фатимет тлепшукова
Проект по экологии «Земля наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологии «Земля наш общий дом».
«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект по экологии „Земля наш общий дом“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В раннем дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому я как педагог формирую у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.
Экологическое воспитание дошкольников я рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Я убеждаю детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.
Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому я привлекаю каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
Как педагога, моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.
Паспорт проекта.
Название проекта : «Земля-наш общий дом».
Вид проекта : познавательно- исследовательский.
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта : неделя.
Период выполнения: март.
Цель проекта :
Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.
Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
-формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;
-расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
-формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
-привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;
-доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности;
Показатели результативности:
в ходе реализации проекта дети :
формируется чувство сопереживания, дети станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и приумножения богатства родной планеты Земля;
узнают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых существ;
с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;
в ходе проекта педагог :
осуществляет инновационную деятельность ;
повышает свой профессиональный уровень;
в ходе проекта пополнится предметно-развивающая среда группы;
познавательной литературой, оборудованием для экспериментирования, дидактическими играми;
самодельными журналами и книжками о путешествиях по нашей планете;
I этап – подготовительный.
Подготовка к внедрению проекта.
-Подобрать методическую литературу по теме.
-Подобрать художественную литературу для чтения детям.
-Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
-Информационный материал для родителей.
-Составить перспективный план мероприятий.
-Разработать тематический досуг для детей «День Земли».
-Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
II этап- основной.
Выполнение проекта.
Социально-коммуникативное развитие.
Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Глобус», «Кто чем питается?», «Найди домик», «Построим забор для огорода», «Что изменилось», «Что где растёт?», «Кто быстрее найдёт», «Когда это бывает?».
Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «Разбери мусор», «Как правильно вести себя в природе».
Трудовая деятельность:
Создание заборчика для огорода и оформление огорода на окне «Витаминная грядка».
(уход, поливка, рыхление, наблюдение).
Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями в группе.
Уборка территории детского сада. Приведение в порядок клумб.
Познавательное развитие.
- наблюдение за деревьями, появлением почек, первых листочков;
- наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением;
- рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях; рассматривание первоцветов;
- ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;
- наблюдение за неживой природой, изменениями, происходящими с наступлением весны;
- рассматривание иллюстраций на тему охраны природы;
- рассматривание плаката на тему «Как вести себя в лесу?».
- рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд».
- опыты с водой и землёй. «Вода и ее свойства», «Посев семечка», «Откопай разгадку», «Растения пьют воду».
Рассказ воспитателя. «О Всемирном празднике «День Земли», «Наш дом, наша планета -её надо любить и беречь».
Развивающие игры. «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки», «Путаница».
Речевое развитие.
Словесные игры: «Как это было», «Волшебный мешочек», «Домино», «Мир вокруг нас», «Что было, что будет», «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию», «Кто в домике живёт?», «Кто что ест и как кричит?».
Беседы с детьми по темам: О значении почвы и воды в жизни всего живого», «Как вести себя в природе», «Мы друзья природы».
Пословицы и загадки о весне, земле.
Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир».
Чтение художественной литературы:
Л. Толстой «О. Муравьях».
М. Сырова «Подснежник».
Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».
А. Блок «На лугу».
С Маршак «Весенняя песенка».
Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата».
К Ушинский «Утренние лучи».
М. Пришвин «Разговор деревьев».
В. Зотов «Береза», «Дуб».
Просмотр диафильмов и мультфильмов.
Н. Калинина «Загадки воды».
Н. Притулина «Подарок Ёжика».
Сказки народов Советского Союза «Отчего? Почему? Как?».
«Как козлик Землю держал».
К. Паустовский «Барсучий нос».
Е. Марысаев «Медвежкина мама».
Художественно - эстетическое развитие.
Коллективная аппликация «Берёзка», «Красивый букет рябинки».
Рисование «Подснежники», «Ветка с листочками», «Расцвели красивые цветы», «Яркое солнышко».
Лепка с исп. бросового материала «Чашечки для зайчат».
Экологический праздник «День Земли».
Прослушивание: «Звуки природы», «Звуки леса», «Звуки птиц».
Изучение песен: «Дождик», «Ласточка», «Весна пришла».
Прослушивание музыкальных произведений по теме проекта.
Физическое развитие.
Подвижная игра: «У медведя во бору», «Поймай комара», «Лягушки и цапля». Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Жуки», «Пчёлки и ласточки».
Игра-соревнование: «Кто быстрей?», «Осы, пчёлы, шмели».
Физкультминутка: «Животные в лесу», «Божья коровка».
Игровые упражнения: «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку».
Развивающая среда.
Альбомы для рассматривания «Времена года», «Дикие животные», «Растения»»,«Насекомые», «Цветы» и др.
Дидактические игры «Когда это бывает?», «Мир
растений», «Что сначала, что потом».
Плакат «Птицы нашего края», «Животные».
Раскраски «Времена года», «На лугу», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?» и др. ,
Лото «Мир животных», «Птицы», «Кто где живёт?».
Взаимодействие с родителями.
Сбор фотографий, материала по теме.
Оформление стенда «День Земли».
Домашнее задание для родителей и детей:
«Планета Земля глазами детей» - конкурс рисунка и поделки.
Создание альбома «Берегите Землю».
Анкетирование «Экологическое воспитание дошкольников», «Экологическое образование в семье».
Консультация для родителей и оформление папки – передвижки «Прикоснись к природе сердцем!».
III этап - заключительный.
Оформление выставки рисунков детей и родителей на тему «Планета Земля глазами детей!».
Оформление альбома «Берегите Землю».
Посадка огорода на окне и уход за растениями.
Сложилась традиция-сажать в День Земли деревья, кустарники на территории детского сада, в ближайшем парке, сквере. В этой акции обычно принимают участие семьи дошкольников с детьми, они стараются принести саженцы выращенные своими руками.
Конкурс среди родителей и детей на лучшую поделку из мусора: «Мусорная фантазия».