Елена Костикова
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по познавательно – исследовательской
деятельности в подготовительной группе "Юные исследователи"
Разработали воспитатели : Костикова Е. В.
Ключникова Н. А.
Публикация «Проект по экспериментально-исследовательской деятельности „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Вид проекта : познавательно- исследовательский проект.
Продолжительность проекта : долгосрочный, год
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели
Актуальность проекта.
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих общего развития ребенка, успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое — основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет опытно-экспериментальная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Эксперимент — важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты — это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Исследование — естественный процесс для ребёнка, он изучает всё, что происходит вокруг.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Проблема:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Цель проекта.
Развить творческую, познавательно — исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи проекта :
Образовательные:
Создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений.
Формировать умение приобретать новую информацию через экспериментирование.
Формировать умения детей делать выводы, на основе практического опыта и применять их в самостоятельной деятельности.
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
Развивающие:
Развивать познавательную активность ребёнка, коммуникативные навыки, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Развивать интерес к исследовательскому поиску.
Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и педагогом.
Предметные области, разделы программы, в рамках которых проводится проект :
Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Формы работы и методы работы.
Экспериментальная деятельность.
НОД.
Наблюдения на прогулках.
Чтение художественной литературы.
Беседы.
Работа с родителями.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде.
Этапы реализации проекта :
I этап — подготовительный.
II этап — основной (практический).
III этап- заключительный.
План-график реализации проекта.
1 этап. Подготовительный
Определение цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
Выстраивание системы работы по организации исследовательской деятельности детей.
Создание предметно — развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов.
2 этап.
Основной
1. Тема : Вода и ее свойства
Познавательная деятельность
Беседа «Полезные свойства воды. Люди добывающие воду»
Беседа «Вода вокруг нас»
Беседа «Вода нужна всем»
НОД «Роль воды в жизни людей, животных и растений».
Рассматривание иллюстраций с изображением водоемов Земли.
.Беседа с детьми «Вода на нашей планете,ее значение для всего живого»
Разгадывание загадок о воде
Опытно-экспериментальнная деятельность.
Чтение художественной литературы:
Чтение экологической сказки «Живая вода»
Чтение стихов: А. Хината «Вода», Д. Сучкова «Ручеек», «Река», И, Бараева «Волна»
Чтение сказки «Четыре стихии».
Игровая деятельность :
Дидактические игры «Волшебница-вода». «Кому нужна вода» (карточки профессий).
Продуктивная деятельность :
Окраска воды с помощью красок.
Рисование на тему: «Дождливый день»
Аппликация: " Кораблик«
Музыкальная деятельность :
слушание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя, классических музыкальных произведений о воде.
Наблюдения на прогулке:
Наблюдение за дождем.
Наблюдение за росой,туманом.
Наблюдение за снегом,льдом,инеем.
Трудовая деятельность :
Опрыскивание растений в уголке природы.
Работа с родителями:
Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома».
2. Тема: «Воздух»
Познавательная деятельность :
Беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»
Беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения»
Рассматривание иллюстраций с изображением ветра.
Опытно-экспериментальная деятельность :
Свойства воздуха. Прозрачность.
«Экспериментируем дома».
Чтение художественной литературы:
Чтение сказки «Морозко» и беседа по ней.
Чтение стихов: Д. Пономаревой «Воздушный змей», «Воздух», В. Скорнякова «Воздушный шар»
Чтение сказки " Продавец воздуха«.
Игровая деятельность :
Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями.
Пускание парусных корабликов по воде.
Подвижная игра «Самолеты».
Продуктивная деятельность :
Рисование на тему: «Какой бывает ветер»
Рисование на тему: «Выдувание кляксы»
Конструирование из бумаги корабликов.
Музыкальная деятельность :
Слушание мелодий, передающих шум ветра.
Наблюдения на прогулке:
Наблюдение за кружение листьев в воздухе.
Наблюдение за полетом птиц.
Наблюдение за движением облаков.
Наблюдение за ветром.
Работа с родителями:
Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
3. Тема: «Волшебные свойства магнита»
Познавательная деятельность.
Беседа о происхождении и исследовании магнитов.
Беседа «Ученые-физики»
НОД «Магниты и их свойства»
Опытно- экспериментальная деятельность.
Опыты и игры с магнитами
Игровая деятельностть
Игры и конструирование из магнитного конструктора.
Работа с родителями
Консультация «Играйте и экспериментируйте вместе с детьми»
.
4. Тема: «Бумага и её свойства».
Познавательная деятельность.
Беседа «Откуда возникла бумага»
НОД «Бумага и ее свойства»
Чтение художественной литературы
Сказка «Жила-была бумага»
Сказка «История,рассказанная книгой»
Сказка о чистом листе бумаги.
Продуктивная деятельность.
Рисование на разного вида и цвета бумаге
Вырезывание из разного цвета и вида бумаги
Искусство Оригами
Игровая деятельность
Игры с бумажными куколками
Складывание из бумаги (оригами0
Танграм из картона
Работа с родителями.
Участие родителей в различных конкурсах поделок и рисунков в детском саду.
Тема :Разные виды тканей и их свойства.
Познавательная деятельность.
Беседа о возникновении тканей,их свойствах.
Загадки
Экскурсия в Ателье.
НОД «Свойства ткани и бумаги»
Опытно-экспериментальная деятельность
Проведение опытов на занятиях и в игре по сравнению свойства ткани и бумаги.
Чтение художественной литературы.
Сказка «Как пальцы спорили,кому носить наперсток»
М. Шапиро «Иголка с ниткой»
Сказка «Утюг и платье»
Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
«Дочки-матери»(Одевание кукол,стирка их одежды)
Продуктивная деятельность
Рисование разных видов моделей одежды
Рисование узоров на платье,свитере,шапке и т. д.
Аппликация «Укрась узором одежду»
Лепка: Девочка в нарядном платье.
Пластилинография: «Узор на платье (и т. д.)
Работа с родителями.
Консультации для родителей
Рекомендации «Учите ребенка шить (вышивать,вязать)
Трудовая деятельность и работа с родителями.
Пришивание пуговиц. (с участием родителей и воспитателей)
Разглаживание утюгом разных тканей. (с участием и под наблюдением родителей).
Тема: «Лук —зелёный друг»
Познавательная деятельность :
Беседа с детьми: «Полезная пища»
Беседа: «Витамины для детей»
Беседа: «Лук всем полезный друг».
Разгадывание загадок о луке.
Опытно-экспериментальная деятельность :
«Где быстрее вырастут перья лука во влажной или сухой земле?»
«Золотистый и фиолетовый лук»
«Вырастит ли лук в темноте?»
«Выращивание лука в обычных условиях»
Чтение художественной литературы:
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке.
Игровая деятельность :
Игровые упражнения «Кто быстрей посадит лук», «Собираем урожай»
. Сюжетно -ролевая игра «Овощной магазин», «Столовая»
Продуктивная деятельность :
Рисование «Вырос зелёный лук».
Аппликация «Лучок-золотой бочок».
Лепка «Наша грядка»
Работа с родителями:
Консультация родителям: «Лук — лекарственное растение»
Наблюдение за ветром.
Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Наблюдение за росой.
Трудовая деятельность :
Опрыскивание растений в уголке природы.
Работа с родителями:
Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома».
3 этап.
Заключительный
Обработка результатов по реализации проекта.
Презентация проекта «Юные исследователи».
Полученные результаты.
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами опытно-экспериментальной деятельности. Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково- исследовательской деятельности. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принёс детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений. Повышение интереса родителей к данной проблеме.
Литература:
Веракса Н. Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Дыбина О. В., РохмановаН. П. «Занимательные опыты и эксперименты».
Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации — М: АРКТИ.
.
Приложение:
Конспект занятия «Вода и ее свойства»
.
Воздух и опыты с ним.
1. Опыт «Как поймать воздух»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воз дух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем.
2. Опыт «Сухой из воды»
Детям предлагается перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: воздух прозрачный, невидимый.
3. Опыт «Почему гаснет свечка»
Ход эксперимента : накройте горящую свечу перевернутым стеклянным стаканом. Сначала свеча будет гореть, но потом, несколько раз вспыхнув, погаснет. Расскажите ребенку, что без кислорода (газа) горение невозможно.
4. Опыт «Движение воздуха»
Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется — ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций, но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется — сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка.. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате. Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.
.
6. Опыт «Сколько весит воздух?»
Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку длиной около 60 ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые.
Конспект занятия «Волшебные свойства магнита»
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Сформировать представление о свойствах магнита. Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком
. Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.
Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
. Материал: рукавица с магнитом внутри, бумага, демонстрационный магнит, металлическая стружка, пластмассовые пуговицы, булавки, шкатулки, удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами, стаканы с водой. \
Ход мероприят. Стук в дверь. - Ребята, посмотрите, что это? - Посылка. - Давайте узнаем от кого она. (Воспитатель крутит посылку, читает) - Посылка от дедушки Зная. А дедушка Знай у нас такой выдумщик. На посылке загадка. Чтобы открыть посылку, нужно отгадать загадку: Хватаю в крепкие объятья Металлических я братьев. (Магнит). Воспитатель открывает посылку. - Ребята, тут для нас письмо: «Здравствуйте, ребята! Посылаю вам из своей лаборатории различные предметы и рукавицу, но она не простая, а волшебная. А в чем ее волшебство, вы должны определить сами». - А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (выслушать предположения детей).
Опыт №1 «Волшебная рукавица» - Попробуем с вами сейчас надеть рукавицу и будем доставать предметы из посылки. - Что происходит с предметами? (металлические предметы при разжимании не падают, другие падают. Рукавица перестает быть волшебной). - Почему так происходит? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам) - Что может находиться в рукавице? (Дать детям рассмотреть рукавицу, в ней находится магнит). - Да, в нашей рукавице действительно находится магнит. А еще он прислал для вас магниты. (Дети садятся за столы, где будут экспериментировать с магнитами). - Возьмите в руки магнит. Пощупайте его, постучите магнитом. Какой магнит на ощупь? (Магнит твёрдый, тяжёлый, холодный).. Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями. - А как вы думаете, с чего начинает расследование ученый? (с опытов, экспериментов). И мы сегодня будем экспериментировать, и изучать свойства магнита. Рассмотрите предметы и определите, из каких материалов они сделаны. Как это сделать? (выслушать предположения детей) - Что произойдет с этими предметами, если поднести к ним магнит? Опыт1.
:Дети по очереди подносить магнит к предметам. Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит – это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа
. Опыт №2 «Полюса магнита» - Посмотрите какой разноцветный магнит прислал нам дедушка Знай. (Воспитатель достает из посылки магнит, окрашенный двумя цветами: синим и красным). - Как окрашен магнит? - Что обозначают цвета? ( обозначают полюса магнита: синий - северный, красный - южный). - Приложите магниты друг к другу красными концами, синими концами. Что происходит с ними? (Магниты отталкиваются). - А теперь приложите красным и синим концами. Что происходит? (Магниты притягиваются). (Воспитатель подводит детей к выводу, что разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные отталкиваются). -
- Как можно быстро все разобрать, отделить металлические предметы от пластмассовых? (с помощью магнитов).
Опыт № 3 Дети предлагают воспользоваться магнитом: он притянет все железные детали, а пластмассовые останется. Показывают, как это надо сделать.
Опыт №4. Раздается звонок телефона. В записи «Романс Черепахи Тортиллы» Видео звонок: - Здравствуйте, дорогие ребята! У меня беда! Любимый пруд, в котором я живу, уже триста лет, сильно загрязнен. В нем на дне лежит очень много мусора. Помогите мне очистить пруд. Только одно условие. Нельзя вылавливать рыбок. - Ну, что - поможем черепахе Тортилле и обитателям пруда? Как мы можем ей помочь, чтобы нам не потревожить жителей пруда и достать весь мусор? (выслушать предположения детей) - Только удочки у нас не простые, вместо крючков магниты. По очереди дети очищают водоем от мусора. Из аквариума дети при помощи удочек с магнитом на конце вылавливают различный металлический мусор. - Какой мусор мы доставали? А почему только металлический? - Потому что магнит притягивает только металлический предмет. - Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!
Опыт №5 Ребята, магнит не только замечательный помощник, он еще и чудесный художник. Вы согласны? - Он умеет «рисовать»! - Как вы думаете, как? - Ребята, посмотрите, какой формы у меня магнит? (круглый) - Сколько кругов? Какие круги? - Что можно из них построить? (дети собирают неваляшку). ОПЫТ: Насыплем на бумагу железные опилки и положим на построенную неваляшку. ВЫВОД: Железные опилки повторили форму магнита. Магнит действует сквозь бумагу. - А что же еще умеет делать магнит?
Опыт №6- Посмотрите, что лежит у нас на столе? (скрепки) - Из чего сделаны скрепки? Давайте проверим, притягиваются они или не притягиваются? - Я беру магнит, а вы будете подносить к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подносите вторую, она тоже притянулась, теперь - третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не разорвалась. ВЫВОД: Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами. Но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. - Предлагаю вам решить такую задачку. У вас на столах стоят стаканы с водой, на дне скрепка. - Как достать скрепку, не замочив рук?
Опыт № 7:Поднести магнит к стакану. - Что произошло? ВЫВОД: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук. - Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений. Итог. Ребята, дедушка Знай оставляет вам в подарок магниты,наборы для конструирования из них. Продолжайте экспериментировать и узнавать новое!
Опыты из лаборатории «Юного химика».
Инструкция :Проводятся только со взрослыми (воспитатели,родители!
1. Полимерные червячки.
Цель: продолжать вызывать у детей интерес экспериментированию,проведению опытов, знакомить с новыми веществами и материалами, воспитывать аккуратность, осторожность и внимание.
Материал: перчатки,инструкция, вещества,необходимые для опыта (кальций хлористый, специальный раствор,пластиковая банка, специальная палочка)
Ход опыта: выполнение опыта строго по инструкции. В результате получаются полимерные червячки разного цвета,размера,формы,с которыми дети так любят играть,к тому же,когда они сами их получили.
2. «Светофор в бутылке»
Цель: : продолжать вызывать у детей интерес экспериментированию,проведению опытов, знакомить с новыми веществами и материалами, воспитывать аккуратность, осторожность и внимание.
Материалы: индигокармин,глюкоза,каустическая сода,дистиллированная вода два сосуда, защитные перчатки,инструкция по проведению опыта.
Ход опыта :Главным действующим веществом в этом опыте является индигокармин (краситель).сначала растворим в дистиллированной воде глюкозу, к которой добавили немного гидроксида натрия (каустическую соду).Отставляем его в сторонку. В другом сосуде растворяем индигокармин. Получается синий раствор. Добавляем к нему раствор глюкозы. Жидкость меняет цвет на зеленый. Потом наблюдаем с детьми,как постепенно зеленый раствор станет красным,а потом желтым. Действительно,как светофор. Если желтый раствор встряхнуть,то он снова станет зеленым, т. к. жидкость насытит кислород и так далее,пока не надоест!
Эксперимент № 1
«Где быстрее вырастут перья лука во влажной или сухой земле?»
Сажаем лук в разные стаканчики с влажной и сухой землёй, не забываем зарисовать.
Вывод: Лук не растёт в сухой земле. Его обязательно нужно поливать.
Эксперимент № 2"Золотистый и фиолетовый лук"
Какой же из них даёт первые ростки?
Прошла неделя и у золотистых и фиолетовых луковиц появились ростки зелёных перьев.
Вывод: независимо от цвета лука и размера появляются ростки и у золотистых и фиолетовых луковиц, и на вкус луковые перья одинаковые.
Эксперимент № 3"Вырастит ли лук в темноте?«
Посадили лук в землю в тёмное место, поливали. Прошла неделя, но ростков не было. Ровно через неделю появились слабые, жёлтого цвета ростки.
Вывод: отсутствие одного компонента (свет) влияет на рост лука, он растёт намного медленнее.
Эксперимент № 4 «Выращивание лука в воде»
Для роста растения есть свет, тепло, вода. Луковицы выпустили огромное количество корней, но зелёные ростки появились через две недели.
Вывод: Лук в воде прорастёт намного медленнее, чем в земле.
Эксперимент № 5"Выращивание лука в обычных условиях«
Посадим лук в тепло, в прогретую землю, в светлое место, регулярно поливали.
Вывод: Выросли красивые, длинные сочные, зелёные перья. Растению для хорошего роста необходимы: свет, тепло, вода. Лук быстрее прорастает в земле.