Юлия Жестерова
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Тип проекта :
По содержанию – познавательный, информационный, творческий, игровой.
По числу участников- групповой.
Сроки исполнения:
Средний с 06.03.17 по 25.03.17г. (три недели)
Участники проекта :
• Воспитатели группы :
Жестерова Ю. В.
Бинерт Н. В., воспитатель I кат.
• Дети старшей группы №2 «Солнышко»
• Родители
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по экологическому воспитанию в старшей группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Началу проекта послужила необходимость дать детям представления о перелетных птицах, об их повадках.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Проблема: Недостаточно сформировано понятие о перелетных птицах. Некомпетентные знания родителей по вопросу формирования у детей экологически-целостной личности, т. е. личности сопряженной с окружающим миром живой природы.
Цель проекта :
Обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.
Задачи проекта :
1. Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.
2. Уточнить и систематизировать знания детей о перелетных птицах, подвести к усвоению понятия «перелетные птицы».
3. Воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
• расширение кругозора
• проявление творчества и двигательной деятельности
• дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Продукты проекта :
Дидактические игры «Перелетные птицы», «Кто как летит?», «Кто чем питается?», «Скажи наоборот».
Выставка работ на тему «Перелетные птицы».
Реализация проекта через образовательные области:
Приоритетные:
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Художественно-эстетическое развитие
Интеграция с образовательными областями:
• Речевое развитие
• Физическое развитие
Методы реализации проекта :
• Речевая деятельность
• Познавательная деятельность
• Физическая деятельность
• Игровая деятельность
• Художественная творческая деятельность
• Исследовательская деятельность
• Приёмы реализации проекта : беседы, рассматривание иллюстраций, презентаций; эксперименты и наблюдения; опыты-эксперименты; чтение художественной литературы; интегрированная образовательная деятельность; дидактические игры; динамические игры
Этапы проекта :
1 этап: Подготовительный.
1. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной проблеме.
2. Изготовление дидактических игр.
3. Подобрать материалы, музыку, песни, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности.
4. Составить план мероприятий на неделю, подобрать материал для продуктивной деятельности.
2 этап: Практический: реализация проекта.
1. Проведение бесед с детьми
2. Рассматривание картин
3. Чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц и поговорок; загадывание загадок по теме.
4. Прослушивание классического произведения Чайковского «Весна».
5. Просмотр презентации «Перелетные птицы»
6. Наблюдение за птицами на участке детского сада.
7. Исследовательская деятельность (рассматривание птиц на прогулке, поиск материалов для книжки?
8. Проведение подвижных игр, дидактических, сюжетно-развивающих игр по теме проекта.
9. Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация/лепка).
3 этап: Заключительный
1. Выставка детских работ «Птицы в парке», аппликация «Лебединая верность», «Скворцы», «Пернатые друзья» рисование.
2. Показ открытой образовательной деятельности «Перелетные птицы».
3. Непосредственно образовательная деятельность.
Схема реализации проекта «Перелетные птицы»
Образоват. Обл. Задачи Форма, методы и приёмы
Познавательное развитие Формирование понимания значимости птиц в природе и в жизни людей;
Закрепить знания детей о птицах их среде обитания и о правилах поведения с пернатыми друзьями. Проведение бесед с детьми
Рассматривание картин
Наблюдение за птицами на участке детского сада
Просмотр презентации «Перелетные птицы»
рассматривание птиц на прогулке.
Просмотр мультфильмов: «Серая шейка», «Гадкий утенок».
Социально-коммуникативное развитие Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.
Д. иг: «Кто где зимует?»
«Кто лишний». «Узнай птицу по описанию».
Психогимнастика:
-изобрази мимикой
«Птенцы»Проведение конкурса «Репортажи о перелетных птицах.
Сюжетно-ролевая игра: «Маленькие птенчики»; «Покормим птичек»; Строительные игры:
«Скворечник для скворца»;
«Кормушка для птиц».
Художественно-творческое развитие Учить располагать изображение на листе с учтом его пропорций. Закреплять способы и примы рисования различными изобразительными материалами; вырезать симметричные изображения из бумаги сложенной пополам. Развитие музыкально – художественной деятельности детей. Развивать чувство цвета, ритма, наблюдательность. Воспитывать интерес к музыке, творчеству. Слушание классической музыки и пения птиц в лесу. Прослушивание классического произведения Чайковского «Весна».
Выставка детских работ «Птицы в парке» аппликация «Лебединая верность», «Скворцы», «Пернатые друзья» рисование.
Речевое развитие Расширение и активизация словаря по теме.
Развитие монологической речи детей (речь-рассуждение; речь-доказательство).
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Чтение художественной литературы: Чтение рассказа Н. Калининой «Про птиц».
К. Д. Ушинский «Ласточка»; Н. Сладков «Грачи прилетели»; В. Жуковский «Жаворонок»; А. Плещеев «Сельская песенка»; О. Высотская «Журавли»; А. Майков «Ласточка примчалась»; Н. Сладков «Ласточка». заучивание стихов, пословиц и поговорок; загадывание загадок по теме.
Д. иг: «Назови ласково», «Кто где зимует», «Кто лишний?», «Назови детеныша?».
Физическое развитие Формирование положительных эмоций в ходе совместной деятельности
Подвижные игры:«Птицы, гнезда, птенцы».«Утка-Гусь», «Гуси». Физкультминутка «Весна»«Перелёт птиц» «Совушка», «Птицы в гнездах», «Птица раз, птица два», «Утица».
Приложение № 1
Рассказать детям о перелетных птицах.
Перелетные птицы — птицы, улетающие зимой в теплые края. Жаворонок, утки, грач, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, скворец, соловей, цапля
Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.
Грач — перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.
Скворец -певчая птица. У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.
Ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
Жаворонок— маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.
Утка — птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.
Журавли— крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
Кукушка— размер у разных видов кукушек разный, но у всех у них тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Кукушка является гнездовым паразитом. Она откладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше и растут быстрее, потом вытесняют яйца или прогоняют птенцов особи, высидевшей птенца кукушки. И хозяину гнезда приходится выкармливать только птенца кукушки.
Лебедь - оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.
Соловей— неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.
Цапли — живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.
Чтение рассказа Н. Калининой «Про птиц».
В саду по снежным дорожкам бегают ребята, катаются на санках, копают снег, а наверху с дерева на дерево перелетают птицы, качаются на тоненьких ветках, щебечут, поглядывают вниз на малышей.
Алёша остановился, загляделся на птиц. И ребята подошли, смотрят. - Вера Ивановна, почему птицы в жаркие страны не улетают?
- Улетают, только не все. Некоторые у нас остаются.
- А что они едят?
- Что найдут, то и едят. Трудно им зимой.
- Я птичкам крошки принесу, - сказал Алёша.
- А я - кусок хлеба.
- Снег пойдёт - всё занесёт.
- Что же делать?
Подумала Вера Ивановна и говорит:
- Давайте устроим птичью столовую, такую, чтобы снег не засыпал зёрна, ветер не уносил крошки. Кто будет помогать?
Все побежали в детский сад. Притащили доски, фанеру, молоток и гвозди:
- Сейчас сделаем птицам стол.
Саша с Алёшей доску держат, Леночка - коробку с гвоздями, Оля молоток подаёт. Все малыши Вере Ивановне помогают.
Сделали хороший стол, вокруг досочки прибили, чтобы ветер крошки не уносил.
- Теперь нужна крыша, чтобы снег не засыпал зёрна. Давайте фанеру. Держите прямее.
Стучит Вера Ивановна молотком, забивает гвозди.
Вот и крыша готова.
А воробьи сидят на ветках и чирикают, как будто угощения ждут. И хлопотливая синичка тут же по веткам скачет.
Побежали малыши в детский сад. Принесли крупы и хлебных крошек. Насыпали на стол, а сами подальше отошли, чтобы не пугать птиц. Завтра они им ещё угощения принесут. Каждый день будут кормить - и привыкнут птицы жить у ребят в саду.
Приложение №2.
Подвижные игры
«Птицы, гнезда, птенцы».
Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.
Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.
Ход игры: По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.
По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки.
По команде «Птенцы» - находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. Повторить игру два раза.
Гуси
На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:
- Гуси, вы гуси!
- Га-га-га, га-га-га!
- Вы, серые гуси!
- Га-га-га, га-га-га!
- Где, гуси, бывали?
- Га-га-га, га-га-га!
- Кого, гуси, видали?
- Га-га-га, га-га-га!
С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают:
- Мы видели волка,
Унес волк гусенка,
Самого лучшего.
Самого большого
Далее следует перекличка хоровода и гусей :
- А, гуси, вы гуси!
- Га-га-га, га-га-га!
- Щиплите-ка волка,
Выручайте гусенка!
Гуси машут крыльями, с криком «га-га-га» бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.
Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.
Правила игры. Хоровод гусей и гусята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка.
«Утка-Гусь».
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» — которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» — кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны.
Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу названия перелетных птиц, доходят до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим
Физкультминутка
Дети поворачиваются друг за другом и идут по кругу, выполняя движения.
Собирайся, детвора, Хлопают в ладоши
Весна зовё т: «гулять пора!»
Будем по лесу гулять Шагают
Чистым воздухом дышать Вдох-выдох
На носочках по тропинке,
Друг за другом мы пойдём Ходьба на носочках
В маленькие лужицы Ходьба с высоким
Не наступим, обойдём поднятием колен
Встали ели на пути,
Нам их нужно обойти Ходьба змейкой
Идите, дети, осторожно
О ели уколоться можно.
Вот сороки пролетели
Им сорокам не до сна! Взмахи руками,
Трещат сороки-белобоки: имитация полёта птицы
- Идёт весна! Идёт весна!
За весною мы пошли,
В лес волшебный
мы пришли!
Ходьба
Физ. мин. «Прощай лес»
Прощай лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны
Полный сказок и чудес! (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох)
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)
За природой наблюдали, (Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх.)
Чудеса у нас на свете (Присесть, руки сложить.)
Птицам помогают дети.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)
Ногами топаем. (Притопы на месте.)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали. (И слушают пение птиц.)
Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки)
Встанем, глубоко вздохнем
Приложение №3
Дидактические игры:
«Кто где зимует?»
Цель: закрепить умение классифицировать птиц зимующих и перелетных.
Задание: посади зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение лётного дерева.
«Кто лишний»
Воспитатель показывает картинки с изображением птиц, дети должны сказать кто лишний и почему.
«Назови ласково»
Птенец — птенчик,
перо — перышко,
голова — головка, головушка,
соловей — соловушка,
шея — шейка,
жаворонок — жаворонушек,
крыло — крылышко,
скворец — скворушка,
гусь — гусенок,
утка — уточка,
лебедь — лебедушка,
гнездо — гнездышко,
журавль — журавушка,
аист — аистенок,
цапля — цапелька.
«Назови детеныша»
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Грач — грачонок
стриж — стриженок
кукушка — кукушонок
скворец — скворчонок
гусь — гусенок
аист — аистенок
журавль — журавленок
лебедь — лебеденок
утка — утенок
«Один — много»
Образование множественного числа.
Грач — грачи
птица — птицы
стриж — стрижи
аист — аисты
жаворонок — жаворонки
скворец — скворцы
журавль — журавли
гусь — гуси
утка — утки
ласточка — ласточки
соловей — соловьи
лебедь — лебеди
кукушка — кукушки.
«Расскажи о птице».
Это ласточка. Она черного цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой.
«Узнай птицу по описанию».
Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
Ход. Воспитатель описывает птицу, а ребёнок отвечает – какая это птица.
Приложение №4
Загадки о перелетных птицах.
• Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
грач
• Кто прилетает к нам с теплом,
Пусть проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
ласточка
• Есть на дереве дворец.
Во дворце живёт певец.
Он не лает, не кусает,
Сад фруктовый охраняет.
скворец
• Эту птицу знает всякий
На месте его дворец
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день. (скворец)
• Кто без нот и свирели
Лучше всех заводит трели? (соловей)
• Гости приходят весной,
А уходят осенью. (перелетные птицы)
• Шея тонкая и ноги,
Не боясь воды и капли,
Рыб, лягушек ловят много
Клювом длинным. Это. (цапли)
• Начинает песни в мае,
Трели льются средь ветвей,
Всё вокруг ему внимает!
А певец тот. (соловей)
• Весной и летом
За пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит. (грач)
• В синем небе голосок
Будто крошечный звонок. (жаворонок)
• По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач-
Насекомых ест всех. (грач)
Пословицы и поговорки.
В одно перо и птица не родится.
Видно птицу по полету.
Соловья баснями не кормят.
У всякой пташки свои замашки.
Летать умеет тот, кто умеет садиться.
Птицу видать по полету.
Стихи о перелетных птицах.
***
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
А. Плещеев
***
Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков
***
Удод
Он украшен хохолком.
Дом его в дупле сухом.
Знает весь лесной народ:
Эти птицу звать удод.
***
Скворец
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Прилетай же!
М. Карим
***
Милый скворушка-скворец,
Прилетайте же наконец!
Для тебя я дом построил -
Не скворечник, а дворец
Приложение №5
Наблюдение за птицами на участке детского сада
Цели:
-учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;
-развивать наблюдательность, память;
-воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Трава опять зазеленела, И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!» -Звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому, Кусочки мха они несут
-Все пригодится им для дома,Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках Синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки -Их желторотые птенцы
.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие птицы прилетают к нам на участок?
Как вы им помогаете?
Какого они размера?
Какую пользу приносят птицы?
Какая у них окраска?
Чем питаются?
Какие изменения в жизни птиц происходят осенью?
Каких птиц вы еще знаете?
Трудовая деятельность
Посыпание песком дорожек на участке.
Цели:
-воспитывать положительное отношение к труду;
-учить оказывать помощь младшим.
Подвижные игры
«Лови - бросай».
Цели:
-учить ловить мяч, не прижимая его к груди;
-бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.
«Салки».
Цель: учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу.
Индивидуальная работа
Прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.
Выводы. В ходе реализации проекта у детей возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями; расширились знания и представления об особенностях жизни перелетных птиц; увеличился словарный запас по данной теме; пополнилась картотека игр, картинок с информацией о птицах. В процессе работы у детей возникло желание создавать условия для птиц (постройка скворечников, подкармливание птиц). Таким образом, выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение в процессе работы.