Папки-передвижки

Проект по экологическому развитию детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) «Природа родного края» ХМАО

Анна Тройнятникова
Проект по экологическому развитию детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) «Природа родного края» ХМАО
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проекта. Самая родная природа - природа родного края! Кому как не ребятам дошкольного возраста близок мир природы.

Впрочем, почти все дошкольники не понимают наименования цветов, растений, насекомых, животных, которых видят при конкретном общении с природой. Да и сама природа "вытесняется" машинами, жилищами и заводами. Еще родители в сегодняшнее время уделяют недостаточно интереса общению с природой.

Публикация «Проект по экологическому развитию детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) „Природа родного края“ ХМАО» размещена в разделах

Поэтому педагоги детского сада, должны привлекать родителей к совместной работы по ознакомлению детей с природой, должны с детства учить детей любить природу, уметь восхищаться ее красотой, внести личную посильную лепту в дело сбережения и приумножения богатства природы.

В дошкольном возрасте экологическое образование, по моему мнению, протекает сквозь ознакомление ребят с природой, а это считается необходимым нюансом всестороннего и гармонического становления личности ребенка. Чем более малыши станут распознавать природу собственной маленькой Отчизны, и РФ в целом, что более они станут любить и беречь ее.

Как раз в следствии этого я придумала план для дошкольников по ознакомлению с природой родного края.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (март-май 2021 г.).

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет, воспитатели, родители.

Цель и задачи проекта

Цель: ознакомление дошкольников с природой родного края, с обилием флоры и фауны ХМАО, формирование основ экологической культуры.

Задачи:

• Систематизировать познания об природном мире.

Формировать простые представления о взаимосвязях в природе.

• Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.

• Расширять и классифицировать познания о растительном и животном мире ХМАО.

• Развивать познавательное внимание к объектам природного мира, сквозь чтение художественной литературы о природе родного края, сквозь практическую работу.

• Развивать связную речь, обогащать лексикографический запас ребят, мышление, фантазию.

• Воспитывать бережливость к природе родного края, восприятие ее обилия и красоты.

Методы и формы работы.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Формы работы с детьми:

1. Игровая деятельность.

2. Непосредственно образовательная деятельность

3. Этические, ситуативные беседы.

4. Чтение художественной литературы и заучивание стихов.

5. Рассматривание альбомов экологической тематики.

6. Просмотр мультипликационных фильмов, презентаций о природе.

Ожидаемые результаты проекта:

- Расширение знаний о растительном и животном мире нашего округа.

- Сформировано стремление у детей к исследованию объектов природы.

- Умеют вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.

- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

- Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Этапы реализации проекта:

I этап –Подготовительный этап:

- разработка проекта;

- постановка цели и задачи;

- подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература);

- разработка конспектов образовательной деятельности.

II этап -Основной этап:

- работа по плану проекта.

III этап -Заключительный этап.

- оформление уголка природы, огорода на окне;

- оформление выставки рисунков «Мир природы родного края»;

- открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.

План мероприятий

Март

Беседы на темы:

«Что такое природа?»

«Деревья нашего края»

Рассматривание картин и иллюстраций:

«Дикие животные»

Чтение произведений:

В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой»

Успенский «История одной яблоньки», «Птицы»

Разучивание стихотворений о птицах, о животных,

о деревьях.

В. Бианки «Лесной хор»

Загадывание загадок:

О птицах

Дидактические игры:

«Природа – не природа»

«Кто в домике живет?»

«Найди перелетных и зимующих птиц».

«Найди по описанию»

Экспериментальная деятельность:

Сравнение еловых и сосновых шишек

Оформление альбома

«Эти интересные животные»

Творческая деятельность:

Конструирование «Кормушки для птиц»

Рисование «Медведь»

Рисование «Деревья нашего участка»

Апрель

Беседы на темы:

«О правилах поведения в природе»

«Лес - наше богатство»

Чтение произведений:

В. Степанов «Животные наших лесов»

Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу»

Разучивание стихотворений о деревьях

Загадывание загадок:

О диких животных

О деревьях

Рассматривание картин и иллюстраций:

«Картины из жизни животных»

Дидактические игры:

«Найди по описанию»

«Найди, кого назову»

«Опиши, а мы отгадаем»

Экспериментальная деятельность:

Сравнение веточек сосны и ели

Оформление альбома

«Деревья нашего края»

Творческая деятельность:

Лепка «Берегите лес»

Рисование «Деревья нашего участка»

Конструирование «Хвойный лес».

Май

Беседы на темы:

«Деревья нашего края»

«Лес - наше богатство»

Чтение произведений:

Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу»

Разучивание стихотворений о птицах

Загадывание загадок:

О деревьях

О природе

Дидактические игры:

«Кого не стало?»

«Чьи следы»

«Назови ласково»

«Кто где?»

Экспериментальная деятельность:

Рассматривание семян деревьев

Посадка семян сосны, ели, березы, клена

Оформление альбома

«Растения нашего края»

Творческая деятельность:

Рисование «Берегите природу».

Лепка «Белочка в лесу»

Конструирование «Береза»

Оформление «Красной книги нашего края»

Работа с родителями

Оформление фото выставки «Природа нашего края».

Найти и выучить стихи:

- о любимом дереве родного края;

- о любимом диком животном ХМАО-Югры;

- о любимой птице родного края.

Составление родителей с детьми описательных рассказов о деревьях, птицах, диких животных.

Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет, потешек, песенок о природе.

Приложения

Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа».

Цели: Учить детей различать объекты живой и неживой природы. Учить различать природные объекты от объектов искусственных, созданных человеком. Способствовать у детей формированию представлений о неразрывной связи человека с природой.

Воспитатель:

Ребята, Незнайка прислал письмо и просит помочь ему разобраться. Он перепутал все картинки и не знает, что такое природа и не природа. Чем отличается живая природа от неживой.

Ребята, давайте поможем Незнайке.

Воспитатель: Ребята, что такое природа? приведите примеры.

Ответы детей (животные, птицы, растения, человек, солнце, вода)

Как вы думаете, чем отличаются животные, птицы, растения от таких объектов природы как солнце, вода, песок, камни? (Живая и неживая природа)

Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т. п. Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.

Д/игра «Поможем Незнайке разделить на 2 части объекты живой и неживой природы».

(Дети берут по одной картинке и рассказывают к какой природе относится нарисованный на картинке объект)

Д/игра с мячом «Живая природа – неживая природа»

А, что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

Вывод: дерево-природа, стол, карандаш- сделаны руками человека и

т. д.

Придумать предложения, в которых используются названия объектов

живой или неживой природы.

Беседа «Деревья родного края»

Цель: Расширение знаний и представлений детей о деревьях растущих в нашем городе.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами поговорим о деревьях. Но не просто поговорим. Сначала я буду вам загадывать загадку, а вы попробуете угадать о каком дереве идет речь.

Воспитатель: Итак первая загадка:

Стройная девица, платьице из ситца, черные сапожки, по весне – сережки. Ответы детей.

Береза - это изящное листопадное дерево с тонкими свисающими ветвями. У березы с белая кора, с черными отметинами. Листья плотные, треугольной или ромбовидной формы, с пильчатыми краями. Весной береза выпускает длинные коричневые или зеленые сережки. Осенью же березовые

рощи покрываются золотом от ярко-желтой листвы.

Березу часто можно встретить на городских улицах, в парках и в скверах.

Воспитатель: И снова загадка, а что же это за деревце? В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка. Что за деревце?

Ответы детей.

Рябина - это листопадное дерево или кустарник высотой от 4 до 8 м. Кора у нее серая. Листья сложные, длинненькие состоящие из 9 небольших листочков. Белые мелкие цветки собраны в зонтикообразное соцветие. Плоды рябины - оранжево- красные ягоды горьковатого вкуса. В любое время года рябина является украшением улиц, садов и парков.

Воспитатель: Ай какие молодцы, слушаем следующую загадку. Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат. Вдоль извилистой тропинки Шелестят листвой.

Ответы детей.

Осина - это стройное дерево, высотой до 30 м, со светло-зеленовато- серой корой. Листья овально- сердцевидные (похожи на сердечки, серо- зеленого цвета, по краям - зубчатые.

Осенью осина приобретает ярко- желтую или оранжево-красную окраску, а весной появляются коричнево-бурые сережки.

Воспитатель: А теперь загадка про любимое дерево детей. Кто и летом, и зимой

В колкой шубке смоляной? В дождь осенний и в капель Не снимает шубку.

Ответы детей.

Ель - это вечнозеленое хвойное дерево. Шишки свисающие, продолговатые и растут на концах верхних ветвей. Ель - дерево долгожитель. Живет она очень много лет.

Ель - любимое растение городских аллей, парков и скверов. Речевое упражнение на развитие языкового чутья.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немного поиграем. Я буду начинать фразу, а вы постараетесь ее закончить:

«У дуба листочки?. дубовые. У осины? -… осиновые

У березы? — … березовые У рябины? — … рябиновые У клена? — … кленовые

Молодцы ребята!

Чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой». Цель:

• С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям.

• Воспитывать любовь к птицам. Покормить птиц зимой!

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма. Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна, Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть, И для птиц тепло,

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать, Заодно с людьми Приучите птиц в мороз, К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!

Беседа по содержанию стиха:

- Почему надо подкармливать птиц зимой?

- От чего птицам так тяжело приходится зимой?

- Чем бы вы стали подкармливать птиц?

- Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?

- Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?

Беседа "Правила поведения в природе".

Цель: формировать знания детей о правилах поведения в природе.

Ребята, а вы знаете, что природу нужно беречь? Чтобы она оставалась такой же красивой и радовала нас каждый день. Знаете ли вы правила поведения в природе? Какие?

Я вам сейчас хочу рассказать следующие правила:

-Никогда не наноси вред природе.

-Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадется в природе.

-Не трогай домиков животных, их детенышей.

-Не трогай птичьи яйца.

-Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок).

-Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.

-Оказывай помощь животным, растениям, попавшим в беду.

-Подкармливай зверей и птиц зимой.

-Не мусори на месте своего отдыха.

- В меру бери дары природы.

-Не прокладывай новых тропинок в лесу.

-Учись наблюдать в природе.

-Учись слушать голоса природы.

-Не засоряй родников и речек, при необходимости расчищай роднички.

-Не шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев.

Беседа " Лес – наше богатство"

Цель: Дать детям понятие о том, что лес – наше богатство. Закрепить знания детей о животном, растительном мире родного края. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к лесу

Материал: Демонстративный материал «Лес». Разгадайте загадку:

Встал стеною до небес Перед нами чудо… лес.

Мы сегодня будем говорить о лесе. Послушайте стихотворение про лес:

Лес - наше богатство и золото наше! Разные звери, лечебные травы,

Там много птиц и ягод полно, Воздух свежий и дышать легко.

Показ демонстрационного материала «Лес».

– Дети скажите, вы знаете, что такое лес? Ответы детей.

– Правильно в лесу много деревьев, они стоят близко друг к другу. Лес

– это дом для деревьев, кустарников, птиц, зверей и насекомых. Из деревьев люди строят дома, делают посуду, игрушки. Собирают грибы, ягоды земляники, малины. Лес нам дает людям и животным кислород, который необходимый для дыхания. В лесу можно слушать пение птиц, отдыхать.

– Вы когда-нибудь были в лесу? Ответы детей.

– Что вам там понравилось, запомнилось? Ответы детей.

– Давайте вспомним, какие животные живут в лесу? Ответы детей.

– Кто скажет, как нужно себя вести в лесу? Ответы детей.

В лесу нельзя громко кричать, шуметь. Своим криком мы можем напугать птиц и зверей.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Растения это живые существа. Если вырубишь весь лес, то могут высохнуть все реки и озера. Лес очищает воздух, приносит пользу и мы поэтому должны что сделать? (беречь лес от огня и охранять его)

- У нас есть закон об охране природы и нарушать его никому не разрешается. Этот Закон соблюдать должны не только взрослые, но и дети.

Дети, давайте вспомним некоторые правила поведения в природе, поиграем в игру "Можно нельзя!" слушайте внимательно и отвечайте вместе. Ходить в лесу по тропинкам … (можно)

Ходить по траве, где попало … (нельзя)

Собирать в лесу грибы … (можно)

Вырывать их с корнем … (нельзя)

Слушать пение птиц … (можно)

А трогать птенцов в гнездах … (нельзя)

Наблюдать за муравьями … (можно)

А разрушать муравейники … (нельзя)

Можно брать детенышей диких животных домой … (нельзя).

Почему? (потому, что лес - это родной дом зверей, и создать дома такие же условия как в лесу - очень трудно. Животные не смогут жить с нами).

А скажите мне, пожалуйста для чего нам нужен лес? Лес- это место жительство птиц и животных.

Лес охраняет нас от сильных и холодных ветров. Лес дает нам строительный материал.

Лес дает нам чистую воду и воздух.

- А зачем вы ходите в лес? Отдохнуть, полюбоваться цветами, подышать чистым воздухом, послушать: шелест листвы, тишину, пение птиц, полакомиться ягодами, собрать грибы.

Молодцы, ребята! Что вы запомнили из нашей беседы?

Консультация для родителей «Учите детей любить природу»

Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

Уважаемые родители!

Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоемов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о

том, что нельзя портить деревья, добывать березовый сок, разорять гнезда, муравейники, засорять водоемы и многое другое.

Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:

- Надо охранять и беречь природу. Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:

- Надо охранять и беречь природу.

- Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водо ме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы, для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.

- Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует все живое.

- Воду следует расходовать экономно, так как без не не могут жить растения, животные, люди.

И ещ совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.

Например:

- Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.

«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу е поймать.

Пусть она пожив т у нас дома».

«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама. Почему она так ответила Вове?

- Сер жа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.

«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Сер жа родителей.

«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему. Что рассказал папа Сер же?

Дидактическая игра экологического содержания «Птицы нашего края»

Цель игры:

Формировать обобщ нные представления у детей о зимующих и перел тных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

• Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

• Устанавливать связь между исчезновением корма и отл том птиц.

• Знакомить с основным отличием зимующих и перел тных птиц: отличия в питании.

• Развивать память, внимание, речь.

• Воспитывать любовь к природе родного края.

Варианты игры:

«Найди перел тных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перел тных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перел тных, а на другую зимующих птиц.

«Найди по описанию»

Педагог да т описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т. п. Реб нок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди, кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Реб нок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

Настольная игра «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»

Предложить детям настольную игру экологического содержания.

Цель:

- Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.

- Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев

- Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя

в природе.

РИСОВАНИЕ на тему «Берегите природу!»

Цели:

Расширять представления детей о растительном и животном мире

Учить отображать в рисунке собственные замыслы

Развивать творческие способности, воображение

Материалы и инструменты:

Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о правилах поведения в природе.

Содержание деятельности:

1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в сво м рисунке.

2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».

Выставка рисунков.

Итогом проекта «Природа моего родного края» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.

Любить свой край, любить природу!

Литература

- Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

- Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005.

- Лопатина А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008.

- Луконина Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - М. : Айрис- пресс, 2002.

- Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М. : Всемирный фонд дикой природы, 2006.

Статьи из журналов

- Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

- Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников

// Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

Экологические игры

- Берестнева Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С. 48-52.

- Константинова Т. В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С. 46-48. Творческая игра «На лесной полянке»

- Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания

// Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С. 40-49.

- Чебан М. И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С. 50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры

«Волшебное солнышко», «Поле чудес».

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников Программа по экологическому воспитанию "ПРИРОДА - НАШ ДОМ" «Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный,.

Дидактическая игра-пазл «Деревья родного края» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра-пазл «Деревья родного края» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экологическому развитию детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) «Природа родного края» ХМАО
Опубликовано: 12 декабря 2024 в 14:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по экологическому развитию детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) «Природа родного края» ХМАО» (включая файлы) размещена пользователем Анна Тройнятникова (УИ 67856) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД