические, развивающие игры и упражнения
наблюдения и плановые работы в уголке природы
3 этап - заключительный этап:
Проведение развлечения по экспериментальной деятельности «Путешествие в страну Волшебных превращений».
Перспективный план опытно-экспериментальной работы в подготовительной к школе группе.
12.03.18. Понедельник
Польза и вред Кока-колы.
- исследование вредного влияния «Кока-колы» на организм человека
13. 03.18. Вторник
Невидимка воздух
- формировать представление о воздухе, его свойствах, о роли в жизни живых существ
- развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию
- развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента
14. 03.18. Среда
По страницам сказок.
- повторить свойства воды, способы ее очистки
- закрепить знания детей о трех состояниях воды (жидком, твердом, газообразном)
- познакомить со способом приготовления дрожжевого теста
- расширить представления детей о свойствах дрожжей
- развивать любознательность у детей, мыслительные операции: делать выводы, выбирать способ действия
- обогащать и расширять словарь
15. 03. 18 Четверг
Тайны вулкана.
- расширять знания детей об окружающем мире
- познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана
- в процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности
15.03.18. Пятница
Путешествие в страну Волшебных превращений.
- создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Результаты проделанной работы.
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Воспитанники имеют представления об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.