Любовь Белоножко
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Птицам холодно зимой,
Птицам голодно зимой.
Кто, скажите, им поможет?
Может мы или прохожий?
1. Тема инновационного проекта :
2. Цель инновационного проекта :
Формирование основ экологической культуры дошкольников через развитие заботливое отношение к зимующим птицам, их подкормку.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Задачи по достижению целей проекта.
Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах.
Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих.
Развивать у детей потребность общения с природой, ответственность за «братьев наших меньших».
Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам, сочувствовать и помогать им в зимнее время года.
Способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.
Привлечь внимание родителей, педагогов к проблеме подкормки птиц в зимнее время.
4. Этапы подготовки:
Подготовительный
(октябрь)
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Перспективное планирование проекта.
Разработка и накопление методических материалов по проблеме
Организация и участие родителей в выставке «Лучшая кормушка»
Основной
(ноябрь – февраль)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах :
- наблюдения
- познавательные беседы
- рассматривание иллюстраций и картинок с изображением птиц
- чтение художественной литературы
- заучивание стихотворений
- прослушивание аудиозаписей с голосами птиц
- дидактические игры
- подвижные игры
- художественно – продуктивная деятельность: оригами, рисование, лепка, аппликация.
Заключительный
(март)
Отметили, что дети узнали много нового о птицах, у них появилось чувство ответственности за друзей, нуждающихся в помощи в холодное время года
По окончании данного проекта дети сделали выводы :
- В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
- Сытой птице мороз не страшен.
- Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
На основе проделанной работы подготовили презентацию:
«Птицы - наши друзья!».
Выставка рисунков «Зимующие птицы»
5. Ожидаемые результаты реализации проекта :
* Развитие у детей ответственности за «братьев наших меньших»
* Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;
*Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
* Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них.
*Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей
*Активное включение в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
6. Описание содержания проекта.
Птиц на земле около 9 тысяч видов. Только в России их насчитывают более 760 видов. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют гнёзда в ветвях деревьев и кустов или на земле. Невозможно, конечно, знать всех птиц, но мы обязаны знать тех, которые живут рядом с нами.
Мы привыкли к частым переменам года, к их смене, и понимаем, что большая часть людей на Земле знает, что такое зима, мороз и снег. Но, оказывается, об этом знают не только люди, но и некоторые, хорошо знакомые птицы.
Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.
Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом.
Да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.
Проект «Зимующие птицы» направлен на решение вопросов:
Что нужно птицам, чтобы им не страшна была зима?
Как мы можем помочь птицам зимой?
С другой стороны проект направлен на привлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.
В совместной работе с родителями необходимо создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Совместные изготовления кормушек, а затем их размещение в парке, сквере, сближают взрослых и детей, закрепляют полученные на занятиях знания о живой природе в практической деятельности.
Проект «Зимующие птицы» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
При организации проекта я учитывала особенности детей дошкольного возраста, которые обусловлены психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
В работе над проектом я использую интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Наша работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка. Обучающий процесс организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. На основе приобретенных знаний у ребенка формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать.
Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают новые факты из их жизни: о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и воспитывает в детях заботливое отношение к окружающей природе.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними, в процессе которого дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.
7. Экологические, экономические и социальные аспекты.
Наименование Краткое описание
Экологические
Дошкольники изучили зимующих птиц, выяснили, чем они питаются, что им нужно для комфортной жизни в зимних условиях.
Экономические
Изготовление кормушек из бросового материала, самостоятельно заготовить корм для птиц (семена подсолнечника, тыквы, дыни, арбуза, семена хвойных шишек, желуди, не выбрасывать остатки белого хлеба после завтрака). Так же на участке детского сада птицы самостоятельно могут найти семена берёзы, ольхи, ели и торчащие из-под снега сорняки, плоды рябины.
Социальные
Привлечении в проект сотрудников детского сада, детей и родителей из других групп.
8. Категории участников.
Воспитатели, дети старшей группы, родители, специалисты.