Диана Рахматуллина
Проект по экологическому воспитанию детей средней группы «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта:
1. Введение
1.1. Актуальность:
Усугубление экологических проблем в нашей стране обостряет необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене непрерывного образования.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей средней группы „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Воздух - это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.
Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
1.2. Проблема
У детей недостаточно знаний о воздухе. Люди, животные и растения дышат воздухом. Воздух находится везде. А как его можно увидеть? Как доказать, что он существует? Что такое воздух? Зачем он нужен людям и другим живым организмам? Какое значение воздуха? Как воздух загрязняется? Как охранять воздух? Такие вопросы возникли у детей во время беседы о воздухе. Так мы решили узнать как можно больше о нём.
1.3. Гипотеза
Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Если мы проведем исследования опыты, эксперименты с воздухом, то мы расширим свои знания о воздухе, как источники жизни.
1.4. Условия реализации:
Продолжительность 1 неделя (20.11.2017 – 24.11.2017)
- Создание предметно - развивающей среды для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);
- Чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями;
- Создание альбома: «Как люди используют воздух»;
- Занятия познавательного цикла по экологическому воспитанию;
- Игры-эксперименты с воздухом, водой.
- Консультация для родителей "Организация детского экспериментирования в домашних условиях";
- Вовлечь родителей в образовательный процесс, направленный на знакомство детей с воздухом
1.5. Цель:
Познакомить с богатством природы – воздухом, с помощью экспериментов и опытов, расширить и углублять знания о воздухе.
Задачи:
• Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
• Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, представления детей. Развивать экологическое сознание;
• Рассказать детям о значении воздуха для жизни человека, животных и растений;
• Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.
1.6. Ожидаемые результаты:
- Дети опытным путём доказали существование воздуха;
- Познакомились со свойствами воздуха и его составом;
- Расширили представление о значении воздуха в жизни человека и всех других живых организмов;
- Получили элементарные представления об источниках загрязнения воздуха и охраны его;
- Активизировали способность устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы;
- Познакомились с комплексом дыхательной гимнастики.
2. Планирование работы
2.1. План – график разработки конспектов занятий, игр и опытов (приложение 1)
2.2. Взаимосвязь участников проекта.
Основные участники проекта: воспитатели и воспитанники средней группы, родители детей.
2.3. Реализация проекта через совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям
- Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность;
- Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и непринужденной обстановке, особенно - путем обсуждений в малых группах.
2.4. Интеграция образовательных областей:
1. социально-коммуникативное,
2. познавательное,
3. речевое,
4. художественно - эстетическое,
5. физическое.
3. Этапы проведения проекта:
3.1. 1. Этап – подготовительный
• Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; утилизированный материал:, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары.
• Знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов.
• Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Дети выявили проблему: «Что же такое воздух?», «Откуда он берется?». В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1) Узнать про воздух, как можно больше.
2) Провести опыты с воздухом.
3.2.2. Этап – планирование
Организация исследования в рамках проекта:
Теоретическая часть:
• составление перспективного плана работы с детьми,
• разработка конспектов
• описание опытов;
Практическая часть:
• Наблюдения на прогулке
• Игры-эксперименты по данной проблеме.
• Схема реализации проекта: оснащение уголков (Связь с другими видами деятельности)
1. Уголок экспериментирования «Лаборатория»: Емкости для воды разного размера, воздушные шарики, мыльные пузыри, целлофановые пакеты, коктейльные трубочки, резиновые и надувные игрушки, шампунь, салфетки.
2. Уголок познавательный: карточки-схемы свойств воздуха, альбом: «Как люди используют воздух», алгоритмы выполнения опытов.
2. Уголок творчества: зарисовки опытов; свободное рисование по теме, изготовление вееров.
3. Уголок книги: загадки, стихи, художественная литература, пословицы, поговорки.
4. Уголок театрализованной деятельности: шапочки для д/игры: «Воздух - теплый, воздух - холодный.»
3.3.3. Этап – деятельностный
3.4.4. Этап – заключительный
• Итоговое занятие: «Воздух - невидимка»
• Презентация проекта в ДОУ
• Составление проектной папки
4. Выводы
К концу проекта у детей была развита мыслительные способности память, речь, воображение, любознательность, интерес к познавательной деятельности, т. е. научились анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы при помощи моделей-рисунков определять элементарные свойства воздух. Научились работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
5. Планирование дальнейшей профессиональной деятельности
В дальнейшем формировать у детей “экологическое чувство”. Более углубленно изучать представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.