марина гапоненко
Проект по экологическому воспитанию «Сохрани дерево!» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 77 «Золотая рыбка» г. Брянска
ПРОЕКТ
по экологическому воспитанию,
приуроченный к Всемирному дню окружающей среды (5 июня)
«Сохрани дерево!»
Подготовила воспитатель :
Высшей категории
Гапоненко Марина Викторовна
Брянск 2023г.
Проект
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Сохрани дерево!“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
по экологическому воспитанию дошкольников, приуроченный к Всемирному дню окружающей среды (5 июня)
«Сохрани дерево!»
подготовительная к школе группа
Автор проекта : воспитатель Гапоненко Марина Викторовна
Пояснительная записка
Человек научился писать задолго до появления бумаги. Для того, чтобы передать свои мысли, чувства и знания он использовал и камни, и глиняные таблички, и дощечки, залитые воском, пергамент, папирус, бересту и многое другое. Основу любой бумаги составляют волокна целлюлозы. А целлюлозу делают из древесины. Оглянитесь вокруг: газеты, журналы, реклама в почтовых ящиках, документы на рабочем столе, обои на стенах - это все сделано из бумаги, на производство которой идут разные породы древесины или бумажные отходы - "макулатура". Потребность в бумажных изделиях возрастает с каждым днем, и с каждым же днем возрастает вырубка лесов.
Актуальность проекта
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к природе.
Из всех растительных ресурсов Земли важное значение в природе и жизни человека и всех живых существ имеют деревья. Деревья – это богатство нашей страны. Они дают людям необходимую древесину для изготовления бумаги, мебели, игрушек, дров, домов и т. д., украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно и охранять.
Одной из причин уничтожения деревьев является их вырубка. С каждым днём возрастают масштабы вырубленных лесов, в том числе и для изготовления бумаги. Чтоб произвести бумагу надо вырубить множество деревьев, которые росли долгие годы. А посадить новое дерево и вырастить – это большие затраты и усилия. Чтобы вырастить хорошее дерево нужно ждать 50 лет. Массовая вырубка лесов приводит к большим негативным последствиям. Ежегодно теряется 13 миллионов гектаров леса, а вырастает только 6 гектар. Это значит, что каждую секунду с лица планеты исчезает лес, размером с футбольное поле. Эту ситуацию необходимо исправлять. Частично решить эту проблему можно собирая ненужную бумагу и вторично перерабатывать макулатуру.
Сколько в офисах, учреждениях, квартирах ежедневно выбрасывается бумажного мусора. Важно, чтобы каждый задумался над необходимостью собирать и сдавать в переработку макулатуру.
Такой выбор темы – сбор макулатуры – не случаен. Бумага – один из основных компонентов мусора в каждой квартире и, конечно, офисе или детском саду. Один житель, в среднем, выбрасывает до 150 кг бумаги в год. А для получения 1 тонны бумаги расходуется примерно 10 деревьев и 20 000 литров воды. Сдавая макулатуру на вторичную переработку, можно не только сократить размеры свалок, но и значительно экономить природные ресурсы.
У Вас дома давно лежит ненужная куча газет и прочих бумажных отходов, сложенных где-нибудь в углу и Вам лень выкинуть их?
Проблема
С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому так важно воспитание экологического сознания у детей и привлечение внимания общественности к проблемам использования, и экономии природных, и энергетических ресурсов, охране окружающей среды.
Цель проекта :
Формирование и развитие экологической культуры у дошкольников, расширение представлений детей о важной функции деревьев и о необходимости их сохранения.
Задачи проекта :
- Сформировать у детей знания о значении деревьев в жизни человека и всех живых существ;
- расширить знания детей об истории возникновения и производстве бумаги;
- расширить кругозор детей, познакомить с понятием слова макулатура;
привлечь внимание дошкольников на необходимость экономного использования бумаги;
- привлечь максима льное количество детей, родителей к сбору макулатуры;
- разработать план проведения социальной акции «Сохрани дерево – собери макулатуру» в рамках проекта, определить сроки.
- показать дошкольникам важность экономного расходования бумаги, возможность вторичного ее использования, что поможет сохранить лесные ресурсы планеты;
- собрать и отправить в переработку макулатуру, спасти деревья от вырубки;
-воспитывать у детей желание беречь природу.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели, завхоз.
Время реализации проекта : Февраль – март 2023 г.
Ожидаемые результаты:
- Появление представления у дошкольников о пользе деревьев, леса;
- возникновение потребности в ресурсосбережении у детей, привлечение внимания к проблемам экологии;
- повышение знаний дошкольников об истории появления бумаги, об изготовлении бумаги из вторичного сырья;
- вовлечение родителей в совместную природоохранную деятельность;
- сбор и сдача макулатуры, спасение деревьев от вырубки;
- осознанное участие дошкольников в акции по сбору макулатуры, формирование бережного отношения к бумаге, к природным, лесным ресурсам;
- приобретение навыков социального партнерства с другими организациями.
Этапы реализации:
• Организационно-подготовительный этап.
Определение проблемы, выбор темы, формулирование целей и задач проекта, актуальности проблемы педагогами. Знакомство родителей с задачами проекта и приглашение к сотрудничеству, привлечение внимания к проблеме вырубки лесов, вовлечение принять участие в социально-экологической акции по сбору макулатуры. Подбор дидактического и наглядного материала, изучение методической литературы. Подготовка к сбору макулатуры, вовлечение родителей в проектную деятельность.
• Основной (практический) этап реализации проекта.
Рассказы, беседы:
- «Здравствуй, дерево!»;
- «Деревья наши друзья»;
- «Жизнь дерева»;
- «Берегите деревья»;
- «Исследование деревьев на территории детского сада».
чтение художественной литературы (отгадывание загадок, заучивание стихов)
- «Разговорчивая березка» М. Скребцова;
- Сказка «Спор деревьев»;
- «Осинка и ветерок» Мария Скребцова;
- «Художник и клен», «Волшебная рябинка» Алла Лопатина;
- Сергей Есенин «Клён ты мой опавший», «Белая береза под моим окном»;
- Афанасий Фет «Учись у них — у дуба, у берёзы»;
- Иван Суриков «Рябина»;
- Владимир Солоухин «Береза», «Деревья», «Сосна», «Чтобы дерево начало петь», «Яблони»;
- Римма Казакова «Россию делает береза».
дидактические игры:
- «Дерево, листок, плод»;
- «С какого дерева листок?»;
- «Загадайте дерево, я отгадаю»;
- Д/И ТРИЗ «Что хорошо для дерева, что плохо?»;
- Игра-рассуждение «Дерево – это….».
подвижные игры:
- «Кто быстрее найдет дерево»;
- «Березонька, выручай!»;
- «Листопад».
проведение организованной образовательной деятельности
- «Какую пользу нам приносят деревья?».
просмотры видео для детей
- детский видеофильм «История бумаги»;
- познавательно-образовательный мультфильм «Фиксики – бумага»;
- Беседа-презентация «Что такое макулатура?», просмотр видеоролика «Зачем сдавать макулатуру?»;
- Виртуальная экскурсия на завод по переработке макулатуры.
«Заключительный аналитический этап (анализ проведенных мероприятий).
Проведение социально-экологической акции «Сохрани дерево –собери макулатуру!» по сбору макулатуры в детском саду в группе № 8 «Почемучки», в намеченные сроки организовать сдачу макулатуры в пункт приема. Подготовить презентацию о проведении социально-экологического проекта «Сохрани дерево!». Подведение итогов.
Перспективный план работы по экологическому проекту
«Сохрани дерево!»
Сроки реализации Мероприятия Участники
Февраль
2023г.
01. 02. -07.02.
• Организационно-подготовительный этап.
1. Составление календарного плана проекта;
2. Подбор методического материала, оборудования, необходимого для проведения проекта по экологическому воспитанию дошкольников.
3. Подготовка к сбору макулатуры, вовлечение родителей в проектную деятельность.
4. Оборудовать пункт приема макулатуры. Воспитатели, завхоз, дети, родители
Февраль – март
2023г.
08.02- 25.03
• Основной (практический) этап реализации проекта.
(заучивание стихов о деревьях, отгадывание загадок, использование дидактических игр; проведение подвижных игр, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание аудиозаписи).
1. Проведение бесед экологической тематики для детей : «Здравствуй, дерево!»; «Деревья наши друзья»; «Жизнь дерева»; «Берегите деревья»; «Исследование деревьев на территории детского сада».
2. чтение художественной литературы (отгадывание загадок, заучивание стихов)
«Разговорчивая березка» М. Скребцова;
- Сказка «Спор деревьев»;
- «Осинка и ветерок» Мария Скребцова;
- «Художник и клен», «Волшебная рябинка» Алла Лопатина;
- Сергей Есенин «Клён ты мой опавший», «Белая береза под моим окном»;
- Афанасий Фет «Учись у них — у дуба, у берёзы»;
- Иван Суриков «Рябина»;
- Владимир Солоухин «Береза», «Деревья», «Сосна», «Чтобы дерево начало петь», «Яблони»;
- Римма Казакова «Россию делает береза».
3. дидактические игры:
- «Дерево, листок, плод»;
- «С какого дерева листок?»;
- «Загадайте дерево, я отгадаю»;
- Д/И ТРИЗ «Что хорошо для дерева, что плохо?»;
- Игра-рассуждение «Дерево – это….».
4. подвижные игры:
- «Кто быстрее найдет дерево»;
- «Березонька, выручай!»;
- «Листопад».
5. Проведение организованной образовательной деятельности «Какую пользу нам приносят деревья?».
6. Просмотр видеофильма для детей
«История бумаги», познавательно-образовательного мультфильма «Фиксики – бумага».
7. Беседа-презентация «Что такое макулатура?», просмотр видеоролика «Зачем сдавать макулатуру?».
8. Виртуальная экскурсия на завод по переработке макулатуры.
Воспитатель, дети
Февраль Март
07.02.2023г. -31.03.2023г.
1. Проведение социально-экологической акции «Сохрани дерево –собери макулатуру» по сбору макулатуры в детском саду в группе № 8 «Почемучки», сдача в пункт приема макулатуры.
2. Подведение итогов. Результаты проекта.
3. Итоговое мероприятие выставка рисунков: "Берегите деревья!"
4. Презентация проекта. Дети, родители, воспитатели, завхоз.
Результаты проекта :
• деревья играют в природе и в жизни человека важную роль.
• вырубка деревьев наносит большой вред природе.
• как помочь деревьям жить долго и приносить людям пользу и радость.
• Каждые 60 кг макулатуры спасают 1 дерево.
• Мы собрали 300 кг макулатуры.
• Значит, мы спасли 5 деревьев!
• 1 кг макулатуры стоит 6 руб. (самовывоз).
• Мы заработали 1800 руб.
• На полученные средства от сдачи макулатуры, мы купили в группу конструкторы :
Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к окружающему миру.
Главное, чему научил проект и детей, и взрослых, - это осознание того, как важно ценить то, что нас окружает, иначе это может повлечь за собой настоящую катастрофу.
Вывод:
Использование макулатуры спасает деревья от вырубки. Макулатуру можно использовать для производства новой бумаги, различных бумажных изделий и даже некоторых строительных материалов. Поэтому нужно организовывать сбор макулатуры и строить перерабатывающие предприятия. Мы уверены, что проведенная акция положила начало формированию экологической культуры у наших воспитанников и их родителей и планируем продолжать работать в этом направлении. Хочется верить, что новое поколение вырастет более экологически грамотным и экономичное использование бумаги будет для них нормой в повседневной жизни.
Уважаемые родители! В рамках экологического проекта «Сохрани дерево!» мы проводим акцию, чтобы привлечь Ваше внимание к проблеме вырубки лесов «Сохрани дерево – сдай макулатуру!» по сбору макулатуры на базе нашей группы № 8 «Почемучки».
Одной из причин уничтожения деревьев является их вырубка. С каждым днём возрастают масштабы вырубленных лесов, в том числе и для изготовления бумаги. Чтоб произвести бумагу надо вырубить множество деревьев, которые росли долгие годы. А посадить новое дерево и вырастить – это большие затраты и усилия. Чтобы вырастить хорошее дерево нужно ждать 50 лет. Массовая вырубка лесов приводит к большим негативным последствиям. Ежегодно теряется 13 миллионов гектаров леса, а вырастает только 6 гектар. Это значит, что каждую секунду с лица планеты исчезает лес, размером с футбольное поле. Эту ситуацию необходимо исправлять. Частично решить эту проблему можно собирая ненужную бумагу и вторично перерабатывать макулатуру.
Вот несколько фактов о макулатуре:
- 60 килограммов макулатуры — это 1 спасённое дерево;
- на каждого россиянина приходится около 25 килограммов бумажной продукции в год, то есть каждая среднестатистическая семья может сберечь минимум одно дерево в год;
- макулатура составляет по весу примерно 40% всех твердых отходов;
- площадь лесных массивов на планете постоянно сокращается, следовательно, нехватка деревьев станет ощутимой проблемой в самое ближайшее время.
Мы уверены, что сбор макулатуры с детьми помогает формированию экологической культуры у наших воспитанников. Ведь нам всем хочется, чтобы мы и наши дети росли на ЗЕЛЕНОЙ ПЛАНЕТЕ. А вместе мы сможем улучшить экологию и сделать наш город чище!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №77 «Золотая рыбка» г. Брянск
Консультация для родителей
«Макулатуру соберём – дерево спасём!»
Консультация для родителей
«Макулатуру соберём – дерево спасём!»
Ты – человек! Зависит от тебя,
Как будет жить, дышать твоя планета:
Тебе вручённые моря, поля, леса
Ведь лучше хвойным воздухом дышать,
Храни как драгоценные заветы…
Чем вырубать деревья для бумаги…
В переработку тонны мусора собрать,
Чем рощи засорять, луга, овраги.
Очистить от бумажных гор подвал – леса сберечь,
И новых дней страницы
Расскажут, как ты бережно хранишь
Богатства Родины великой!
Задумывались ли вы когда-нибудь, сколько «ненужной» бумаги мы выбрасываем просто так: это не только прочитанные газеты и журналы, магазинные чеки, пакеты и обертки, а также коробочки от лекарств и ещё много-много всего прочего. К счастью, бумага — это биоразлагаемый материал, то есть, попав на свалку, она просто со временем исчезнет без следа и не нанесёт никакого вреда окружающей среде. Бумага стала универсальным материалом, который всё чаще используют не только для издания книг, журналов, газет, но и в промышленности, строительстве, электро- и радиотехнике, медицине и т. д. В то же время бумага является вторичным материальным ресурсом, то есть подлежит переработке и используется в новых изделиях. Экологический фактор переработки вторичных материалов сейчас выходит на первый план. Именно он вместе с вопросом экономии ресурсов может быть отнесен к разряду самых важных преимуществ переработки отходов и использования вторичного сырья.
Для предотвращения экологических катастроф, а также для спасения зелёных насаждений, в России действует акция по сбору макулатуры. Её суть заключается в том, чтобы убедить людей бережно относится к природным материалам и ресурсам, в том числе и бумаге, не выбрасывать её в мусор, а проводить регулярный сбор и сдачу в соответствующие службы и как итог - уменьшить вырубку деревьев.
Вот несколько фактов о макулатуре:
- 60 килограммов макулатуры — это 1 спасённое дерево;
- на каждого россиянина приходится около 25 килограммов бумажной продукции в год, то есть каждая среднестатистическая семья может сберечь минимум одно дерево в год;
- макулатура составляет по весу примерно 40% всех твердых отходов;
- площадь лесных массивов на планете постоянно сокращается, следовательно, нехватка деревьев станет ощутимой проблемой в самое ближайшее время.
Мы уверены, что сбор макулатуры с детьми помогает формированию экологической культуры у наших воспитанников. Ведь нам всем хочется, чтобы мы и наши дети росли на ЗЕЛЕНОЙ ПЛАНЕТЕ. А вместе мы сможем улучшить экологию и сделать наш город чище!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №77 «Золотая рыбка» г. Брянск
Конспект занятия по экологии
На тему:
«Деревья. Какие они?»
для детей подготовительной группы
Конспект занятия по экологии
на тему:
«Деревья. Какие они?»
для детей подготовительной группы
Программные задачи:
1. Воспитывать любовь к деревьям, бережное, заботливое отношение к ним.
2. Уточнить понятия «кора», для чего она служит дереву?
3. Узнать по внешнему виду возраст (дать понятия, что даже старое дерево живое, растёт, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличии от старого дерева.
4. Закрепить название профессий, занимающих изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными (лесничий).
5. Уточнять и расширять занятия о том, для чего нужна древесина и что изготовляют из коры деревьев.
6. Учить моделировать кору из бумаги.
Предварительная работа: рассматриванием цвета коры у разных деревьев. Обратить внимание на возраст, величину.
Беседа о том, что производят из древесины.
Материал: кусочки коры деревьев. (берёзы, ели, липы, сосны). Кусочки смолы, веточки тополя, лист коричневой бумаги, бумажные зелёные листочки, клей, ножницы. Схема сухого дерева, образцы предметов, сделанных из бересты липы, запись пения птиц.
Ход занятия:
Воспитатель : загадка: «Нам в дождь и в зной поможет друг, зелёный и хороший. Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек». (дерево).
Как вы думаете «Дерево живое или нет». Почему (т. к. оно питается, растёт и размножается). А как дышит дерево? (листочками). Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который заводы, фабрики, машины, а отдаёт кислород – чистый воздух, для жизни людей. (Показать образцы коры, разложить на столе кору. Спросить что это).
Дети: кора.
Воспитатель : для чего нужна кора дереву?
Дети: кора защищает дерево.
Воспитатель : а от чего она защищает?
Дети: от солнца, мороза, ветра, от того чтобы сок не вытекал.
Воспитатель : как вы думаете, кора защищает только ствол?
Дети: нет и ветки.
Воспитатель : давайте посмотрим что такое кора и что под ней находится. Разденем веточку от кожицы и посмотрим что находится под ней.
Дети: древесина.
Воспитатель : какая сама кожица?
Дети: тонкая, гибкая, мягкая.
Воспитатель : кожица это тонкая кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре? Чем дерево старше, тем кора толще и твёрже. Давайте посмотрим кусочки коры. Найдите кору молодого дерева. Почему вы так думаете?
Дети: так как она тонкая и мягкая, а кора старого дерева жёсткая и мягкая.
Воспитатель : зачем человеку нужно знать возраст дерева?
Дети: чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.
Воспитатель : какие деревья нужно спилить кроме старых? (больные).
Как узнать, что дерево болеет.
Дети: листья вянут, кора трескается.
Воспитатель : от чего белеют деревья?
Дети: поселились вредные насекомые.
Воспитатель : посмотрите на обратную сторону коры, найдите ходы проделанные вредными насекомыми. Как вы думаете, кто лечит деревья?
Дети: дятел.
Воспитатель : правильно. У дятла язычок с зазубринами и липкий, когда он продолбит носом дыру в стволе, кто высовывает язычок, и насекомые накапливаются на языке, прилипают к нему, а дятел их вытаскивает из ствола. Как называют ещё дятла? «Лесной доктор».
Воспитатель : отчего ещё болеют деревья?
Дети: кто-то порезал кору, сломал ветку.
Воспитатель : дети, кто так поступает – приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие собирают берёзовый сок, сделают надрез и сок стекает; набирают нужное количество и уходят, а сок продолжает течь. Спустя некоторое время, образуется красная полоса. В народе говорят «Дерево плачет кровавыми слезами». Мало кто знает, что после сокобора необходимо замазать глиной ранку на стволе дерева, что бы оно не погибло. Берёзовый сок полезен, богат витаминами. Берёзы растут на светлых местах. Берёза быстро растёт поэтому её называют «гонким деревом». Пыльца с жёлтых серёжек перелетает к зелёным серёжкам, так происходит опыление берёз. Берёза даёт четыре угодья – всё нужное полезное для жизни человека. Свет – лучина разбитому связь, больному здоровье. (из берёзовых почек лекарство, а берёзовыми веничками выгоняли хворь). Некопаный колодец -сок. На Руси берёзу называли деревом счастья.
А у сосны и ели сок на воздухе застывает, затвердевает и получается смола. И смолы делают много нужных полезных веществ. Янтарь это окаменевшая смола дерева.
Игра «Слово на ладошке».
Я назову деревья и кустарники, а вы назовите которые растут в нашем краю. (Яблоня, груша, малина, вишня, апельсин, липа, берёза, черёмуха, лимон, банан).
Лесник - это человек, который занимается изучением леса и уходом за ним, за животными и за птицами. Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. Древесина идёт на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Что можно сделать из коры деревьев? Посмотрите на выставку, фото. Она вам поможет найти ответы. Из коры делают различные художественные подделки. А ещё в древние времена, когда не было бумаги, люди писали на обратной стороне коры берёзы. И называлось такое письмо «Берестяная грамота».
Физ. минутка.
Включается запись с голосами птиц встревоженных. Что мы слышим? Птичий переполох. Что же случилось в лесу? Птицы кружатся над деревом встревоженно. (Воспитатель показывает схему сухого дерева).
Как вы думаете, что случилось с этим деревом?
Дети: оно погибло. Нет коры нет листьев.
Воспитатель : давайте поможет, «оденем дерево». Как сделать кору, похожую на настоящую.
Дети: смять бумагу.
Воспитатель : давайте сделаем кору. Вот мы и подлечили дерево. А ещё чем можем помочь. Каждое доброе дело названное вами будет превращаться в зелёный листочек дерева. Зимой укрывать снегом, летом поливать, присыпать землёй сделать скворечники, что бы прилетали птицы. Собирать жуков, замазывать раны глиной. Посмотрите, дети, как радостно зажило наше дерево; к нему прилетели птицы. Может они совьют гнёзда и выведут птенцов. Послушайте как они поют. (Запись пения птиц).
Воспитатель : почему тополя сажают в городах? (потому что выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья). В начале тополиная метель – коробочки с семенами. Они лопаются и тополиная метель заметает город.
Пух - это тонкие волоски, к которым прикреплены семена. Они падают на землю и начинают прорастать. Что делают из почек тополя и древесины. (бумагу, а из почек одеколон, духи, крема).
Пословицы:
1. Дерево держится корнями, а человек - друзьями.
2. Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.
3. Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят.
Деревья - это украшения нашей Земли.
Так давайте же беречь их.