Инна Панькова
Проект по экологии «Вот зима кругом бело»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологии «Вот зима, кругом бело.»
Автор: воспитатель Панькова Инна Михайловна,
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Участники проекта : дети второй младшей группы (3-4 года).
Состав проектной группы : дети, родители, педагоги, музыкальный руководитель.
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Вид проекта : групповой.
Публикация «Проект по экологии „Вот зима кругом бело“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Продолжительность: среднесрочный 09 января 2020 –31января 2020г.
Актуальность проекта :
Все дети любят зиму, но оказалось, что дети путают названия времен года и зимних месяцев, почему времена года сменяют друг друга, что было бы, если бы зимой не было снега. Зимний период дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты, и т. д., позволяет устанавливать причинно – следственные связи. Исходя из потребностей, интересов детей, работа над данным проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед, на более высокий уровень экологических знаний. А совместная деятельность воспитателей, родителей и детей в проекте сближает, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
Цель проекта : Расширять представления детей младшего возраста о зиме – как о времени года, о зимних природных явлениях, забавах; формировать знания детей о простейших экологических взаимосвязях в живой и неживой природе в зимний период; воспитывать эмоционально-эстетическое и заботливое отношение к миру природы.
Задачи проекта :
- расширять и обобщать знания детей о времени года - зиме, учить называть зимние месяцы, приобщать к зимним забавам;
- формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом; познакомить детей со свойствами снега;
- формировать у воспитанников умение различать и называть зимние природные явления; - рассказать об особенностях повеления лесных животных и птиц зимой; - формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в изобразительной деятельности;
- способствовать обогащению словарного запаса и развитию коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности;
- способствовать развитию внимания и памяти;
- внести новый игровой наглядный и дидактический материал для обогащения предметно развивающей среды на основе интеграции;
- воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы;
- способствовать повышению экологической культуры родителей;
- способствовать развитию эмоционально насыщенного взаимодействия детей, родителей и педагогов.
1. Проблема.
На улице дети обратили внимание на снег, который лежал на крыше, деревьях, скамейках. Дети стали задавать вопросы: «Что такое снег?», «Откуда берутся снежинки?», «Почему скрипит снег?». В ходе беседы выяснилось, что дети путают названия времён года и зимних месяцев, не могут объяснить некоторые явления природы и ответить на вопросы: «Почему замерзает вода?», «Почему надо кормить птиц?» «Почему я замёрз?», «Что такое снегопад?».
2. Планирование:
1. Подготовка к проекту.
-подбор методической литературы по теме;
- подбор художественной и познавательной литературы по теме проекта (стихотворений, загадок и пословиц, картинок, иллюстраций, раскрасок);
-разработка конспектов ООД по разным областям программы;
-подготовка дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр по теме; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
-привлечение родителей к работе над проектом, содействовать расширению знаний у детей о зимних природных явлениях
2. Реализация проекта.
-Беседы по теме проекта; -наблюдения на прогулке; -проведение ООД по теме; - экспериментирование по теме проекта; -чтение художественной литературы, -проведение дидактических и с\р игр; -выпуск информационного листа для родителей «Зимние приметы».
3. Презентация проекта.
- Конкурс зимних скульптур среди родителей. - Создание фото выставки «Зимние забавы».
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие
Наблюдения на прогулке за снегом; рассматривание снежинок, льдинок. Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушку. Рассматривание иллюстраций с изображением природных явлений в зимний период. Беседы: «Что зимою происходит?», «Приметы зимы», «Одежда людей зимой», «Звери в лесу зимой», «Почему нельзя есть снег?», «Зимние забавы», «Как нужно заботиться о птицах зимой?», «Правила поведения на зимней прогулке». Игровые ситуации «Не идётся и не едется, потому что гололедица! (безопасность на льду)» «Береги нос в большой мороз!». Настольно – печатные игры «Одень куклу на прогулку» «Сложи новогоднюю открытку» «Собери снеговика». Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Что лишнее?», «Оденем куклу на прогулку», «Следы», «Какое время года?».
Сюжетно-ролевые игры: «Собираемся на прогулку», «Путешествие в зимний лес». Строительные игры: «Горка для куклы», «Построим медвежонку берлогу». Труд на прогулочном участке: расчистка скамеек от снега (с помощью взрослого, лепка снеговика. Консультация для родителей: «Досуг с ребёнком зимой».
Познавательное развитие
НОД «Дело было в январе…» НОД «Что спряталось в воде?» НОД «Ледяная история» НОД «Где быстрее растает лёд?» НОД «Сказки матушки-метели».
Ознакомление со свойствами снега и льда. Экспериментальная деятельность: «Чудесное превращение снега», «Почему снежинка на ладони тает?», «Почему снег становится грязным?», «Как согреть руки» «Свойства снега» «Хрустальные сосульки» «Цветные льдинки». Рассматривание иллюстраций «Как звери в лесу зимуют» «Приметы зимы» «Зимующие птицы».
Речевое развитие
НОД Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идёт». НОД «Дедушка Мороз» НОД Чтение рус нар. ск «Зимовье зверей». Игры: «Зимние слова», «Дует ветер», «Назови ласково», «Про кого говорят?», «Что не так?». Разгадывание загадок на тему «Зима». Чтение художественных произведений: Л. Воронкова «Снег идет»; А. Яким «Первый снег»; А. Челуров «Трудно птицам зимовать»; Н. Телегина «Сказка о маленькой ёлочке»; В. Сутеев «Ёлка»; К. Бальмонта «Снежинка», Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…», И. Сурикова «Зима», Ф. Тютчева «Зима недаром злится», Г. Ладонщикова «Прилетели метели», И. Токмаковой «Под Новый год», М. Лапыгина «Снегирь», Е. Русакова «Зима» В. Фитисова «Зима пришла», И. Бурсова «Снежинки». Заучивание стихотворений: «Ёлка» Е. Благинина, «Маленькой ёлочке» З. Александрова, «Наша ёлка» Е. Ильина. Чтение русских народных сказок: «Рукавичка», «Лиса и заяц», «Снегурочка и лиса», «Зимовье зверей». Игра – драматизация «Заюшкина избушка» «Рукавичка». Загадки, пословицы и поговорки о зиме, зимних явлениях.
Художественно-эстетическое развитие
НОД рисование «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Деревья в снегу» «Украсим рукавичку». НОД аппликация «Снеговик», «Бусы на ёлку». НОД лепка «Девочка в длинной шубе». Слушание музыкальных произведений Рассматривание картин художников Просмотр «Зимние зарисовки», мультфильмов: «Снегурочка», «Снеговик – почтовик», «Зима в Простоквашино». Оформление фото выставки «Зимние забавы» (совместное творчество родителей и детей).
Физическое развитие
Подвижные игры: «Берегись, заморожу», «Мы мороза не боимся…», «Снежинки и ветер», «Поймай снежинку», «Зайка беленький сидит», «Ледяные фигуры», «Передай рукавичку», «Два Мороза», «Снежки», «Санный поезд», «Зимующие и перелетные птицы», «Попади в ком» ,«Заморожу!», «Друг за другом по следам» «Прокати снежок».
Игровые упражнения: «Кто быстрее оденется на прогулку?» «Кто больше соберет снежков?» «Как на горке снег, снег…» «Найди по следу», «Поймай снежинку».
Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинки», «Вьюга», «Холодно – жарко», «Сдвинь с места снежный ком»
Пальчиковые игры: «Ёлочка», «Пирог».
Работа с родителями.
- ознакомление родителей с целями и задачами проекта, адресное объявление о начале проекта;
- информация в папках-передвижках;
- консультация для родителей: «Досуг с ребенком зимой»,
- участие родителей в постройке снежных фигур на участке совместно с воспитателями;
- сбор корма для птиц.
3. Поиск информации.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
- Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности (вторая младшая группа)
- Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду (вторая младшая группа).
- Л. Ю. Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. - О. А. Соломенникова Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада Конспекты занятий- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007г. – 48 с.
- О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду.
- Карточное планирование в ДОО (опыты и эксперименты).
- В. В. Гербова. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.
- Комплексные занятия по программе от рождения до школы под редакцией В. К. Вераксы
4. Планируемые продукты проекта :
1. У детей расширятся представления о признаках зимнего времени года, об особенностях живой и неживой природы в этот период, о связи между явлениями в природе; - активизируется активная речь, расширится речевой запас на основе знаний об окружающей природе, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, загадками на зимнюю тематику; - у детей возникнет больший интерес к исследовательской деятельности;
- знания, полученные в процессе реализации проекта, найдут отражение в различных видах деятельности (изобразительной, игровой); - дети научатся элементарным правилам поведения в природе; - у родителей появится возможность разнообразить совместное с детьми времяпрепровождение.
2. Выпуск информационного листа для родителей «Зимние приметы».
5. Презентация проекта :
- Конкурс зимних скульптур. - Создание фото выставки «Зимние забавы».