Эльвира Забихуллина
Проект по экологическому воспитанию на тему «Птицы нашего села»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно-практический.
Продолжительность проекта : октябрь - март.
Участники проекта : дети 6-7 лет, родители, педагоги, музыкальный руководитель ДОУ.
Цель проекта : формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучение особенности жизни, внешнего вида и среды обитания птиц нашего города;
2. Становление экологически ориентированной деятельности и поведения детей в природной среде, с объектами природы;
Публикация «Проект по экологическому воспитанию на тему „Птицы нашего села“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Воспитание гуманного, экологически целесообразного отношения к природе;
4. Накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта отношения с природой.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Подготовительный этап:
На протяжении всего проекта ведется подбор детской и педагогической литературы, картин и иллюстраций, грамзаписей, видеоматериалов, дидактических игр, материалов для творческой деятельности детей.
Октябрь.
1. Занятие познавательного цикла по ознакомлению с птицами : "Как узнать птицу".
Цель: формировать у детей обобщенное представление о птицах как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья; развивать умение устанавливать причинно - следственные связи различного характера.
2. Экологическая беседа : "Птицы в лесу".
Цель: формировать у детей представление о жизни птиц в лесу, их приспособленности к условиям леса, воспитывать познавательный интерес.
3. Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц.
Цель: воспитывать умение различать птичьи голоса, приобщать к миру дивного пения птиц.
4. Дидактические игры: "Что за птица?", "Подбери птичке перышко".
Цель: воспитывать умение определять птиц по внешнему виду.
5. Выезд в лес совместно с родителями с целью наблюдения за жизнью птиц в лесу.
6. Конкурс на лучшее сочинение детей и родителей: "Птицы нашего села".
7. Разрешение проблемных ситуаций:
"Что бы вы сделали, если бы увидели.
выпавшего из гнезда птенца?
мальчишку, разоряющего птичьи гнезда?
мальчишку с рогаткой в руке?
птичку севшую к вам на подоконник?
8. Разучивание поговорок: "Всякая птица своим пером гордится", "У каждой пташки свои замашки".
9. Продуктивные виды деятельности: рисование "Перелетные птицы", лепка "Утка с утятами".
10. Выставка работ из природного материала: "Чудо-птица". Участники: дети, родители, педагоги.
Ноябрь.
1. Занятие: "Осенние заботы птиц".
Цель: уточнить знания об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой, воспитывать бережное отношение к птицам в осенний период.
2. Экологическая беседа : "Зимующие и перелетные птицы"
Цель: углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений); учить классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица, снегирь, голубь) и перелетных (утка, грач, стриж, ласточка) на основе установления связи между характером корма и возможности его добывания. Воспитывать желание заботится о птицах.
3. Дидактические игры: "Кто где зимует?", "Раздели птиц на перелетных и зимующих"
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
4. Экскурсия в сквер, с целью наблюдения за птицами.
5. Анкетирование родителей по теме: "Что ты знаешь о птицах".
6. Консультация для родителей и педагогов "Сохраним родную природу".
7. Решение проблемной ситуации: "о чем могут говорить птицы, живущие в разных условиях: одна в неволе, а другая в лесу? Одна живет на всем готовом, но в клетке, а другой приходится себе самой добывать корм, спасаться от врагов, зато она свободна".
8. Продуктивные виды деятельности: рисование "Где обедал воробей", аппликация "Сказочная птица",Конструирование из при родного материала, «Совушка - сова, большая голова».
9. Вечер загадок и отгадок.
• "Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой". (дятел)
• "Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья - белобока, а зовут ее. " (сорока)
• "Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло - спать летит в дупло. " (сова)
• "На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его. " (скворец)
• "Черный, проворный, кричит: "крак", червякам - враг. (грач)
• "Сизокрылая птица, любит семечки и крошки, сидит тихонечко воркует возле дома и на окошке" (голубь)
• "Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет крохи собирает. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет". (воробей)
• "Спинкою зеленовата, крылышками желтовата черненькая шапочка и полоска шарфика" (синичка)
Декабрь.
1. Занятие "Тайны птичьего мира".
Цель: развивать а детей интерес к жизни птиц, познакомить с удивительными загадками и тайнами природы; продолжать активизировать познавательные способности детей.
2. Экологическая беседа "Птицы водоемов"
Цель: формировать представление о том, что в водоеме живут птицы, образ жизни которых связан с водой, их приспособленность к условиям обитания. Формировать представление о жизненном круге утки.
3. Дидактические игры: "Назови водоплавающих птиц", "Что сначала, что потом?".
Цель: способствовать обобщению представлений о водоплавающих птицах.
4. Фотовыставка "Птицы нашего села". Совместная деятельность детей и родителей.
5. Экскурсия в Краеведческий музей.
Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах нашего города.
6. Экологическая акция "Новая столовая". Совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
Цель: воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время, развивать фантазию и творчество.
7. Анкетирование родителей "Как ты помогаешь птицам"
Цель:" Уточнить, какую помощь оказывают взрослые птицам.
8. Знакомство с демонстрационной картиной "Как живут наши пернатые друзья зимой"
9. Разучивание пословиц : "Мала синичка, да коготок остер", "Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает", "Воробьи под кровлю, а совы на ловлю".
10. Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Ласточка".
11. Продуктивная деятельность. Рисование "Снегири - как розовые яблоки", аппликация "Белая лебедушка", работы из природного материала (шишки, перья, скорлупа орехов)
12. Выставка детских работ "Птичий мир".
Январь
1. Занятие "Покормите птиц зимой".
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение, желание помогать им в трудных зимних условиях.
2. Экологическая беседа "Учитесь жалеть и беречь".
Цель: формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.
3. Дидактические игры: "Кто где зимует", зоологическое лото"Птицы"
Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление.
4. Выездное занятие в сельскую детско-юношескую библиотеку, с целью получения дополнительных знаний о птицах, подбор литературы о птицах.
5. Экологическая акция :"Покормите птиц зимой".
Цель: воспитывать сочувствие, желание помочь птицам.
6. Коллективное рисование. Плакат "Покормите птиц зимой"
7. Просмотр видеоматериалов о жизни птиц.
Февраль.
1. Занятие: "Птицы наши друзья".
Цель: способствовать пониманию значимости живых существ, их взаимосвязи в природе, развитию эмоционально - положительного, экологически правильного отношения к птицам.
2. Экологическая беседа : "Добрые поступки"
Цель: воспитывать умение доказательно строить суждения, определять добрые поступки.
3. Дидактические игры:"Хорошо - плохо", "докажи, что это птица".
Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.
4. Экологическая акция "Наша столовая"(подготовка кормушек и подкормка птиц)
"Что за стол среди берез под открытым небом,
угощает он в мороз птиц зерном и хлебом".
5. Фоторепортаж "Как мы помогаем птицам"
6. Разучивание стихотворения Э. Булгакова "Синички"
7. Чтение рассказа "Птичья столовая".
8. Знакомство с репродукцией картин И. Похитонова "Зимой", Л. Бродского "Зимнее утро".
9. Выставка детских работ. Девиз выставки "Приручите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось нам встречать весну".
Март.
1. Занятие: "О чем поют птицы весной".
Цель: расширить представление о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении, развивать интерес к жизни птиц, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
2. Дидактические игры:"Чей это домик", "Кто чей?".
Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.
3. Экскурсия в художественный музей совместно с родителями.
Цель: воспитывать эстетические чувства, приобщать к прекрасному.
4. День экологических знаний.
Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах.
5. Игры: "Хорошо - плохо" (много кормушек - хорошо или плохо? Много детей у кормушек - хорошо или плохо? Много корма в кормушках. "; "Чей хвостик?"; "Угадай, как кого зовут?"; "Чьи следы на снегу?".
Цель: воспитывать умение размышлять, делать выводы, рассуждать.
6. Акция "Домик для птички". Привлечь родителей.
Цель: воспитывать бережное отношение ко всему живому, желание заботится, развивать творческие умения, фантазию в придумывании домика для пернатых.
7. Развлечение для детей, родителей и педагогов "Новоселье птиц".
Цель: закрепить знания детей о птицах.
Показатели сформированности экологической культуры ребенка.
68% детей показали высокий уровень развития познавательной деятельности. практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.
Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций "хорошо - плохо;
С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.
Проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Методическая литература:
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
5. Иванова А. И. «Живая экология» М., 2006 г.
6. Кондратьева Н. Н. «Мы» : Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.
7. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
8. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки» М., 2002 г.
9. О. А. Скоролопува «Весна. Насекомые. Перелетные птицы». М., 2008. г.